В условиях бюджетного дефицита власти хотят сделать экономику ещё более экономной
В единый день голосования 13 сентября выборы различного уровня состоялись почти во всех российских регионах. Не было никаких выборов только в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. В 21 субъекте РФ выбирали губернатора, в 11 — местные парламенты, в 25 — городские собрания центральных городов регионов.
В целом, выборы не принесли сенсаций. Только в Иркутской области губернатора не смогли избрать сразу, во второй тур вышли представители «Единой России» и КПРФ. Во многих регионах ожидаемо второе место заняли представители Коммунистической партии. Вполне удачно выступили кандидаты от «Справедливой России» и ЛДПР.
Всего в выборах приняли участие 50 партий. Правда, во многих регионах заметное число голосов получили только представители четырех парламентских партий. Непарламентская оппозиция за редким исключением не смогла провести своих кандидатов в местные органы власти. Немалое внимание либерально настроенной общественности было приковано к голосованию в Костромской области, где выбирали региональный парламент. Туда «Партия народной свободы» (ПАРНАС) мобилизовала все имеющиеся ресурсы. Тем не менее, в облдуму ПАРНАС не прошла, набрав менее 2% голосов. Сторонники Алексея Навального, узнав итоги, даже отменили запланированную на понедельник уличную акцию в Москве.
— Один из главных итогов прошедших выборов — повышение конкурентности, — считает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв. — Как показало голосование, не все оказались готовы к новым вызовам, в том числе и представители партии власти. К примеру, в Иркутской области. С другой стороны, сам факт второго тура показывает обострение конкуренции. Соответственно, к выборам повышается интерес и доверие со стороны граждан.
В условиях бюджетного дефицита власти хотят сделать экономику ещё более экономной
Если говорить о выборах в заксобрания и представительные органы власти, то региональные и муниципальные выборы показали, что «Единая Россия» сохраняет свои позиции, где-то они даже упрочились. Во многом это связано с тем, что единороссы запустили механизм внутрипартийного праймериз, то есть увеличилась конкуренция между самими членами партии. Есть регионы, где «Единая Россия» потеряла, и это связано не столько с усталостью людей от партийного бренда «Единой России», сколько с расколом внутри элит. Там, где есть конфликт между губернатором и главой города, у партии власти обычно возникают сложности. К примеру, это проявилось на выборах горсобрания Новосибирска, где много голосов получила КПРФ.
В принципе, все парламентские партии показали неплохой результат. Были серьезные опасения по поводу «Справедливой России», но партия выступила вполне достойно. Все четыре партии, видимо, сохранят присутствие в следующем составе Государственной Думы.
Что касается «новичков», то сюрпризов тоже не случилось. Никакой пятой партии к четырем лидерам не прибавилось. Думаю, для непарламентских партий выборы стали хорошим уроком, особенно для тех, кто выдвинул максимальное число кандидатов. Скажем, «Патриоты России» и «Яблоко» выдвинули много людей, но все они провели достаточно невнятные кампании, то есть количество не перешло в качество. Не смогла себя проявить и «Партия народной свободы», она получила тот результат, который ей и предсказывали. Многие наши политические деятели привлекали внимание к ПАРНАС, но сенсации происходили относительно других партий.
Выборы показали, что оправдывает себя тактика ставить на яркие личности. Это мы увидели в Амурской области, где кандидат от ЛДПР на губернаторских выборах занял достойное второе место. Это гарантирует партии хорошие перспективы на выборах в Госдуму. То же можно сказать относительно кандидата от КПРФ в Омской области Олега Денисенко. В целом, занимая вторые места, кандидаты от КПРФ серьезно смогли популяризировать партийный бренд.
Отдельно можно выделить выборы в Еврейской автономной области. Личность победившего полностью соответствовала запросам жителей региона, что свидетельствует о правильной кадровой политике Кремля. Мало того, что Александр Левинталь уроженец Биробиджана, он предъявил людям реальную программу действий по превращению депрессивного региона в регион опережающего развития. Положительный пример показал и Владимир Илюхин в Камчатском крае, согласившись участвовать в дебатах. Кандидаты с четкой программой получили поддержку.
По своей схеме проходили выборы в Кемеровской области и Татарстане, там голосование превратилось в праздник. Никто не сомневался, что победят Аман Тулеев и Рустам Минниханов, но явка в Кемеровской области свыше 80% удивила.
«СП»: — Насколько прошедшие выборы можно назвать честными?
— Без неприятных инцидентов не обошлось. В Нижнем Новгороде зафиксированы попытки подкупа. Были случаи, что оппозиционные кандидаты сбрасывали листовки с самолетов, раньше такого не было. Но в целом условия для ведения агитации были равными. Более того, на мой взгляд, представители парламентских партий даже имели некий иммунитет. Скажем, Сергей Левченко в Иркутской области не боялся, что его снимут с выборов. Кандидаты имели хорошие возможности для борьбы.
Если говорить о работе избиркомов, то выборы прошли максимально честно, насколько это возможно в нынешних условиях. Это подтверждает небольшой отрыв у некоторых победителей. По крайней мере, нынешние выборы были точно честнее, чем предыдущие.
