Георгий Янс о новых нездоровых инициативах «меджлисовцев»
Кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп заявил, что в случае своего избрания рассмотрит вопрос об отмене санкций против России и о признании Крыма частью Российской Федерации. Несмотря на то, что Трамп не вдавался в подробности, а лишь ответил на соответствующую реплику журналиста Associated Press: «Мы рассмотрим этот вопрос. Да, посмотрим», эти слова вызвали бурю возмущения как среди американских дипломатов, так и в украинских соцсетях, которые в очередной раз провозгласили Трампа «агентом Кремля».
«Трамп подумает над снятием санкций с России и признанием Крыма. Неудивительно, что он любимчик Кремля», — написал на своей страничке в Twitter экс-посол США на Украине Стивен Пайфер. «Почему Путин любит Трампа: Трамп собирается признать Крым российской территорией и снять санкции», — вторит ему в той же соцсети бывший посланник США в России Майкл Макфол. «Разве может хоть один серьезный республиканец поддерживать Трампа после его сегодняшних заявлений про Россию и Крым?», — возмущается в Twitter старший научный сотрудник Атлантического совета в Вашингтоне Андерс Ослунд.
Интересно, что украинские политики за редким исключением предпочли оставить слова Трампа без комментариев. «Очень разочарован по поводу заявления Трампа по Крыму, но не удивлен. Популисты — это проблема всего мира, независимо от того, откуда они», — написал украинский нардеп Владимир Арьев. Кстати, в американском Госдепе также отказались комментировать слова миллиардера, назвав их «предвыборной риторикой».
Георгий Янс о новых нездоровых инициативах «меджлисовцев»
Российские политики и эксперты, на сей раз, в большинстве своем солидарны с оценкой Госдепа. Так, первый замглавы международного комитета Совета Федерации Владимир Джабаров в интервью «Известиям» назвал кандидата «темной лошадкой», словам которого пока не стоит слишком доверять. Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев полагает, что даже если Трамп действительно хочет отменить санкции и признать Крым российским, мощный вашингтонский истеблишмент помешает ему это сделать.
Ранее Трамп неоднократно заявлял, что в случае победы займется улучшением отношений с Россией. Он также предполагал, что сможет наладить конструктивный диалог с президентом РФ Владимиром Путиным. Но если части электората такие слова по душе, то другие, напротив, относятся к ним с опаской. Поэтому неудивительно, что лагерь Хиллари Клинтон использует аргумент о «связях» Трампа с Кремлем на полную катушку. На днях кандидат даже вынужден был опровергать обвинения в том, что у него есть интересы в России. А на прошлой неделе пресс-секретарю российского президента Дмитрию Пескову пришлось в очередной раз говорить о том, что абсурдно искать связь между Москвой и предвыборной кампанией в США, чем активно занимаются некоторые американские СМИ и политики.
Впрочем, американские аналитики указывают на то, что формулировка, к которой прибегнул Трамп, намеренно туманна — ведь «рассмотрим» еще не означает «примем положительное решение». По их мнению, миллиардер постарался уйти от конкретного ответа на вопрос. Тем более, что в официальной программе Республиканской партии пока что прописано сохранение и возможное усиление санкций, а также непризнание Крыма частью российской территории.
Тем не менее, даже если заявление Трампа — лишь предвыборная риторика, оно может считаться знаковым само по себе. Как и реакция на него Киева, который опасается, что лишится поддержки своих заокеанских партнеров. Впервые политик такого уровня, а официальный кандидат в президенты США — уровень очень высокий, публично допускает возможность признания Крыма частью Российской Федерации. Неудивительно, что киевские политики начинают нервничать, хотя и стараются этого не показывать.
— Это очень важное заявление, при том, что оно, на первый взгляд, ухудшает электоральные шансы самого Трампа, так как вызывает дополнительную критику в его адрес, — считает директор украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
— Но, с другой стороны, Трамп формирует поле для переговоров. Часть американской элиты заинтересована в нормализации отношений с Россией и в разрядке, поэтому он пытается заслужить их доверие и закладывает основу для возможных будущих торгов с Москвой.
Именно поэтому эти слова Трампа нельзя воспринимать, как обычную риторику. Это важное и даже стратегическое заявление. Оно показывает, что часть элит готова к пересмотру своих отношений с Россией. Они готовы торговаться и обсуждать вопросы, которые раньше были просто табуированы. Услышать от американского политика такого уровня подобные заявления еще полгода назад было немыслимо.
