Киев формирует спецвойска для операций в тылу противника
Отношение россиян и украинцев друг к другу за год значительно улучшилось. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведённого «Левада-центром» в последние дни мая.
39% россиян относятся к Украине хорошо, негативное отношение высказывают 47% опрошенных, а 13% затруднились ответить.
Для сравнения — в мае прошлого года число недоброжелателей Украины составляло 59%.
В свою очередь, 42% украинцев высказали положительное отношение к России. Негативно настроенных к нашей стране громадян почти столько же — 43%. Не смогли определиться с ответом 15%. В мае прошлого года украинцев с ярко выраженной антироссийской позицией было гораздо больше — 57%. То есть число «русофобов» на Украине за год сократилось на 14%.
Большинство экспертов, в том числе украинских, считают, что связано такое «взаимное потепление» с отсутствием широкомасштабных боевых действий в Донбассе за прошедший год, а также недавней историей с обменом лётчицы Савченко на двух россиян.
Украинский социолог Евгений Копатько считает, что значительную роль играет человеческий фактор. «Украина постепенно сосредотачивается на решении своих внутренних проблем. И на фоне той экономической и социальной реальности, с которой столкнулись украинцы, им становится очевидно, что не во всем виновата Россия», — пояснил социолог.
Киев формирует спецвойска для операций в тылу противника
«Кроме того, из западных СМИ идут недвусмысленные сигналы о том, что Украине не стоит обострять отношений с Россией и даже, наоборот, надо заново налаживать экономические связи. Для украинского общественного мнения это оказалось знаковым событием, считает Копатько.
Таким образом, чётко обозначается развилка, перед которой стоит сейчас киевская власть: по-прежнему пытаться лепить из России образ врага и агрессора или же, «сбавляя обороты», понемногу возвращаться к разумному экономическому сотрудничеству с нашей страной.
— С одной стороны, киевскому режиму очень удобно без конца продолжать войну в Донбассе, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Таким образом, можно, как и раньше, списывать все свои проблемы в экономике на «агрессию России» и «террористов Донбасса». И украинское общество будет сплочённым, оттого, что у него есть общий враг.
С другой стороны, как раз дела в экономике настолько плохи, что даже позиционная война для Украины становится всё более тяжёлым бременем. Скоро, у Киева просто не будет средств оплачивать так называемую «АТО». Раньше Порошенко в финансировании войны мог рассчитывать на безоговорочную поддержку Запада. Однако сейчас, в условиях, когда украинская армия за два года так и не смогла уничтожить непризнанные республики, Запад всё больше теряет интерес к тому, чтобы финансировать киевский режим. Поскольку большая часть денег идёт не на решение проблем страны, а банально разворовывается.
К тому же Порошенко понимает, что активные действия против ДНР и ЛНР могут привести к серьёзному военному поражению, потере новых территорий. А вот этого нынешнему президенту не простят многие политические силы на Украине, да и на Западе тоже. Как минимум, это поражение сильно осложнит положение президента Украины, как максимум — произойдёт очередной госпереворот.
Поэтому, скорей всего, ставка будет сделана на то, чтобы в информационном поле, по-прежнему, демонизировать образ России, обвинять её в агрессии.
А вот на практике украинские бизнесмены и политики будут пытаться налаживать выгодные экономические контакты с Россией. Такая политика приведёт к весьма ограниченным пропагандистским успехам, поскольку люди так или иначе всё равно получают реальную информацию о происходящем на линии фронта в Донбассе. И если эта информация будет резко отличаться от того, что рассказывают «по ящику», доверие будет снижаться именно к официальным СМИ.
«СП»: — Если Украина не имеет средств вести войну, почему участились обстрелы населённых пунктов ДНР и ЛНР?
— Во-первых, Киев просто не в состоянии жёстко контролировать ситуацию на линии фронта. Националистические батальоны в составе ВСУ пытаются обострить ситуацию, поскольку понимают, что мирный процесс резко ослабит их влияние на Украине. Кроме того, стороны понимают, что в любой момент может произойти окончательная «заморозка конфликта» и тогда, скорей всего, территория будет делиться по «югославскому варианту». То есть та территория, которую контролирует сторона конфликта фактически, закрепляется за ней юридически. Поэтому сейчас ВСУ пытается занять более выгодные позиции, захватывая так называемые «серые зоны».
«СП»: — Есть ли вероятность, что слабо контролируемые Киевом националистические и нацистские батальоны будут расформированы, либо взяты под жёсткий контроль?
— Наверно, такие планы вынашивают в Киеве, но смогут ли они реализоваться — большой вопрос. На Украине ситуация сейчас крайне турбулентная. И что там в итоге произойдёт, я предсказывать не берусь. Характерная особенность ситуации в том, что Запад может влиять только на киевских политиков. А вот те в свою очередь способны влиять далеко не на все силы и процессы внутри страны.
— По моим наблюдениям за украинским обществом, оно сейчас примерно поделено пополам. Одна половина настроена в отношении России резко отрицательно, — рассуждает политолог, представитель ДНР в Ростовской области Эдуард Попов. — Другая половина либо относится с симпатией, либо просто не испытывает враждебности. События на чемпионате по футболу во Франции показали, что наиболее активная часть украинского общества, к которой относятся и спортивные болельщики, по-прежнему, настроена антироссийски.
Я не верю, что киевские власти, столько усилий потратившие на создание образа врага из России, вдруг изменят свою политику и начнут убеждать сограждан в необходимости экономического сотрудничества с нашей страной.
Киеве торжествует: совместный украинско-белорусский ЗРК позволит сбивать российские самолеты
И недавнее заявление Порошенко о том, что украинцы должны быть готовы в любой момент развернуть партизанскую войну как раз подтверждает это.
«СП»: — Чем бы вы объяснили потепление части украинского общества в отношении России?
— Жизнь берёт своё. По официальным (не исключено, что заниженным) данным из украинских источников 10% отдыхающих в Крыму — это граждане Украины. Эти люди видят, что ситуация в Крыму не ухудшается, а наоборот — ремонтируются дороги, улучшается курортная инфраструктура. Сотни тысяч украинцев, в том числе из западных областей приезжают на заработки в Россию и видят, что многое из того, в чём убеждали их украинские СМИ — неправда. На этом фоне даже русофобски настроенные граждане «незалежной» вынуждены признавать, что дела у России идут не так плохо, как им хотелось бы.