У Москвы не оказалось никакого ответного плана
Развязанная политическими кругами западных стран кампания по отстранению российских спортсменов от Олимпийских игр наглядно продемонстрировала несостоятельность надежд тех, кто верил в возможность нормализовать отношения с «партнёрами» путём выражения подчёркнутой лояльности действиям международных и якобы нейтральных инстанций. Несмотря на ряд бодрых заявлений российских спортивных чиновников и официальных лиц, последовавших сразу после того, как Международный олимпийский комитет (МОК) воздержался от наложения прямого запрета на участие спортсменов из РФ в Олимпиаде, политические и моральные итоги допингового скандала для нашей страны видятся неутешительными.
Тем, кто до сих пор выдыхает с облегчением, интерпретируя лукавое решение МОК как победу России, хочу напомнить: оно де-факто означает лишение нашей страны суверенного права на формирование собственной олимпийской команды. Вердикт о том, кому из российских спортсменов выступать на играх в Рио-де-Жанейро, а кому оставаться дома болеть за товарищей у телевизора, будут выносить чиновники международных федераций по соответствующим видам спорта. Не приходится сомневаться: они сделают едва ли не всё, чтобы спортивная делегация нашей страны на Олимпийских играх оказалась как можно более непредставительной и малочисленной.
Перед легкоатлетами уже закрыли все возможности отстаивать честь страны. В отношении же остальных наших спортсменов международные спортивные чиновники в остающееся до начала игр время «будут смотреть». Излишне говорить, что никаких высоких мест в общекомандном зачёте теперь ожидать не приходится. Униженные, оплёванные, сжёгшие в эти дни массу нервов, немногочисленные российские атлеты по итогам Олимпиады в лучшем случае займут место где-нибудь в середине медальной таблицы. По «спорту высоких достижений» как важному политическому проекту российских властей нанесён меткий и расчетливый удар.
У Москвы не оказалось никакого ответного плана
Однако одними только невыигранными медалями ущерб от допингового скандала для страны не ограничивается. Россию фактически изгоняют из международного олимпийского движения как мошенника, с которым, как с карточным шулером в былые времена, приличный человек считал ниже своего достоинства садиться за игральный стол.
Я не исследовал специально историю олимпийских отстранений и бойкотов, но, если не ошибаюсь, отлучение страны от игр по обвинению в массовом употреблении её спортсменами допинга беспрецедентно. Ту же ЮАР эпохи апартеида на протяжении почти трёх десятилетий не допускали до Олимпиад как государство, исповедующее неприемлемую для реалий второй половины XX века идеологию расовой дискриминации, но никто не бросал южноафриканским спортивным чиновникам и атлетам обвинений в том, что они — мошенники и плуты, по сути, уголовные преступники.
Когда государству предъявляют претензии политического или идеологического характера — это один уровень конфликта. Причём, достаточно высокий, по сути, мировоззренческий. Но когда её спортивных, да и политических руководителей обвиняют в уголовных преступлениях — это совсем другое дело. С уголовниками не ведут дискуссий. Их карают. Именно это на примере России Запад всему миру сейчас и продемонстрировал.
Многие сейчас задаются вопросом, почему наши спортивные функционеры толком не защищались, не приводили доказательств невиновности российских спортсменов, не оспаривали показаний того же Родченкова, который, если верить всему тому, что он наразоблачал, сам является первейшим фальсификатором и жуликом. Ответ на него, увы, представляется мне банальным. Потому что наши верхи (причём, отнюдь не в одной лишь сфере спорта) совершенно не готовы жить и работать в ситуации неослабевающего внешнего прессинга и желают выскользнуть из-под него посредством всё новых и новых уступок. Стремление не нарушать личное благополучие, не лишаться окончательно входного билета в западный элит-клуб пересиливает вроде бы осознаваемую и на словах декларируемую необходимость отстаивать на международной арене интересы страны.
Мы вновь убедились в том, сколь на самом деле уязвима постсоветская Россия перед лицом консолидированных сил Запада. В своё время, когда США из-за ввода советских войск в Афганистан попытались организовать бойкот московской летней Олимпиады, у нас нашлось, чем ответить. Ответный бойкот странами соцлагеря игр в Лос-Анджелесе нанёс их устроителям сопоставимый ущерб, и к играм 1988 года обе стороны пришли в олимпийском вопросе к компромиссу.
Иное дело сейчас. Сдав в конце XX века собственный цивилизационный проект, Россия осталась в мире совершенно одна, без сколько-нибудь постоянных и надёжных союзников и без внятного стратегического курса. В ситуации, когда мы оказались (в общем-то, вопреки желанию высшего политического руководства) втянуты в длительную политическую конфронтацию с возглавляемым США западным блоком, это ощущается с особенной остротой. Даже объявление нашим политическим руководством «превентивного» бойкота играм в Рио-де-Жанейро до того, как Международный олимпийский комитет обнародовал своё издевательское решение, не стало бы на практике симметричным ответом.
Поспешный отказ от участия в Олимпийских играх мечущейся на международной арене страны-одиночки, в адрес которой уже озвучены громкие обвинения в мошенничестве, не способствовал бы ни сохранению её репутации, ни нанесению противнику адекватного морального и экономического урона. Это был бы жест отчаяния, но не более того.
Что же в таком случае могли предпринять российские власти, когда намерение «зарубежных партнёров» добиться отстранения нашей страны от Олимпийских игр сделалось очевидным? Пожалуй, единственным эффективным и способствующим поддержанию хоть какого-то паритета ходом было бы инициирование собственного расследования о допинге и ином криминале в зарубежном спорте. Никто в здравом уме не станет отрицать, что подобная грязь сполна присутствует и в нём. Найти и вытащить на свет божий факты, компрометирующие наших наиболее рьяных гонителей — вполне выполнимая задача для спецслужб страны, которая в иных случаях оказывалась способной ломать планы США на Украине и в Сирии. Но, судя по всему, такой задачи перед ними просто никто не ставил, не было политического решения отвечать ударом на удар.
Критический взгляд на современные Олимпийские игры и спорт высоких достижений
Запад подобного миролюбия предсказуемо не оценил, додавив российских спортивных функционеров до конца. Перед всем миром нашу спортивную индустрию объявили бесчестной и жульнической, причём особо подчеркнули, что жульничеством в России занимаются на государственном уровне при, как минимум, попустительстве первых лиц страны. Последствия от такой политической и моральной оплеухи будут сказываться ещё долго. Просто так встать, отряхнуться и, как ни в чём не бывало, пойти дальше не получится. Добрая репутация нарабатывается многие годы, и за неё необходимо бороться с не меньшим упорством, чем за бюджетные показатели. Потерянные деньги можно вернуть, утраченную честь — нет. Жаль, что наши руководители, что спортивные, что политические, этого не понимают.