«СП»: — Это как-то повлияет на изменение курса киевских властей?
— Украинские политики и эксперты постараются это заявление просто не заметить. Конечно, первые лица страны все отмечают для себя. Но сейчас они предпочитают верить в то, что это просто популистская риторика и вообще, у Трампа нет никаких шансов на победу. Избрание Трампа, по их мнению, невозможно в принципе, поэтому любые его слова не должны вызывать тревогу.
«СП»: — Это действительно так?
— Сейчас рано говорить об исходе президентской гонки. Но даже если Трамп проиграет, его заявления и его позиция все равно будут влиять на политику Клинтон. Дело в том, что это не только его мнение, но и мнение части американского истеблишмента. Клинтон понимает, что этой позиции придерживаются слишком многие, чтобы ее игнорировать. Поэтому она будет находить отражение и в политике демократов, если Хиллари станет президентом.
Что касается украинской власти, сегодня она находится в заложниках у 20−30% радикально настроенных граждан. По большому счету, политики и общество готовы обсуждать все эти вопросы, начинать рассматривать разные варианты нормализации отношений с Россией. Но пока что в информационной сфере при западной поддержке доминирует совсем другое мнение. Радикальное меньшинство управляет всеми элитами и не дает набрать силу тем, кто готов к диалогу. Причем это можно сказать как об Украине, так и о Западе, где ситуация в этом плане похожа.
Но, безусловно, такие заявления приводят к постепенному размыванию этой жесткой позиции. Как говорится, вода камень точит. Постепенно возможен сдвиг в сторону разрядки и уменьшения напряженности.
— Пока что рано говорить о том, что украинское руководство начнет менять свою политику из-за слов Трампа, — полагает политический обозреватель еженедельника «2000» Александр Фидель.
— В конце концов, пока что это только предвыборные обещания кандидата в президенты. Если рассматривать их через призму украинской политики, уже через пару дней в Киеве о них постараются забыть.
Конечно, с точки зрения киевских политиков Трамп — крайне нежелательный претендент на президентское кресло. Вот только их мнения по этому поводу никто не спрашивает. Все будет решаться в Америке, а им остается только ждать решения своей судьбы. На исход выборов они никак повлиять не могут. Разве что призвать на помощь достаточно многочисленную диаспору. Собственно, это уже и так делается, что можно заметить по соответствующим американским СМИ. Но серьезным фактором в предвыборной гонке это, конечно, не станет.
Проблема в том, что, как мне кажется, само это заявление Трампа тоже не стоит принимать близко к сердцу. Во время избирательной кампании кандидаты произносят много громких слов, но после прихода к власти их заявления и политика заметно выравниваются. И Клинтон, если она станет президентом, так или иначе придется иметь дело с Россией, и Трамп в любом случае не станет близким другом Москвы. Есть вечные интересы великих держав, которые неизбежно сталкиваются, и отдельные персоналии вряд ли способны на глобальный слом системы.
Если Трамп станет президентом США, какой-то политический процесс будет запущен, но резких зигзагов и политических скачков я бы не ожидал. Тем более что пока что, несмотря на последние опросы, шансы Хиллари Клинтон выглядят предпочтительней.
«СП»: — Почему, в таком случае, украинская элита так боится прихода Трампа к власти? Публикации на эту тему зачастую отдают истерикой…
— Это серьезный вопрос. Если в двух словах, дело в том, что Трамп — изоляционист. Это не произносится вслух, но подразумевается. Американский изоляционизм — течение, которое в США последние лет 75 находилось в глухом загоне. В целом линия Трампа направлена на то, что Америка должна больше заниматься своими внутренними делами и не лезть, простите, во все дыры по всему миру и навязывать свои порядки и идеи.
Для чего на Западе раскручивается идея «повторного референдума»
Для украинского политикума, который, в общем-то, и держится на американской поддержке, такая позиция была бы крайне нежелательной и болезненной. Если нынешняя украинская элита останется без нынешних американских спонсоров, их судьба будет весьма неопределенной. Естественно, они этого не хотят и опасаются.
Вопрос в том, что даже если Трамп станет президентом, его реальная политика может совсем не соответствовать тому, что он декларирует сейчас. На любого президента воздействуют элиты и общий дискурс. Поэтому, мне кажется, что резких колебаний может не случиться. Но в любом случае, идейная империалистка Клинтон, которая однозначно настроена антироссийски, для Киева более желательна.