В понедельник на свое первое заседание собралась украинская Конституционная комиссия, которая займется реформой основного закона страны. Главной задачей комиссии является претворение в жизнь планов «децентрализации», о которых неоднократно заявлял президент Порошенко. Кроме того, комиссия должна подготовить изменения в Конституцию по реформе местного самоуправления.
Напомним, проведение конституционной реформы и глубокой децентрализация госуправления являются одним из пунктов Минского протокола от 12 февраля, без которых невозможно полное урегулирование конфликта. В конце марта президент Порошенко подписал Указ о Конституционной комиссии. В неё вошли 72 эксперта, среди которых сотрудники международных организаций, представители парламентских фракций, а также бывшие президенты Украины.
По словам Порошенко, новая Конституция поможет Украине стать частью Европы: «Поэтому очень важно, чтобы Конституция отвечала тем нормам и принципам, которые заложены в европейской Конституции».
Ранее Петр Порошенко неоднократно указывал, что децентрализация не подразумевает федерализации. В ходе своего выступления на первом заседании комиссии президент еще раз подчеркнул: «Украина была, есть и, я надеюсь, будет унитарным государством». По его словам, федерализации — «это как инфекция, как химическое оружие, которое нам пытаются навязать извне, и это единственная модель, которой пытаются разъединить сродненную Украину».
При этом Порошенко вновь исключил возможность придания русскому языку статуса второго государственного. По его словам, три четверти народа Украины выступают за украинский язык как единственный государственный. Также, по его мнению, около 90% граждан страны поддержат унитарность Украины. В то же время Порошенко предложил усилить ответственность за сепаратизм: «В рамках децентрализации считаю нужным усилить ответственность за сепаратистские заявления и действия, критерии которых будут описаны в законе, чтобы боялись, ибо Украина сейчас платит высокую цену за это».
Децентрализация власти по версии Порошенко не должна затрагивать вопросы обороны, национальной безопасности, внешней политики, борьбы с коррупцией, обеспечения прав и свобод граждан касательно обеспечения суверенитета и территориальной целостности.
Тем не менее, Порошенко допустил возможность проведения референдума по вопросу федерализации: «Я готов, чтобы мы вынесли вопрос изменения государственного устройства Украины на референдум, если Конституционная комиссия увидит необходимость в федерализации страны».
Порошенко также обратился к главе Конституционной комиссии спикеру Верховной Рады Владимиру Гройсману с предложением включить в нее фракции, которые не входят в коалицию, ибо, по его словам, «Конституция — это общее дело на благо государства».
Власти ДНР уже отреагировали на слова Порошенко, заявив о своем возмущении. По словам спикера Народного совета ДНР Андрея Пургина, работа Конституционной комиссии на Украине не соответствует минским договоренностям, так как никаких приглашений принять участие в работе комиссии представители народных республик не получали. Пургин также отметил, что сохранение унитарного устройства и единственного государственного языка для них абсолютно неприемлемы: «Все, что они сейчас говорят и делают, никак не стыкуется с теми минскими договоренностями, что были достигнуты с таким трудом в ходе встречи „нормандской четверки“ и контактной группы».
Ранее полномочный представитель ДНР в контактной группе Денис Пушилин заявлял:
«Все вопросы, касающиеся выборов и конституционной реформы, в обязательном порядке, согласно Комплексу мер, должны быть согласованы с нами. Как это предписывается Комплексом мер, представители ДНР и ЛНР будут обязательно принимать участие в выработке и принятии решений в трехсторонней контактной группе».
Кроме того, по его словам, представители ДНР в контактной группе по выполнению Минских соглашений настаивают на отмене постановлений Рады с поправками в закон об особом статусе (о признании «оккупированных территорий»), которые принимались в одностороннем порядке, касаясь выборов на территории самопровозглашенных республик, что противоречит пункту 12 Комплекса мер".
Украинский публицист Мирослава Бердник напоминает, что уже через два дня после того, как в Минске был подписан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, власти ДНР и ЛНР предложили Киеву список поправок в Конституцию Украины.
— В поправках, которые предложили Киеву народные республики, было сказано о «делегировании отдельным регионам, районам права самостоятельно формировать структуру региональной власти и местного самоуправления». ДНР и ЛНР также предлагали Киеву рассмотреть возможность децентрализации бюджетно-финансовой и налоговой систем, вплоть до возможности создания на отдельных территориях особых экономических режимов и свободных экономических зон. В Конституции Украины, по предложению народных республик, должны быть закреплены такие понятия, как «особый статус», «отдельные районы» и «отдельные регионы».
В списке поправок также был указан пункт, который наделяет отдельные регионы правом «объединяться в свободные ассоциации с созданием общих структур управления». Власти отдельных регионов, согласно предложенным поправкам, получали право формировать собственные силы правопорядка, назначать судей и прокуроров. Русский язык, по предложению ЛНР и ДНР, в отдельных регионах сможет получить официальный статус.
«СП»: — То есть Киев совершенно не учел мнения народных республик, чем фактически нарушил Минские соглашения?
— Во-первых, украинская сторона уже сорвала сроки принятия законов. Во-вторых, депутаты отвергли диалог Киева с ДНР и ЛНР, объявив республики «оккупированными территориями». В-третьих, украинский парламент обратился к Совбезу ООН с предложением о вводе миротворческой миссии, против чего выступало ополчение. Более того, представители Петра Порошенко пообещали, что армия в итоге принесет в Донецк и Луганск украинский порядок. А вице-спикер Парубий, ответственный за расстрел «небесной сотни», заявил: «Минские соглашения будут выполняться только после того, как противник будет уничтожен».
