Недавно вице-президент США Джо Байден заявил, что Украина в ближайшее время дарует Донбассу закон об особом статусе: «Это очень сложный шаг, который они решили сделать, я убежден, что они это сделают». Это будет невероятно сложно для украинского руководства, уверен политик, но украинцам с этим следует смириться. При этом Байден отметил, что особый статус для Донбасса — это принятие того факта, что Россия в данном регионе имеет большое влияние.
Речь американского вице-президента была произнесена уже после визита глав МИД Франции и Германии к Порошенко. Вероятно, у лидеров западных стран произошел обстоятельный разговор, после которого американцы решили скорректировать свою позицию. И как совпадение — тут же промелькнула новость о демобилизации шестой волны призывников на Украине.
Похоже, происходит тектонический сдвиг. Медленный, но необратимый. Международная напряженность, наступившая после Крыма и Донбасса, нанесла урон отношениям России и стран Запада, а в продолжении этого противостояния многие не видят смысла, кроме как вкладываемого идеологией. Но и та неоконсервативная повестка, требующая наращивания затрат для поддержания статуса мирового гегемона, успела американцам надоесть. Их страшит пробудившийся исламский мир, у них вызывают тревоги процессы в Европе. Главный исторический союзник США в Старом Свете (Великобритания) готовится выйти из ЕС. Темы национализма и суверенитета снова актуальны, и Дональд Трамп на них пока что успешно выплывает в гонке кандидатов. В администрации Барака Обамы это прекрасно видят и готовятся к превентивным мерам — чтобы вопросов по поводу внешнеполитического курса к преемнику было как можно меньше (если придёт Клинтон, которая и без того втянула США в несколько весьма неприятных международных эпизодов). А США всё-таки возглавит Трамп — тому и быть: не он начнёт сближение с Россией, эту повестку у него легко украсть, оставив ни с чем. Да ещё перед самым днём голосования.
Главная и, пожалуй, единственная сложность в претворении в жизнь плана по умиротворению Украины — это позиция самого Порошенко. Последствия от сближения с Россией он воспринимает как угрозу своему положению. Очевидно, украинский лидер собирается стать президентом Украины и на следующий срок, но, в случае принятия Минска как инструкции к действиям, его ждет невероятно агрессивная критика со стороны ряда политических сил. В частности, со стороны Тимошенко — основного претендента на президентский пост. Если ей будет выгодно, Юлия Владимировна может совершить зигзаг в стиле Савченко, резко перейдя к требованиям не давать особого статуса Донбассу. Тем более что Тимошенко это будет легче — в миротворчестве она не была замечена и призывов встречаться с лидерами республик тоже не делала.
«Нам чертовски нужен мир. Нам он нужен. Но не ценой потери достоинства и не ценой потери независимости» — под этими словами нардепа и «правосека» Борислава Березы мог бы подписаться и Порошенко. Играть роль «голубя» сейчас для него значительно сложнее, чем «ястреба», поэтому он постоянно старается закрепить свой имидж как несгибаемого украинского патриота, чуть не еженедельно уверяя общественность, что Крым и Донбасс вернутся в состав Незалежной.
Но вот незадача для радикалов: Порошенко — человек осторожный, обладающий недюжинной собственностью. Перевести её на Запад и эмигрировать ему значительно легче, чем пойти на поводу у ненавистников России и рискнуть всем. Окажи США хоть малейшее давление на Порошенко, он прогнется. Оказаться без поддержки и повиснуть в воздухе себе сейчас не позволит ни один украинский лидер. США после разрыва с Россией и кризисом в отношениях Европы и Украины остаются последним партнером, готовым умаслить своего сателлита кредитами и оружием. Но раз покровитель сам устал враждовать и требует мира, младшему союзнику ничего не остается, как принять это как данность.
Не все на Украине с этим смирятся. Будут беспрецедентные со времен Майдана акции протеста. Выйдут нацбатальоны «Азов», «Донбасс», активисты, футбольные фанаты и поклонники Савченко. В Раде пошумят Тимошенко и Ляшко. На площадях зажгут пару покрышек и пообещают припомнить позор и предательство, сделанные Порошенко стране. На том всё и кончится. Рейтинг, конечно, ещё просядет и шансы на второе президентство снизятся — но это всё же лучше, чем корчить из себя Яроша и лезть на амбразуру.
Отношения России с Украиной уже вряд ли станут такими, какими они были до Еврореволюции. Самое лучшее, на что можно надеяться — на прекращение войны в Донбассе и постепенное снятие санкций Западом. Украина потеряна для России навсегда. Торг идёт за Донбасс, который, формально оставаясь в составе Украины, ею уже не является. Многие политики Украины видят угрозу в возвращении пророссийского региона на Незалежную — в нём им мерещится «троянский конь» Путина. Массовое движение за полное отделение Донбасса станет масштабным явлением в случае принятия и подписания закона об особом статусе. Для России это, в любом случае, лучше, чем то, что имеется на данный момент. Подчеркну — подобный расклад становится возможным лишь при одном условии — давлении Вашингтона, которое уже проявило себя, на официальный Киев.