
Три крупнейшие гавани Сахалина — Невельск, Корсаков и Хомск могут получить статус порто-франко — свободных портов. С такой инициативой выступили местные власти. «Порты… — самые крупные в островном регионе. Их развитие сдерживается из-за отсутствия мостового перехода между Сахалином и материком», — обосновали они свою просьбу. Просьба, очевидно, адресована премьеру Дмитрию Медведеву, который вот уже несколько дней, находится на Дальнем Востоке. Такова российская традиция — приезд большого начальника — это шанс для региона решить свои больные вопросы. Доблесть местных властей как раз и состоит в том, чтобы использовать момент и «выбить» для региона преференции, которые, возможно, определят его развитие на десятилетия вперед.
То, что на Дальнем Востоке больных вопросов масса, знают все. Самый известный из них связан с принадлежностью четырех островов Южно-Курильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Япония считает острова своими, называя их «северными территориями». Россия после слабости 1990-х и 2000-х когда пограничные споры урегулировались исключительно в ущерб стране, наконец, уперлась и стала демонстративно обустраивать острова. Это невероятно раздражает японский МИД, который заявляет, что действия России «ранят чувства японцев» и регулярно устраивает дипломатические демарши. Очевидно, что никакого урегулирования вопроса не предвидится, а общая эскалация напряженности в мире, видимо, приведет, к тому, что Япония будет атаковать Россию по этому вопросу все активнее.
В этих условиях России следовало бы быстрее снять массу накопившихся здесь вопросов и начать решать проблемы жителей региона опережающими темпами, пока они не стали совсем уж откровенно косить глазами в сторону благополучной Японии. Очевидно, ради этого и затевался визит Медведева. Однако то, что мы наблюдали во время его поездки на Итуруп, больше напоминает этакое дальневосточное «Сколково» — много красивых слов, модных терминов, призывов, сэлфи с молодежью в ярких куртках и… на этом всё. Кстати, каковы реальные итоги подмосковного проекта «Сколково» за несколько лет его существования? Их нет, либо они виртуальные. Мол, у нас в России тоже есть нанотехнологии. Точно так же итоги визита Медведева на Итуруп никак иначе, как виртуальными, назвать нельзя.
Премьер принял участие в молодежном образовательном форуме «Острова», организованном «Росмолодежью». Об уровне мероприятия можно судить по одной из озвученных идей: «с помощью экспериментов на орбите и суборбите… каждый гражданин России должен иметь возможность завтракать в Ярославле, обедать в Хабаровске и ужинать в Петербурге». Неизвестно, понравилось ли это Медведеву, но премьер озвучил и собственные идеи по развитию региона. Это создание на Курилах зоны опережающего развития с активным привлечением сюда туристов и продвижением «аквакультуры» и «марикультуры». При этом Медведев поручил членам правительства посещать Курильские острова чаще. Такое впечатление, что однажды страна сможет наблюдать судебный процесс о нецелевом использовании бюджетных средств на дайвинг в Японском море и прочую рыбалку чиновников от «марикультуры».
Между тем, есть способ резко улучшить ситуацию в регионе, прекратить отток жителей и привязать эти территории к России лучше любого дайвинга и туризма. Это строительство моста на Сахалин. Вспомним, именно его отсутствием мотивировали местные власти свою просьбу о создании на острове свободных портов. Легко догадаться, что их главный интерес — именно мост, а не статус портов. В лучших традициях чинопочитания чиновники осторожно намекают премьеру, что нужен мост. Ведь в настоящее время этот крупнейший остров не имеет сухопутной связи с «большой землей». Столица региона доступна только через авиасообщение. Невозможность транспортировки больших объемов грузов сковывает экономику региона, а отсутствие нормального транзита создает у жителей ощущение оторванности от страны и ее возможностей, что стимулирует их отъезд. Появление железнодорожного и автомобильного моста вдохнет жизнь в эти территории. Огромные богатства региона и продукты их переработки станет возможно вывозить на «большую землю». Экономика расцветет. Люди станут стремиться на Сахалин. Развитие большого острова потянет за собой и развитие малых, в том числе Курильских островов. Японии останется лишь скрежетать зубами от бессилия.
Это, кстати, всегда понимали жители острова. Можно сказать, что строительство моста на материк — идея фикс на Сахалине. Существует даже общественное движение в его поддержку, собираются подписи, выходят публикации. Люди чутко следят за каждым словом власти на эту тему. Ну, когда же, когда? А воз и ныне там. О необходимости и важности строительства моста на Сахалин говорили и полпред президента Виктор Ишаев, и глава РЖД Владимир Якунин. Последний уже не на своем посту, а моста по-прежнему нет. Видимо, для столь масштабного проекта чего-то не хватает. Политической воли? Скорее всего. Разоренный «арабской весной» Египет построил новое русло Суэцкого канала длиной 80 км всего за один год, вместо трех. Вот что значит маршал у руля страны! А богатая Россия десятилетиями не в состоянии связать должным образом свои территории, расположенные всего лишь на расстоянии 7−8 километров по обоим берегам пролива Невельского.
Интересно, что при последнем волевом руководителе нашей страны — Иосифе Сталине связать Сахалин с материком намеревались с помощью тоннеля. Были проведены все предварительные работы, однако смерть генералиссимуса остановила реализацию проекта. Вот как об этом вспоминал молодой инженер Ю. А. Кошелев:
«Весной 1953 года умер Сталин. А спустя некоторое время стройку закрыли. Не свернули, не законсервировали, а именно закрыли. Вчера ещё работали, а сегодня сказали: „Всё, больше не надо“. Проходку тоннеля мы так и не начинали. Хотя для этой работы всё имелось: материалы, оборудование, техника и хорошие квалифицированные специалисты и рабочие. Многие утверждают, что крест на тоннеле поставила последовавшая после похорон Сталина амнистия — продолжить стройку было практически некому. Это неправда. Из наших восьми тысяч досрочно освобождённых уехало не более двух сотен. А остальные восемь месяцев дожидались приказа о возобновлении строительства. Мы об этом писали в Москву, просили и умоляли. Я считаю прекращение строительства тоннеля какой-то дикой, нелепой ошибкой. Ведь в тоннель были вложены миллиарды рублей народных денег, годы отчаянного труда. И самое главное — тоннель действительно необходим стране…».
По всему получается, что без политической воли в таком масштабном деле никуда.
А политическая воля до сих пор была направлена в этом регионе немного на другое. На извлечение максимального количества нефти и газа из здешнего шельфа. Так, в проект Сахалин-1 на условиях раздела продукции была допущена голландская Shell и ухудшение отношений с Нидерландами на этом никак не сказалось. Более того, только что Медведев подписал постановление правительства о присоединении к территории России куска шельфа Охотского моря площадью 50 тысяч километров. Когда его спросили зачем, он пояснил: «Это означает, что мы можем заниматься нашим шельфом. Там — огромные источники сырья, огромные источники энергии». Вот так. Опять все мысли только о нефтяных доходах. А каково об этом слышать жителям Сахалина? Скажут, опять кремлевские на нас зарабатывают, а нам хрен без масла. Этак и до сепаратизма недалеко. Кто мешал обусловить допуск Shell к нашим недрам соответствующими «отступными» для развития местной инфраструктуры? И кто мешает сейчас, немедленно, не откладывая объявить о начале строительства моста на Сахалин? Или для этого нужен новый Сталин?