Зачем «Правый сектор» сливают с элитным спецназом Украины?
Украинских политиков, судя по всему, не оставляет желание превратить свою страну в военный полигон для испытания американского вооружения. Но пока из-за океана Киев получает только натовских инструкторов, армейскую амуницию, продпайки, да подержанные «Хаммеры». Чтобы развернуться с размахом — маловато. Поэтому лидеры «незалежной», пугая мир страшилками собственного сочинения о некой «российской угрозе», продолжают клянчить у Запада современные «стрелялки». Надо признать, не очень успешно.
И вот теперь представителей «партии войны» обнадежил заместитель спикера Верховной Рады Андрей Парубий. По сообщению украинских СМИ, он сейчас находится с визитом в Вашингтоне. И именно оттуда пришла «благая весть», что ситуация в Сирии может сыграть на руку Украине в плане поставки Киеву вооружения.
Парубий заявил об этом в программе «Голос Америки» на украинском «5 канале» в среду вечером, сообщает РИА «Новости». По его словам, «если будет принято решение предоставить оружие США в конфликте в Сирии, это лишит Белый дом каких-либо аргументов не предоставлять оборонительное оружие Украине». Якобы ему дали это понять члены сената США, с которыми он встречался.
Но не блефуют ли господа сенаторы, обещая киевскому гостю подобный сценарий? И причем здесь Сирия?
Зачем «Правый сектор» сливают с элитным спецназом Украины?
— Для начала хотел бы напомнить, что на Вашингтон надвигается очередной бюджетный кризис, — комментирует ситуацию главный научный сотрудник Института США и Канады, доктор экономических наук Владимир Васильев. — Не совсем понятно, будет ли основной финансовый документ на 2016 год утвержден, или нет. Или он будет утвержден с какими-то поправками.
Конгресс подготовил проекты бюджета, которые, собственно говоря, и должны быть направлены на подпись президенту. Согласно военному бюджету, по версии сената, на помощь Украине выделяется 300 млн. долларов. Что включает и поставки так называемого летального оружия (именно этот термин там употребляется). Палата представителей тоже подготовила свой законопроект. Там военная помощь Украине указана в районе 200 млн. долларов.
И если президент Обама, допустим, этот законопроект подпишет, то законодательно США такую возможность — предоставить Украине оружие — получают. Администрация президента наделяется полномочиями оказывать помощь, включая поставку вооружений. Но закон сформулирован таким образом, что Белый дом может по своему усмотрению вносить изменения в некоторые статьи. Ведь оговаривается только сумма помощи. А распределение средств — это остается за администрацией.
«СП»: — Но еще летом Обама собирался наложить вето на это законопроект. Он передумал?
— Да, он не исключал такую возможность. Но сейчас там нахлынули с другие проблемы. Поэтому совершенно неясно, каким образом завершится обсуждение. Осталось-то всего неделя до 1 октября, когда в Америке начинается новый финансовый год.
Возможно, Парубий просто не в курсе некоторых тонкостей американского законодательства. То есть, если законопроект будет утвержден в первоначальном варианте, то, соответственно, президентская администрация такое право получит. Но она может реализовывать этот закон и без всякой ссылки на Сирию.
Тут вообще нет никакой зависимости. Наверняка Парубий встречался с республиканцами (для них ведь Украина сейчас лучший друг), и те его поспешили обнадежить. В общем-то, со своей стороны они все сделали. В закон военную помощь Украине вписали — пожалуйста, документ есть. Но какой будет его конечная редакция? Ведь некоторые положения могут быть вычеркнуты при согласовании.
И второе: там еще несколько важных статей расходов зависло. А значит, что-то наверняка придется «резать».
Формально американские законодатели дали «зеленый свет» военной помощи Украине. А как администрация себя поведет? Вот здесь могут быть какие-то «плюсы», «минусы», «экивоки»
«СП»: — Поясните?
