Франция готова вернуть 785 миллионов евро за «Мистрали» и расторгнуть контракт на поставку российскому ВМФ вертолетоносцев. Такой информацией располагает газета «Коммерсантъ». По данным издания, Париж подготовил и направил в Москву проекты документов о расторжении соглашения о строительстве для России вертолетоносцев типа «Мистраль» и контракта на два таких корабля.
Предполагается, что Россия получит деньги после выдачи правительством письменного разрешения на продажу кораблей любой третьей стороне без всяких оговорок. Однако в Москве с этим не соглашаются, «расходы и убытки» России в связи с разрываемым контрактом оцениваются в 1 миллиард 163 миллиона евро. И это помимо 892 миллионов евро выданных французской стороне в качестве аванса.
В любом случае, становится очевидным, что французских вертолётоносцев Россия не получит.
Какова будет дальнейшая судьба этих судов? Насколько вероятно, что их купит Китай, и как изменится при этом баланс военно-морских сил в мире?
— Я думаю, разговоры о продаже «Мистралей» Китаю могут оказаться не более чем слухами, — говорит член Комитета Госдумы РФ по обороне Вячеслав Тетёкин. — Сведения о переговорах по продаже оружия обычно не афишируются. Особенно в таких случаях, когда речь идёт о столь грандиозной покупке. Да, что-то просачивается в прессу, но на начальном этапе переговорами по продаже вооружений занимаются спецслужбы. Поэтому я не исключаю, что подобная «утечка» информации по «Мистралям» — элемент информационной войны. Попытка кинуть тень на отношения России и Китая. Дескать, Китай таким образом усилит свой военно-морской флот на Дальнем Востоке в пику России.
Ясно и то, что американцы не будут в восторге от того, что Франция, продав «Мистрали» Китаю, усилит его военно-морские силы. Поэтому они будут давить на Олланда, с целью отказаться от сделки, даже если она готовится. В их интересах, чтобы суда не уходили за пределы НАТО.
В общем, французы сами себя загнали в тупик с этими вертолётоносцами. Они не знают, что с ними делать. На этом фоне звучат бредовые идеи относительно того, что корабли надо затопить. Уж лучше хотя бы просто порезать на металл.
«СП»: — Если Китай всё же получит вертолётоносцы, насколько это усилит его обороноспособность?
— Я считаю, что вокруг этих «посудин» гораздо больше шумихи, чем они заслуживают. Могу положиться на мнение бывшего первого заместителя главнокомандующего ВМФ России адмирала Валентина Селиванова, который считает «Мистрали» плавающими «корытами». Ничего особенного в этих кораблях нет. Практически любая страна, которая занимается военным судостроением, способна построить такое судно. Его предназначение — перевозить войска и технику. Такие транспортные суда гораздо проще по своей конструкции, чем, к примеру, тяжёлый ракетный крейсер. Не говоря уже об атомных подводных лодках. Мы сейчас строим такие стратегические многоцелевые подводные лодки, которые по уровню сложности — на два порядка выше, чем «Мистрали». Да, там была, как говорят, некая особенная система управления. Но вряд ли французы собирались нам её передавать. Россия строила и сейчас имеет возможность строить десантные корабли самостоятельно. Шумиха вокруг французских вертолётоносцев имеет отношение к информационной войне, к коммерции, но ни в коем случае не влияет на обороноспособность страны.
Наоборот, если мы сумеем полностью вернуть деньги, заплаченные Франции, мы их сможем использовать для строительства действительно нужных нам боевых кораблей океанской зоны.
Военная доктрина России — оборонительная и в первую очередь сухопутная. Она не предполагает наступательных операций вдали от нашей территории с использованием крупных десантных сил. На море России нужны подводные лодки и боевые суда океанской зоны — эсминцы, крейсера, авианосцы. Поэтому я считаю, что отказ Франции продавать нам «Мистрали» — огромное благо для нашей страны. Я с нетерпением жду, когда вся эта история закончится, мы получим обратно свои деньги и сможем их гораздо более эффективно потратить на оборону.
«СП»: — Теоретически может ли Китай использовать «Мистрали» для давления на Японию, с которой у него существуют территориальные споры?
— Острова Сенкаку, на которые претендует Япония, настолько невелики по площади, что вряд ли туда имеет смысл высаживать большие десанты. И, разумеется, из-за этих небольших островов Китай не начнёт войны с главным союзником США в регионе.
Та же ситуация и со спорными Парасельскими островами, где Китай ведёт активную деятельность, что не устраивает Тайвань и США.
Конечно, Китай, как крупная морская держава, заинтересован в том, чтобы иметь такие суда. Но при большой необходимости, он и сам их способен построить.
«СП»: — Чем, на ваш взгляд, закончатся тяжбы России и Франции по поводу суммы неустойки?
— Во-первых, сумма компенсации, названная Россией, более справедливая. Кроме того, я считаю, что необходимо заставить отвечать тех, кто в своё время заключал контракт по «Мистралям». Причём решение принималось на самом высшем уровне. Сегодня ясно, что это был непродуманный шаг. И не только в плане бесполезности этих судов для России, но и в том плане, что мы поставили свою обороноспособность в зависимость от страны — члена НАТО. Потеряли время, вместо того, чтобы самим строить необходимые нам боевые суда.
— Китай вполне может использовать «Мистрали» для решения территориальных споров в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, — считает эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев. — Вопрос только в том, что Франция делает довольно странные заявления, предлагая вернуть России половину затраченной ей суммы в обмен на согласие продать суда третьей стороне. Это нарушение элементарных правил торговли. Прежде чем не будет возвращён задаток и выплачена неустойка, о чём вообще можно говорить?! Есть ощущение, что на Западе решили сломать не только систему международной безопасности, но и понемногу деформируют систему международных торговых правил. Это может крайне плачевно сказаться на всей системе международных отношений.
«СП»: — А Китай заинтересован в покупке «Мистралей»?
— Я думаю, как ни парадоксально, не только Китая, но и для России в данной ситуации это будет оптимальный выход. Россия и Китай проводят совместные военно-морские учения в Средиземном море. Поэтому передача «Мистралей» Китаю можно рассматривать, как усиление союзника России. Можно сказать, в определённом смысле укрепление обороноспособности самой России. Потому я сомневаюсь, что Китаю продадут вертолётоносцы.
Логичнее для них было бы продать их какой-то из стран НАТО. Но одним членам альянса они не нужны, другим — не по карману. Возможно, могла бы купить Индия, но большой вопрос, надо ли это ей.
«СП»: — Россия много теряет из-за разрыва сделки по «Мистралям»?
— Мы рассчитывали на эти суда. Они должны были усилить нашу обороноспособность на Дальнем Востоке и в черноморском регионе. Но с другой стороны «Мистрали» — дорогое удовольствие. Насколько можно судить из французских СМИ, содержание двух судов сейчас обходится Франции в 3 миллиона евро. То есть в год натекало бы порядка 35−40 миллионов только на содержание. Даже для России это весьма внушительная сумма. Так что ещё неизвестно, чего больше, плюсов или минусов, из-за того, что сделка по приобретению французских вертолётоносцев, скорей всего, будет расторгнута.
Фото: ZUMAPRESS.com/Global Look Press