«СП»: — Можно сказать, что оппозиционная повестка дня востребована в обществе?
— Да, такой вывод сделать можно. Парламентские партии в целом поддерживают президента, но у них есть расхождения в тактике, оценке работы правительства. Главное, есть расхождения в отношении к региональным и муниципальным руководителям. Успех парламентских оппозиционных партий связан с умением использовать местные, региональные проблемы. На региональных выборах людей больше интересуют местные проблемы, нежели федеральные.
Качество власти в регионах действительно часто оставляет желать лучшего. Поэтому появляется критика. Даже со стороны Общероссийского народного фронта, который критикует губернаторов и глав городов. Неэффективность местной власти дает дополнительный шанс для оппозиции, что видно на примере ряда регионов.
В то же время попытка использовать лозунги федеральной политики провалилась. Это видно на примере ПАРНАС в Костромской области. На региональных выборах надо говорить о региональных проблемах и, главное, о путях их решения.
На пресс-конференции лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов тоже выразил удовлетворение прошедшими выборами:
— Не обошлось без различного рода происшествий в день голосования, хотя, объективности ради, хочу сказать, что в этот раз и избирательная кампания, и сам ход голосования были на порядок спокойнее, чем в прошлом году. С одной стороны, есть реальная конкурентная борьба, с другой — такое ощущение, что больше внимания стали уделять соблюдению норм закона. Мы заметили такую тенденцию, что на уровне Центральной избирательной комиссии, на уровне, кстати, Администрации президента даются очень четкие вводные установки на то, чтобы выборы были прозрачными
— Главный итог в том, что при нынешней явке «Единая Россия» получила меньше голосов, чем могла бы, — говорит депутат Госдумы от фракции ЛДПР Сергей Иванов. — Если удастся привести к избирательным урнам больше людей, то «Единая Россия» получит меньше половины. Во многих регионах явка была 30−35%, и оппозиционные партии получили больший процент, чем раньше. Если придет голосовать 60%, то «Единая Россия» потеряет власть.
«СП»: — В целом, конкуренция повышается?
— Смотря о каком уровне выборов идет речь. Если мы говорим про губернаторские выборы, то мы никак не можем согласиться с нынешним порядком регистрации кандидатов, когда надо преодолевать муниципальный фильтр. Фактически, к выборам допускали людей с большим скрипом. Что касается выборов в заксобрания, то особых препятствий ни для кого не было.
Не так оптимистично настроен секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Дмитрий Новиков:
— КПРФ активно боролась, выдвинула своих кандидатов на многих выборах. Наиболее успешной избирательная кампания оказалась у нас в Иркутской области, где губернатора будут выбирать во втором туре. Успешно выступил наш кандидат Сергей Мамаев в Республике Марий Эл. В целом, КПРФ выступила успешно на выборах в органы местного самоуправления и региональные заксобрания.
С другой стороны, мы столкнулись с тем же, с чем сталкивались на всех предыдущих выборах. Административный ресурс никуда не делся. Была фальсификация самого избирательного процесса. Я имею в виду равенство возможностей для агитации. У ставленников власти широчайшие возможности для использования информационных ресурсов. Региональные начальники могут использовать местные газеты, журналы, радио, телевидение. В то же время, большинство кандидатов от власти не участвовали в дебатах, то есть не проявили интереса к обсуждению реальных проблем своих регионов в ходе открытых поединков. Могли прозвучать факты, которые было бы тяжело комментировать, и кандидаты от власти решили в дебатах просто не участвовать.
Проявился административный ресурс и при подсчете голосов. По-прежнему, было зависание компьютеров в избирательных комиссиях. Скажем, в Марий Эл ставленник власти выиграл в первом туре с перевесом менее процента, а по всем опросам наш Сергей Мамаев должен был выйти во второй тур. Так что вопросы есть.
Когда одна политическая сила получает изначально преимущества, нет нормальной конкуренции программ. И это усложняет поиск моделей дальнейшего развития. Выборы — потенциально хорошая возможность для дискуссий по поводу будущего страны, но нынешняя конструкция избирательного процесса сводит к минимуму диалог о больших и сложных проблемах.
60 лет назад — 9 сентября 1955 года в Москву прилетел первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр
«СП»: — Стали нынешние выборы более демократичными по сравнению с предыдущими или нет?
— Выборы не становятся более конкурентными и демократичными. Увеличивается количество игроков в избирательном процессе, но многие новые игроки выступают только как спойлеры известных партий. КПРФ во многих регионах столкнулась с выдвижением кандидатов «Коммунистами России» и Коммунистической партией социальной справедливости (КПСС). Они оттягивали наши голоса.
На мой взгляд, увеличение числа партий показывает не рост демократии, а увеличение степени манипуляции избирательным процессом.
Тем не менее, КПРФ выступила сейчас убедительно. Наша поддержка относительно предыдущих лет выросла. Это свидетельствует о том, что наша партия системно работает. Не оправдались разговоры о том, что по мере отдаления советского прошлого, популярность КПРФ будет падать. Мы выстраиваем работу с молодежью и находим возможности для борьбы в новых условиях. Всё это позволяет партии чувствовать себя уверенно в преддверии выборов в Государственную Думу в 2016 году.