Украина вместо того, чтобы сесть за стол переговоров и начать, наконец, выполнять минские договоренности, продолжает клянчить летальное оружие в США и наращивать вооружения на линии соприкосновения с вооруженными силами республик. При этом украинские власти не хотят платить пенсии Донбассу, снимая с себя всякую ответственность за их судьбы и их материальную поддержку, хотя это прописано в восьмом пункте Минских соглашений. Нарушает Киев и пункт по обмену военнопленными.
«СП»: — ДНР и ЛНР не признают результаты работы комиссии?
— Денис Пушилин ранее уже заявлял, что если внесенные Порошенко поправки в закон об особом статусе Донецкой и Луганской областей будут приняты, смысл в диалоге с Киевом пропадает, и что ДНР и ЛНР не намерены признавать несогласованные с ними поправки в закон. Киев должен признать сложившиеся политические реалии в Донбассе и начать, наконец, прямой диалог.
Главный редактор сайта Liva.com.ua Андрей Манчук считает, что Конституционная комиссия в том виде, в котором она действует сегодня, представляет собой имитацию конституционного процесса.
— Она может только формально утвердить и озвучить то, о чем договорятся за кулисами те внешние силы, которые реально влияют на ситуацию в стране.
«СП»: — По словам Порошенко, «для Украины очень важно стать частью Европы». При этом он предлагает ужесточить наказание за сепаратизм и не допускает возможности второго государственного языка. Как это сочетается с европейскими ценностями?
— Европейские ценности — не более чем фраза для украинской власти, которая является антидемократической, и в принципе не намерена представлять инакомыслящим какие-либо реальные гражданские и политические права. На деле их «европейские ценности» — это ценности Европы до 1945 года.
«СП»: — Порошенко заявил также, что вопрос федерализации может быть вынесен на референдум. Можно представить себе такую ситуацию? Каков будет результат и насколько легитимен будет такой референдум без учета голосов жителей Донбасса?
— Референдум возможен, но он пройдет точно так же, как президентские и парламентские выборы, когда власть полностью подавила оппозиционных кандидатов, которые часто не имели реальной возможности для агитации — были угрозы избиений или арестов. Как и на выборах, на таком референдуме сможет высказаться только меньшинство лояльных сторонников режима, который, вдобавок, запустит на полную маховик пропаганды. А в стране, практически нет оппозиционных СМИ.
«СП»: — Какое будущее ожидает Донбасс? Есть ли шанс вернуть его в состав Украины и можно ли ожидать обратного процесса — дальнейшей дезинтеграции Украины?
— Будущее Донбасса является неопределенным. Сейчас мяч на стороне украинской власти — если бы она предприняла какие-то реальные шаги для деэскалации конфликта и федерализации страны, которые были бы приемлемы для Донбасса, тогда, возможно, можно было бы говорить о перспективах того, что он формально останется в составе Украины.
Хотя этого можно было бы добиться и год назад, без множества жертв. Однако внешние силы, определяющие политику украинского правительства, заинтересованы в продолжении конфликта. С другой стороны, социально-экономическая ситуация на Украине дестабилизируется, и это вызывает постепенный рост недовольства в различных регионах страны. Власти пытаются подавить это силой, но их антисоциальные реформы будут сами по себе усиливать эту дезинтэграцию.
Обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко не менее скептически относится к работе Конституционной комиссии:
— Для того чтобы можно было серьезно воспринимать работу т.н. «Конституционной комиссии» (кстати, как минимум третьей с 2007 года), необходимо для начала восстановить действующее конституционное и законодательное пространство. В условиях же, когда вооруженная сила является единственным законом, а террор — конституцией, сколько конституций не принимай — не поможет.
«СП»: — Что значит польский опыт децентрализации, на который предлагает ориентироваться Порошенко? То ли это, что нужно Украине?
— Поскольку Польша является мононациональным унитарным государством, ее опыт в принципе не применим на Украине. А то, о чем говорит Порошенко, раньше называлось «усиление полномочий местных органов власти». Центральная власть с удовольствием передавала на места расходные полномочия, не передавая бюджеты, а потом объясняла населению, что все плохо потому, что местные «вожди» управлять не умеют.
«СП»: — По поводу якобы имевшего место предложения Путину «забрать Донбасс». Можно ли верить этой информации?
— Не вижу смысла обсуждать слухи. Если об этом заявят Путин или Порошенко, это будет информация. А так мало ли что кому послышалось. Иногда достаточно не понять или не расслышать одно слово и поменяется смысл всей фразы. Ну, а уж в том, что касается конфиденциальных политических переговоров на уровне глав государств и подавно можно обсуждать только официальную информацию. Все остальное, это как снежный человек или лохнесское чудовище — все видели, фотографировали, но ни толковых фотографий, ни живого экземпляра нет.
«СП»: — А какова позиция Запада по этому вопросу? Могут ли они принудить Киев к реальной федерализации, если весь мир увидит, что «децентрализация» по-украински не способна что-либо изменить?
— Киев никто ни к чему уже не может принудить. Киев потерял контроль над процессами, идущими на Украине. Для восстановления контроля ему нужны десятки миллиардов долларов (выплата долгов, возобновление финансирования государственных функций
Фото: Николай Лазаренко/РИА Новости