В ближайшие дни Крым рискует остаться без электричества. Вечером 30 июня «Укрэнерго» оповестило Россию о планах прекращения поставки электроэнергии на полуостров. Правда, по сообщению Минэнерго РФ, пока Крым обеспечивается электроэнергией в штатном режиме.
Нет сомнений, что демарш Киева имеет «газовую» подоплеку. 30 июня «Нафтогаз Украины» объявил, что прекращает закупку российского газа. Как отмечается в пресс-релизе компании, закупки остановлены «в связи с тем, что 30 июня истек срок действия дополнительного соглашения между НАК „Нафтогаз Украины“ и ОАО „Газпром“, а условия дальнейшей поставки российского газа в Украину не были согласованы во время трехсторонних переговоров в Вене».
Напомним, Россия отменила ранее действовавшую скидку в 30% от контрактной цены, и предложила Украине покупать газ за 247 долларов за тысячу кубометров. Ранее Киев платил 201 доллар за тысячу «кубов». Новая цена означает, что Украине потребуется дополнительный 1 млрд долларов хотя бы только для закачки российского газа в хранилища. Видимо, не добившись успеха на переговорах в Вене, Киев решил снизить цену энергоносителя любым доступным способом. И перешел к шантажу энергетической блокадой Крыма.
Надо сказать, что энергосистема Крыма — «ахиллесова пята» полуострова. До 80% необходимой электроэнергии — на пике Крым потребляет 1,4 ГВт мощности — поступает от гигантских ТЭС и АЭС Украины. Собственные ТЭЦ — Севастопольская, Симферопольская, Сакская и Камыш-Бурунская — вырабатывают лишь 151 МВт.
Фактически сразу после присоединения Крыма Украина продемонстрировала, что в нужных обстоятельствах способна мгновенно выключить рубильник. Так, 23 марта 2014 года энергоснабжение Крыма было внезапно ограничено вдвое. С конца августа прошлого года начались периодические ограничения энергоснабжения полуострова, к декабрю ставшие регулярными. А 24 декабря Крым пережил первый полный блэкаут, когда отключение вызвало аварии на трех ТЭЦ полуострова.
Россия вроде бы подготовилась к такому развитию ситуации. На полуостров завезли 1474 дизель-генератора общей мощностью 310 МВт, а также смонтировали девять мобильных газотурбинных электростанций общей мощностью 292,5 МВт. Однако последовавшие блэкауты показали, что резервных мощностей явно недостаточно.
Между тем, еще в марте 2014 года эксперты предлагали решить проблему энергоснабжения Крыма кардинально: проложить по дну Керченского пролива высоковольтный кабель. Как пояснял тогда «Свободной прессе» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, «если форсировать строительство, его можно завершить в течение лета-осени 2014 года, и в таком случае, к зиме мы получим на полуострове более-менее стабильное энергоснабжение».
Но форсировать строительство энергомоста почему-то не спешили. Дело ограничилось тем, что в декабре 2014 года российская компания «Интер РАО» и «Укринтерэнерго» подписали контракт на экспорт электроэнергии из России на Украину, и договорились об обеспечении бесперебойного энергоснабжения Крыма. Только в мае 2015-го первый замминистра энергетики России Алексей Текслер объявил, что подводный кабель через Керченский пролив, способный обеспечить переток 850 МВт, все же будет построен. Но до конца текущего года будет реализован лишь первый этап строительства для обеспечения перетока 300 МВт.
Почему за год, прошедший после присоединения Крыма, вопрос с его энергоснабжением не решен? Сколько еще времени крымчанам придется быть заложниками энергетической политики Киева?
