Недавно Латвию посетил известный российский деятель Игорь Юргенс. Председатель правления Института современного развития (ИНСОР), президент Всероссийского союза страховщиков, президент Российского союза автостраховщиков, член Общественной палаты РФ и прочая, и прочая. В общем, принадлежит к сословию, которое в народе называют «начальством».
Уже много лет Юргенс плотно занимается проблемой взаимоотношений России со странами Прибалтики. В этом качестве он тоже занимает руководящий пост — председатель наблюдательного совета «Балтийского форума».
В Риге большой российский начальник дал интервью газете «Латвияс авизе». Мракобесно-националистической газете, каждая страница которой источает неприязнь к русским. При этом у газеты солидный тираж, по влиянию на латышское общество она сопоставима с телеканалом.
В интервью Игорь Юргенс заявил следующее: «Если кто-то рассказывает, что русские в Латвии угнетены, то у этих заявлений нет оснований». Вот так — нет, оказывается, оснований. Ну да, и на Украине фашизма нет, слышали, слышали… Активистов, которые защищают права русских жителей Латвии и пытаются добиться юридической помощи от России, московский гость назвал «провокаторами».
Где-то через неделю в той же «Латвияс Авизе» был опубликован призыв запретить русским служить в латвийской армии. Цитирую, чтобы не упрекнули в голословности и передергивании: «Во всех армиях — и обязательных, и профессиональных, — большая часть кандидатов отбраковывается, главным образом, по состоянию здоровья. В Латвии мы будем отбраковывать русских по причине сомнительной лояльности… В этом случае армия будет такой, какой надо — латышской, патриотической, лояльной и почти без русских. Хороший пример для других отраслей в Латвии». Выражение «будем отбраковывать русских» — здорово, да?
Это не журналистское бла-бла-бла. Латвийскую армию действительно зачищают от русских. Несколько случаев просочились в СМИ. Недавно одного парня уволили из армейских рядов за то, что у него в друзьях в Фейсбуке были обнаружены я и Евгений Осипов (мой товарищ по организации референдума за русский язык). Идиотизм? Нет, целенаправленная политика.
Добавлю для понимания картины, что почти половина русских жителей Латвии (неграждане) лишена права на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия. Если русских окончательно выдавят из армии и полиции, то как мы будем защищаться, когда чокнутым читателям «Латвияс авизе» взбредет в голову решить «русский вопрос» так, как они когда-то разобрались с евреями? Господин Юргенс бросит свои разнообразные президентские хлопоты и примчится из Москвы «голубем мира»? Даже если примчится — что толку-то?
Политический курс Юргенса и других московских начальников, занимающихся налаживанием отношений России с бывшими советскими республиками, мне абсолютно понятен. Ставка делается на т.н. «местные элиты». Интересы местных русских приносятся в жертву. Их борьба за свои права рассматривается как вредная провокационная деятельность, потому что мешает конструктивным отношениям с «элитами».
Этот якобы прагматичный курс с треском провалился на Украине. За провал обильно платят кровью жители Донбасса и добровольцы из России и других стран. Конечно, от ошибок никто не застрахован, но беда в том, что не сделаны выводы.
Если хотя бы сотая доля тех деньжищ, которые вливались в поддержание власти Януковича, были направлены на формирование низового, уличного, массового пророссийкого движения, никакого государственного переворота на Украине бы не случилось. Вышли бы навстречу майдану не тонкая цепочка милиционеров, а десять тысяч спокойных людей, уверенных в своей правоте и в поддержке России, и сказали бы скачущим: «Ша! Заканчиваем скакать, все по домам».
Но чтобы такое внушительное «ша» прозвучало, надо много лет методично работать, как это делают американцы и немцы. Заниматься не только верхушечными интригами и финансовыми схемами, а работать с обществом. Десять тысяч человек сами по себе на площади не соберутся, их могут собрать структуры, организации, а потому такие пророссийские организации в сопредельных с Россией государствах надо взращивать. Наплевав на недовольство местных царьков. Но для московских начальников типа Юргенса местные русские активисты по-прежнему являются «провокаторами», а царьки — «надежными партнерами».
Независимо от субъективных намерений, такая политика направлена на подрыв безопасности России. Сегодня, когда НАТО наращивает свое военное присутствие в Прибалтике, только сильные русские сообщества в прибалтийских республиках могут стать чем-то вроде пояса безопасности для России.
Не та пятая колонна страшна, которая по Москве с жовто-блакитными флагами ходит, а та, которая в кабинетах сидит. И никак ее оттуда не выкорчевать.
Снимок в открытие статьи: Игорь Юргенс/ Фото: Сергей Фадеичев/ ТАСС