По мнению украинских националистов, после победы «майдана» в стране резко упала популярность «державной мовы»
Убежденность официального Киева в том, что весь мир спит и видит как бы поскорей втащить Украину в европейский рай, ни более чем самообман. Украина в своем нынешнем виде цивилизованную Европу пугает. И хотя «старушка» все еще пытается изобразить дружескую улыбку, эта улыбка уже выглядит слишком вымученной.
В Нидерландах, к примеру, возникла идея заблокировать соглашение об ассоциации Украины и Евросоюза, сообщает сайт Украина.ру.
Официальные власти страны этот документ уже подписали. Но первого июля в Голландии вступил в силу закон, позволяющий гражданам оспорить через референдум уже одобренные законы и соглашения. И такой возможностью решила воспользоваться группа местных активистов из «Комитета граждан Евросоюза». Они призвали соотечественников вынести на референдум вопрос о целесообразности ратификации соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Потому что не согласны с тем, как Евросоюз реагирует на участие России в конфликте на востоке Украине. Само соглашение об ассоциации они называют «провокацией и угрозой для благополучия» как жителей Нидерландов и других европейских стран, так и для самих украинцев.
Чтобы процедура стартовала, до шестого августа активистам необходимо собрать десять тысяч подписей. А после того, как заявку примет голландский избирком, еще триста тысяч в течение шести недель.
Но даже если власти Голландии оставят свое решение в силе, демарш представителей Комитета может быть подхвачен другими странами, которые еще менее заинтересованы в открытых границах с нестабильной Украиной.
По мнению украинских националистов, после победы «майдана» в стране резко упала популярность «державной мовы»
— Безусловно, эта инициатива голландцев не случайна, — уверен директор Института политики, права и социального развития МГГУ им. М.А.Шолохова Владимир Шаповалов. — В Евросоюзе в настоящее время нарастают настроения недовольства политикой Брюсселя в целом. Что подтверждается многочисленными победами евроскептиков на тех или иных выборах в странах ЕС. Это — первое.
Второе — это проблема, связанная с наплывом мигрантов (легальных и нелегальных), которая, по сути, сейчас является одной из базовых для Евросоюза.
И, наконец, то, что мы называем «украинским кризисом», со всеми его последствиями, тоже серьезно беспокоит европейцев. Потому что этим как раз связаны санкции в отношении России и наши контрсанкции против стран ЕС. А сокращение экономических контактов и товарооборота влечет за собой обоюдные трудности. Это снижение прибыли, безработица, банкротство целых предприятий.
И все это на фоне других очевидных проблем так называемой Старой Европы со странами Восточной Европы и постсоветского пространства.
Нидерланды — это одна из стран Старой Европы. Одна из стран, которые имеют высокий уровень жизни и являются ядром Евросоюза. А тенденция к расширению ЕС в последние годы с включением в его состав стран Центральной и Восточной Европы с гораздо более низким уровнем жизни в корне меняет ситуацию для жителей Старого Света.
Мы, например, знаем, что гастарбайтеры из Восточной Европы уже стали настоящей проблемой для стран Запада. И совершенно очевидно, что при включении Украины в ассоциацию с Евросоюзом, эта проблема станет еще более остро. Поскольку Украина (наряду с Молдавией) является сегодня страной с одним из самых низких уровней жизни и с очень большой численностью населения — свыше сорока миллионов человек. И, безусловно, в странах Западной Европы, в том числе в Нидерландах, есть достаточно большое количество людей, которые с опасением ждут, как эти миллионы украинцев — едва будут открыты границы — ринутся к ним в поисках европейского рая.
«СП»: — И основания для таких опасений есть. По данным соцопроса, проведенного недавно на Украине, более 61% жителей украинских городов мечтают покинуть страну.
— Конечно, все эти моменты являются в значительной степени раздражающими для определенной части жителей Европы. Отсюда недоумение и вопросы — а насколько она оправдана такого рода политика?
