Меньше месяца отделяет нас от того момента, на который запланированы подписание и ратификация Палатой общин в Оттаве и Европарламентом важного и далеко идущего «торгового соглашения» между Канадой и Европейским Союзом. Всеобъемлющее торгово-экономическое соглашение (ВТЭС, ComprehensiveEconomicandTradeAgreement- CETA) между Канадой и ЕС подается в СМИ как «высококачественное соглашение, которое усиливает фундаментальные отношения Канады с Европейским союзом"/ Однако в нем много такого, что не сразу бросается в глаза при первом ознакомлении.
ВТЭС-CETA, которое преподносится общественному мнению как безобидная «двусторонняя» торговая сделка между ЕС и Канадой, на самом деле представляет собой замаскированное Соглашение о трансатлантическом партнерстве (TTIP). Оно включает в себя всю неолиберальную политическую гамму — торговля товарами, торговля услугами, инвестиции, интеллектуальную собственность, обеспечение финансовых услуг — все, что входило в состав соглашения TTIP, которое проталкивали США. Де-факто это — изготовленное под копирку Трансатлантическое соглашение о торговом и инвестиционном партнерстве между США и ЕС, породившее столь глубокие противоречия, что оно было временно «заблокировано» и Европарламентом, и Конгрессом США.
Глобальная торговля — составная часть имперской повестки дня
В свою очередь набор соглашений из TTIP, CETA, TISA* и Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП, Trans-Pacific Partnership — TPP) являются строительными блоками в создании глобальной «имперской» торговой структуры. От принятия соглашения о вызвавшем множество противоречий Транс-Тихоокеанского партнерства будет зависеть возникновение торгового блока, состоящего из североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA)** и азиатско-тихоокеанского региона.
Одним из главных пунктов в глобальных торговых переговорах является «регуляторная конвергенция». Она не имеет ничего общего со свободой торговли. Совсем наоборот — она требует подчинения и сходства при формулировании национальных правил и положений в интересах могущественных транснациональных конгломератов. Регуляторная конвергенция подразумевает «устранение препятствий» для торговли и инвестиций одновременно с введением однородных и «дружеских» положений (например, меры социальной экономии с целью сокращения дефицита госбюджета, сокращение социальных программ, ужесточение трудового законодательства, трансформация законодательства о защите окружающей среды и прав потребителей в своды, удобные для корпораций, «национальное обращение» с иностранными инвесторами, отмена субсидий для фермеров
Само собой разумеется, национальный суверенитет рассматривается Вашингтоном как препятствие для «регуляторной конвергенции».
CETA и TTIP
При том, что разрушительные экономические и социальные последствия американо-европейских трансатлантических сделок (TTIP и TISA) — такие, как потеря национального суверенитета государств-членов ЕС — стали причинами устойчивого протеста общественности, канадско-европейское соглашение CETA (имеющее все те же неолиберальные основы) продвигается вперед. Оно, в общем-то, не встречает возражений, проходит без публичного обсуждения, при минимальных протестах и при отсутствии жесткой оппозиции на политическом уровне.
Сейчас ожидается, что 18 октября министры ЕС сами соберутся на чрезвычайную встречу, которая должна позволить подписать сделку CETA 27 октября во время визита в Брюссель канадского премьер-министра Джастина Трюдо. Вступить в силу соглашение может уже в следующем году.
По мере того, как CETA продвигалось ближе к утверждению, по Торгово-инвестиционному партнерству TTIP был нанесен новый тяжелый удар, когда австрийский министр экономики Райнхольд Миттерленер призвал своих ЕСовских партнеров прекратить переговоры. «TTIP стал метафорой, означающей пышно цветущие сделки больших корпораций. В этом содержится негативный подтекст. Мы надеемся на хорошую сделку, но к ней нужно идти другим путем», добавил он. Слова Миттерленера звучали как эхо комментариев французского министра (внешней — ред.) торговли Матиаса Фекля. В прошлом месяце он обратился с предложением остановить переговоры по TTIP после того, как германский министр экономики Зигмар Габриель объявил, что переговоры «де-факто мертвы». Фекль сказал, что США требовали слишком многого, но сами ни на какие компромиссы не шли. «Движется сумасшедшая машина, переговоры провалились, никто не верит в то, что они придут к успешному завершению», сказал он германской деловой газете Handelsblatt.
По замыслу его сторонников TTIP должен создать крупнейшую в мире зону свободной торговли с рынком, состоящим из 850 миллионов потребителей и простирающимся от Гавайев до Хельсинки. Но соглашение, переговоры по которому начались еще в 2013 году, стали сложной проблемой как раз в то время, когда такие ключевые страны, как США, Франция и Германия вступили в предвыборный цикл. Вашингтон и Брюссель официально выражают намерение заключить соглашение о свободной торговле еще до того, как президент Барак Обама покинет Белый дом в январе будущего года. Однако в Европе присутствуют глубоко укоренившиеся страхи, что эта сделка существенно снизит стандарты европейского блока 28-ми государств, особенно в таких сферах, как общественное здравоохранение и социальное обеспечение. Протестное движение видит в TTIP механизм по присвоению экономического ландшафта Европы корпоративной Америкой.
