
Эстония исключила депутата Госдумы РФ Сергея Маркова из «черного списка» лиц, которым официально запрещен въезд в Эстонию и другие страны Шенгенской зоны, сообщила в среду газета Postimees. Марков был внесен в «черный список» главой МИД Эстонии Юри Пихлом после того, как его обвинили в организации хакерских атак на эстонские сайты в 2007 году. Согласно сообщениям СМИ, кибератаки на эстонские сайты совершил помощник Маркова с товарищами, которых возмутили действия эстонских властей.
Что теперь будет с эстонскими «черными списками», рассуждает сам «виновник торжества» — зампред Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Марков.
«СП»: — Сергей Александрович, когда вы узнали, что исключены из «черного списка»?
— Я узнал об этом еще три месяца назад — меня исключили из «черного списка» в Шенгенскую зону. Сейчас выясняется вопрос с Эстонией. Там меня внесли в «черный список» примерно восемь месяцев назад. А полгода назад меня задержала немецкая пограничная служба. Однако после разбирательства пограничникам показалась настолько абсурдной позиция Эстонии, что меня все же пропустили в Германию и во Францию.
«СП»: — Что им показалось абсурдным?
— То, что депутату ПАСЕ запрещен въезд в Евросоюз. Они меня пропустили. После этого вопрос был поднят на дипломатический уровень, и в рамках переговорного процесса между Россией и Эстонией он был решен позитивно. В Эстонии есть не только русофобы, но и здоровые силы, которые выступают за прагматические отношения с Россией. Однако «черные списки» в Эстонии остаются. И в них находятся тысячи российских граждан. Им запрещено въезжать в Чехию, Польшу, Испанию, Италию, Германию. Не потому, что они нарушили закон — они никакого закона не нарушали. А только потому, что их гражданская и политическая позиция не понравилась русофобам из Эстонии. Тысячи людей в такой ситуации. Это абсурд! Когда мы поднимали этот вопрос в Совете Европы, люди там просто не представляли, что Эстония может всем 140 миллионам российских граждан запретить въезжать в любую страну Евросоюза — законодательство тамошнее так устроено.
«СП»: — А что за история с хакерскими атаками?
— Никакого отношения к хакерским атакам я, конечно, не имею. Я очень ограниченный компьютерный пользователь, и уж, конечно, никакой не хакер. Мне известно — не только мне, а очень многим, включая эстонские спецслужбы — что когда эстонские спецслужбы сделали провокацию по сносу памятника солдату-освободителю, то реакция со стороны гражданского общества была очень жесткой. И эстонского общества, и общества других стран Евросоюза.
На пространстве бывшего СССР этот акт вызвал волну возмущения, и ряд компьютерных пользователей — насколько мне известно — попытались как-то отомстить эстонским властям. Это понятно: если бы Гитлер увидел, как правительство Эстонии переносит из центра города памятник бронзового солдата, он бы аплодировал. Как аплодировал бы маршу ветеранов-эсесовцев на улицах Таллина.
Была, повторюсь, жесткая реакция гражданского общества. Как смогли эти люди навредить эстонским властям, так и вредили. Но, конечно, я никакого отношения к их хакерской атаке не имел, и люди, которые это делали, моими помощниками не являются — хотя я их знаю.
Этих людей, кстати, знаю не только я, их знают эстонские спецслужбы, они их допрашивали, когда эти люди сидели в литовской тюрьме.
«СП»: — Вы имеете в виду бывшего руководителя российской молодежной организации «Наши» Василия Якеменко?
— Нет, Константина Голоскокова. Якименко въезд запрещен — просто за его гражданскую и политическую позицию, как комиссару движения «Наши». Как и тысячам других россиян. Никаких противоправных действий они на территории Эстонии не совершали, потому что никогда на ней не были.
«СП»: — И что, «черные списки» так и будут существовать?
— На ПАСЕ мы намерены рассмотреть проблему невыездных списков. Делаться это будет по моей инициативе, а также инициативе депутата Швейцарии Гросса. Многие списками возмущены. Кстати, сейчас известно, за что мстило мне эстонское правительство — за мою жесткую политическую позицию, которую я всегда высказывал на Ассамблее. Суть ее проста. Я не считаю Эстонию демократическим государством. Я считаю Эстонию позором Евросоюза.
Что сделали с Эстонией хакеры
В начале мая 2007 года сайты правительственных учреждений Эстонии подверглись массированным хакерским атакам, после того как в конце апреля по решению властей был демонтирован стоявший в центре Таллина памятник Воину-Освободителю, а останки советских солдат перезахоронены на военном кладбище.
Хакерские атаки на сайты правительственных учреждений Эстонии были исходившей из России организованной кампанией, а не инициативой отдельных людей, заявила в марте 2009 года представитель пресс-службы Минобороны Эстонии Аари Леммик.
«Очевидно, это были не случайные хакеры, а четко скоординированная кампания», — сказал Леммик. Эстонские власти тогда заявили, что хакерские атаки якобы осуществлялись с компьютеров российских правительственных учреждений. Россия назвала эти утверждения голословными, а эксперты ЕС и НАТО не нашли «российский след» в атаках на эстонские сайты. Позже и сам министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо признал, что у него нет подтверждений, что хакерскими атаками против Эстонии в апреле-мае 2007 года руководили непосредственно из Кремля или из российских госучреждениий.