— Финансовый год продолжается с 1 октября по 30 сентября. Поэтому администрация может сказать, что она будет поставлять это оружие, но во второй половине 2016 года. Или, как говорится, ближе к концу. Потому что законопроект так устроен, что он не оговаривает сроков. Он дает полномочия. К тому же, учтите, в Америке идут выборы. И поэтому очень многие вещи администрация сегодня может отложить на момент, когда начнется предвыборная кампания.
Белый дом, естественно, думает о политических последствия. Поэтому если он завтра, допустим, начнет поставлять оружие, то это будет не втихую. А именно громко. В год выборов все решения, которые будут приниматься, будут носить сугубо политический, демонстративный, если хотите, резонансный характер.
Выборы в ЛНР и ДНР не признают, но строительство государственности республик продолжится
Есть еще одна политическая реперная точка, к которой Киев, по всей видимости, подводит. Америка, я так думаю, не может просто так начать поставку оружия. Для этого она должна заявить о том, что Минский процесс полностью провалился. То есть, мирного решения как бы нет, и «мы делаем ставку на военное решение».
Но прежде чем что-то подобное заявить, нужно оценить последствия. Поэтому мы пока еще должны ждать. 2 октября в Париже пройдет встреча в нормандском формате на высшем уровне с участием лидеров Украины, России, Германии и Франции. Она многое покажет.
По мнению заведующего кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Бориса Шмелева, проводить какие-то параллели между сирийским кризисом и Украиной совершенно неверно:
— Американские сенаторы в данном случае, действительно, блефуют. Они пытаются «продать» Парубию то, что «продать», в общем-то, невозможно. Видимо, он встречался с той группой сенаторов, которые настроены антироссийски и которые заинтересованы в обострении отношений в Москвой. И украинский политик-русофоб здесь очень удобный инструмент, чтобы поддать, что называется, жару. Его легко спровоцировать на какие-то заявления или действия, просто пообещав, что Америка никогда не оставит бедную Украину без поддержки.
В то же время должен сказать, что Обама, несмотря на свои резкие заявления в адрес Асада, до сих пор не предоставил его противникам из так называемой «умеренной оппозиции» тяжёлое современное вооружение. В первую очередь это связано с тем, что американская администрация опасается, что как только она это оружие поставит, через неделю одно будет в руках боевиков «Исламского государства"*.
«СП»: — Но Вашингтон может сделать исключение для Украины…
— Сейчас трудно говорить о том, как будут развиваться российско-американские отношения. Трудно прогнозировать, как будет в дальнейшем формироваться позиция США в отношении украинского кризиса. Возможно, какие-то ответы мы получим по итогам встречи Путина и Обамы, которая должна скоро пройти на полях Генассамблеи ООН. Это будет знаковая встреча. Если все-таки она состоится, значит, можно рассчитывать, что компромисс между Россией и США по разрешению сирийского и украинского кризисов может быть найден.
Если же Белый дом откажется от встречи, это будет означать, что нынешняя президентская администрация будет продолжать курс на конфронтацию с Россией. Но такой курс для Соединенных Штатов, в общем-то, опасен, поскольку ситуация на Ближнем Востоке быстро ухудшается.
Недавние визиты в Москву Нетаньяху, Эрдогана и Абасса, как мне кажется, свидетельствуют о том, что сегодня все понимают: без России вести эффективную борьбу с «Исламским государством» будет сложно.
Асад — плохой он, или хороший — это уже совсем другого уровня проблема. Реальная угроза — это «Исламское государство».
«СП»: — То есть, Украина для Запада это уже не тема номер один?
— Украина, дейсвительно, отходит на второй план. На первом сегодня Сирия. Сирийский кризис. И борьба с радикальными исламистами под Черными знаменами, которые захватывают все новые и новые территории.
Европа нашла новый вариант проведения выборов в ДНР и ЛНР
Украинские власти, конечно, это понимают. И нервничают. Пытаются не допустить, чтобы украинский кризис отошел в тень. Все время о себе стараются напоминать, и искусственно обострять ситуацию, чтобы получить хоть какую-то помощь от Запада.
Но и в Штатах очень хорошо понимают: как только американское оружие попадет на Украину, то Россия тоже поставит современное вооружение ополченцам. Столько, сколько будет надо.
* «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.