Возможны ли тайные переговоры по TTIP после того, как огласили их окончание?
В настоящий момент, как представляется, политики ЕС ведут двойную игру. Когда их вынудили прекратить переговоры, они с неохотой положили TTIP «на полку», сделав вид, что пошли навстречу давлению общественности и протестному движению. На самом деле, они параллельно стали еще более активно продвигать «через заднее крыльцо» канадско-европейское соглашение CETA. На практике принятие соглашения CETA де-факто придаст законную силу продвигаемому американцами соглашению TTIP.
Многие аналитики и политики, как бы это прискорбно ни звучало, не признают факт того, что как государство Канада глубоко интегрирована в США и политически, и экономически. Корпоративный и финансовый истэблишмент двух стран также взаимно интегрирован. Поэтому любое торговое соглашение, заключенное Евросоюзом с одним из государств-членов NAFTA — в данном случае, с Канадой — неизбежно приведет к фактической интеграции ЕС с торговыми структурами NAFTA, которые контролируются Вашингтоном и Уолл-Стрит.
Американо-канадская интеграция в рамках NAFTA имеет отношение не только к торговле и инвестициям; она включает в себя интеграцию в вопросах внешней политики, в военной сфере, в деятельности правоприменительных органов и департамента внутренней безопасности, в разведке, в работе нефте- и газопроводов, автодорожного транспорта, в контроле иммиграции, в охране национальных границ, в работе стратегических водных путей, обеспечении морских прав
CETA для Вашингтона — «заднее крыльцо», ведущее к интеграции с ЕС
Трансатлантическое партнерство TTIP будет навязано, скорее, де-факто, чем де-юре. И сделано это будет «через Канаду».
С самого начала, вместо того, чтобы запустить единый процесс торговых переговоров между ЕС и североамериканской зоной свободной торговли NAFTA, — что, конечно, же вызвало бы широкий протест — Вашингтон призвал Канаду и Мексику приступить к переговорам с ЕС по параллельным «двусторонним» торговым сделкам. Расчет строился на том, что, в конце концов, это создало бы условия для интеграции NAFTA и ЕС, которая стала бы ядром Атлантического торгового блока американской империи.
Торговля и милитаризация идут рука об руку. Предлагаемый Атлантический Торговый Блок будет совпадать с атлантическим альянсом НАТО и с его структурами, которые на практике контролируются Соединенными Штатами.
CETA — это соглашение, подготовленное по принципу «копировать-вставить». Оно было сформулировано при правительстве (бывшего премьер-министра Канады — ред.) Харпера, еще в 2009 году, при тесных консультациях с Вашингтоном и Брюсселем. Правительству Харпера Вашингтоном было доверено «в сжатые сроки решить вопрос с проведением переговоров по соглашению [CETA], чтобы не допустить потерю европейцами фокусировки на TTIP, а также предотвратить отсрочку (заключения соглашения — ред.) из-за нарастающих дискуссий по спорным элементам».
Поскольку США, Канада и Мексика являются государствами-членами Соглашения о NAFTA, конечной целью Вашингтона является создание интегрированного Североамериканского союза, т.е. — Соединенных Штатов и провинций Северной Америки. И во многих отношениях этот союз уже создан.
Канадско-европейское же соглашение CETA является инициативой по проникновению через «заднее крыльцо», которая была разработана в тесной координации с процессом продвижения Трансатлантического партнерства TTIP. Его принятие запустит механизм фактического (не обязательно юридического) принятия более широкого соглашения TTIP, что приведет, в конце концов, к интеграции торговых структур «Североамериканского союза» и ЕС. CETA станет fait accompli***, который будет содействовать продвижению переговоров по TTIP, скорее всего, под другим названием.
Это — корпоративный захват и ЕС, и Северной Америки. Соглашение будет служить делу подрыва экономики на местном уровне, разрушения семейных ферм, низвержению малого и среднего бизнеса в банкротства, подрыву социальных программ и повлечет другие, во многом непредсказуемые, последствия.
Автор — Мишель Хосудовский, профессор экономики Оттавского университета (Канада), основатель и директор Центра изучения глобализации (Centre for Research on Globalization [CRG], г. Монреаль, Канада). Работал советником правительств развивающихся стран и международных организаций. Автор 11 книг, участвовал в составлении Encyclopaedia Britannica. В 2014 году был награжден Золотой медалью «За заслуги» Республики Сербия за освещение агрессии НАТО против Югославии.
Copyright © Prof Michel Chossudovsky, Global Research, 2016.
Публикуется с разрешения издателя.
Перевод Сергея Духанова.
* TISA, Trade in Services Agreement — предлагаемое Соглашение о торговле услугами, участниками которого должны стать 23 страны, включая США и страны ЕС. Переговоры ведутся секретно.
** NAFTA, North American Free Trade Agreement — Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой об отмене ограничений во взаимной торговле, вступило в силу в январе 1994 г.
*** Fait accompli — свершившийся факт