«СП»: — Но на фоне проблем с мигрантами из Африки, стран Ближнего и Среднего Востока, которых ЕС никак не может расселить, украинцы — почти европейцы и по ментальности, и по внешним данным…
— Действительно, с точки зрения ментальности и культуры украинцы, конечно, ближе Европе. Но в то же самое время, не забывайте о том, что это в большинстве своем очень бедные люди, которые будут захватывать рабочие места жителей Нидерландов и других соседних стран.
Кем в реальности был Владимир Креститель?
Хочу напомнить, как во Франции, в момент референдума о расширении полномочий Евросоюза, сторонники этого расширения проводили акцию «в пользу польского сантехника Петра». А противники, соответственно, «против польского сантехника Петра».
Иными словами, для жителей Евросоюза не только африканская миграция составляет серьезную проблему. Но и восточноевропейская. Мигранты из Польши, Литвы, Румынии или Болгарии на самом деле не вызывают там большого восторга. Хотя с точки зрения культуры, безусловно, ближе и предпочтительней. Но они еще захватывают рабочие места и демпингуют заработную плату жителей западноевропейских стран.
«СП»: — А то, что эти потенциальные украинские гастарбайтеры вооружены до зубов, не пугает европейцев?
— Я уверен, что они воспринимают это как реальную угрозу. Потому что европейцы уже сталкивались с вооруженным противостоянием и гражданскими войнами на Европейском континенте. Это касается, в частности, Югославии. И точно такая же проблема была с албанцами в своё время из-за Косово. Так что снова видеть человека с ружьем никто у себя не хочет.
А на Украине царит самая настоящая анархия. И безусловно, значительная часть европейцев опасается, во-первых, что эта криминальная среда может распространиться на Западную Европу. Во-вторых, что благополучные европейские страны, таким образом, еще в большей степени могут быть втянуты в этот, совершенно ненужный Европе вооруженный конфликт, который идет на территории Украины.
И понятно, все эти составляющие, не благоприятствуют сближению с Украиной. Собственно, мы можем это наблюдать и в официальной политике Евросоюза, которая в настоящий момент ведется. Я говорю о явном нежелание обеспечивать Киев безвизовым режимом со странами ЕС. Все время выдвигаются какие-то дополнительные условия.
«СП»: — Украина сама много делает, чтобы оттолкнуть Европу от себя. Вот зачем они возбудили уголовное дело против французских политиков, которые съездили в Крым? Чего они этим добьются?
— Только ухудшения своего имиджа. Вообще, мне кажется, что у значительного числа европейцев постепенно меняется такое, несколько романтическое представление об Украине, которое было сформировано Евромайданом. И то, что раньше воспринималось как российская пропаганда, становится вполне объективной информацией для европейских стран.
Насаждение и оправдание нацистской идеологии. Неподконтрольные вооруженные формирования. Репрессии, террор. Убийства журналистов и политических деятелей. Теперь к этому прибавились еще убийства церковных служителей. Все это для европейцев неприемлемо.
И, безусловно, ситуация, при которой известные политики, депутаты, представители парламентских партий приезжают в Крым, а в ответ киевское правительство разражается злобными комментариями и уголовным делом — это совершенно не красит Киев в глазах Евросоюза. И, безусловно, способно вызвать некоторое отрезвление европейцев.
Как клан чиновника Госдепа зарабатывает на войне в Донбассе и влияет на политику Белого дома
Несмотря на то, что, конечно, сделано очень много для того, чтобы европейское общественное мнение было на стороне «постмайданной» украинской власти. И воспринимали в этом кризисе именно ее представителей, как своих союзников в борьбе за либеральные ценности.
Тем не менее, на мой взгляд, значительная часть европейцев понимает, что Украина несет не либеральные ценности, а ценности очень опасные для Европы, способные вызвать серьезные негативные последствия.