— К сожалению, Минэнерго РФ отошло от намеченных сценариев создания автономной энергетической инфраструктуры Крыма, — отмечает сегодня, спустя почти полтора года после «крымской весны», все тот же руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Градус напряженности в отношениях с Киевом в сфере энергетики снизился, поставки электроэнергии в Крым были достаточно стабильными, и, видимо, для руководства страны крымская энергопроблема ушла на второй план. Тем более, все понимали, что Киеву просто некуда направлять излишки электроэнергии, генерируемые на Юге Украины — их можно только продавать Крыму. В декабре 2014 года были достигнуты договоренности о цене, по которой Украина будет поставлять электроэнергию. И, казалось, вопрос закрыт.
Думаю, теперь работы по «электрификации» Крыма будут форсированы. Напомню, что соответствующие планы были утверждены еще в апреле 2014 года. Они включают строительство новых электростанций общей мощностью порядка 700 МВт каждая на базе Симферопольской ТЭЦ и около Севастополя. А также строительство новой газовой электростанции на 600 МВт в Новороссийске, откуда электричество будет поставляться крымчанам по перетоку.
Кроме того, на полуострове запланировано строительство семи энергоблоков на газе с максимальной единичной мощностью 110 МВт. План Минэнерго предусматривает и строительство двух линий электропередачи 220 кВ от Анапы до Феодосии.
«СП»: — В интервью нашему изданию весной 2014 года вы говорили, что вопрос с энергоснабжением Крыма можно довольно быстро решить прокладкой подводного кабеля. Но только год спустя Минэнерго приступило к реализации этого проекта. Почему возникла такая пауза?
— Работа в Крыму грозит санкциями со стороны ЕС и США — и это создает, видимо, трудности в поисках инвесторов. То же касается возведения электростанций на полуострове. У России есть известное отставание в строительстве газовых турбин высокой мощности. Отечественные образцы пока заметно уступают зарубежным, при этом экспорт энергооборудования в Крым запрещен санкциями.
Словом, ситуация оказалась сложнее, чем представлялась на первом этапе. Однако реализовать план Минэнерго, бесспорно, можно. Вопрос только в деньгах — чтобы оперативно нивелировать риски со стороны Киева, придется заплатить больше.
— Украина неплохо зарабатывала на поставках электроэнергии в Крым, — отмечает эксперт по энергетике Алексей Гривач. — И нынешнее поведение Киева — лишнее подтверждение, что он не готов выполнять свои контрактные обязательства.
Собственно, из-за чего сыр-бор? «Газпром» предложил украинским партнерам вполне рыночные условия поставки газа. Ситуация для Киева не драматичная — сейчас, летом, Украина может газ вообще не покупать. Сегмент промышленного потребления голубого топлива в «незалежной» разрушен, а до отопительного сезона еще далеко. Украина, кроме того, может покупать реверсный газ на Западе и получать его через Словакию. Кстати, во втором квартале 2015 года Киев из принципа покупал именно реверсный газ, а не российский, хотя реверсный газ стоил на 10% дороже газпромовского.
Эта ситуация ясно показала, что дальше предоставлять Украине скидку в 30% от контрактной цены не имеет смысла. Скидку убрали — и за это Киев мстит теперь Крыму.
«СП»: — Почему за год проблема энергетической автономности полуострова не была решена?
— За год ее решить банально невозможно. Реально на строительство генерирующих мощностей на полуострове требуется несколько лет.
— Главная беда российской элиты — неумение просчитывать долгосрочные последствия своих решений, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Еще год назад было ясно, что Украина будет использоваться Западом для раскачки ситуации внутри РФ. По сути, Киев выступает в качестве тарана Вашингтона, и действует вне норм и правил. Поэтому возможность шантажа — энергетической блокадой Крыма — необходимо было предусмотреть. Ошибка заключается в том, что с Украиной — государством-хулиганом — мы пытаемся разговаривать как с цивилизованным партнером. Между тем, такой формат в нынешней ситуации неадекватен и неэффективен.
В итоге, по Крыму нам придется принимать гораздо более ответственное и дорогостоящее решение. Возможно, имеет смысл подумать и о вариантах ассиметричного ответа на тот беспредел, который творят украинские власти.