Неожиданная победа Дональда Трампа на президентских выборах в США будет иметь серьезные последствия в самых разных международных вопросах. Один из них — кризис на Украине. Обещание Трампа отказаться от политики смены режимов в мире, его убежденность в том, что Украине должна помогать в первую очередь Европа, не сулят Киеву ничего хорошего. Первые последствия уже появились — известие о победе республиканца обрушило украинские еврооблигации. В ЕС не верят в жизнеспособность украинского государства без поддержки из-за океана. Агентство Bloomberg подчеркивает, что еврооблигации потеряли в цене на предположениях, что Трамп будет «менее охотно, чем его предшественник, защищать восточноевропейскую нацию от российской агрессии».
Трудные времена Киеву предрек и экс-посол США в Москве Майкл Макфол. «Сегодня вечером самый большой лузер в мире — Украина. Ваша единственная надежда — провести действительно серьезные реформы и сохранить поддержку Европы», — отреагировал Макфол на известие о победе Трампа. Посол США на Украине Мари Йованович в силу должности продолжала поддерживать в Киеве надежду. Она выразила уверенность в том, что США сохранят антироссийские санкции и после вступления республиканца в права президента. Однако судя по первой реакции фондовой биржи, рассчитывать на поддержку Запада в целом, и в частности европейцев, Киеву будет трудно.
Во время предвыборной кампании Трамп настолько однозначно высказывался по ключевой проблеме российско-украинских отношений — Крыму, что сейчас ему ничего не остается, как продолжить начатую линию. «Знаете, народ Крыма, насколько мне известно, скорее хочет быть с Россией, чем там, где они были раньше», — заявлял он в эфире NBC News и обещал в случае своего избрания рассмотреть вопрос о признании Крыма российским и снять связанные с этим санкции. Тогда это вызвало резкую отповедь премьер-министра Арсения Яценюка, который назвал намерение Трампа «преступлением против этических и цивилизационных принципов».
Летом 2015 года в интервью CNN Трамп отметил, что вопросом Крыма должны заниматься в первую очередь европейские страны, а не США. В качестве примера он привел Германию. Политик упрекнул европейцев в том, что они берут российский газ и нефть, но при этом перекладывают проблемы на Вашингтон. «Зачем мы защищаем Украину, когда вокруг нее есть и другие страны, которые ничего не предпринимают? Мы должны быть умнее, мы не должны быть мировым полицейским», — обозначил свою позицию Трамп. Позже он выразил безразличие по поводу того, станет ли Украина членом НАТО.
В отличие от Яценюка, который после ухода в отставку, не несет политической ответственности за Украину, Петру Порошенко сложнее переориентироваться на новую администрацию в Вашингтоне. Тем более, что Трамп расходился с Клинтон, в том числе и по украинскому вопросу. В сентябре республиканец проигнорировал предложение Порошенко о встрече в Нью-Йорке. Тем не менее, президент Украины поспешил поздравить Трампа с избранием и выразить надежду, что курс США на поддержку Киева в его борьбе с «российской агрессией» останется неизменным. Спикер Верховной Рады Парубий, называвший Трампа кремлевским агентом, и вовсе увидел в его избрании «новые возможности» для своей страны.
Вообще, ситуацию, в которой оказались с избранием Трампа украинские политики, можно назвать как минимум неудобной. Верные своим «патронам» из администрации Обамы, они в свое время не сдерживали себя в резких выражениях в адрес кандидата от республиканцев.
Сейчас приходится «перестраиваться на марше». Так, скучающая по вниманию Надежда Савченко в своем обращении к Трампу призвала его усилить санкции в отношении России и оказать Киеву техническую и военную поддержку. При том, что разговоры о поставках США на Украину летального оружия остались лишь разговорами даже при ныне действующей администрации. Вряд ли Трамп, говоривший о намерении отменить санкции, пойдет на подобное ненужное обострение отношений с Россией.
Руководитель центра исследований внешнеполитического механизма США Института США и Канады Сергей Самуйлов считает, что Трамп сдержит основные предвыборные обещания, данные им по украинскому вопросу.
— Думаю, он признает Крым частью России. Может не официально, на бумаге, но де-факто. Он не будет говорить про «аннексию», про «авторитарный путинский режим», о чем сейчас орет американская пресса.
«СП»: — Еще есть тема возможных поставок летального оружия.
— Вопрос о поставках летального оружия будет снят с повестки дня. Потому что сейчас по закону такое право имеется, но последнее слово за Обамой. Трамп пойдет дальше и этого не будет вообще.
И тогда Киеву ничего не останется, как пойти по пути реализации Минских соглашений. Это, правда, с рациональной точки зрения. Но поскольку там иррациональные головы в Раде сидят, то возможно Украина скатится к самой настоящей гражданской войне всех против всех. Отчасти процесс дезинтеграции, фрагментации уже идет. Причина вовсе не в «российской агрессии», а в том, что нет нормального политического руководства. Режим занимается воровством и декоммунизацией, и все.
«СП»: — Как быстро у администрации Трампа получится начать реализацию нового внешнеполитического курса?
— Полноценным президентом Трамп станет ближе к концу января 2017-го. Первые заявления будут уже в феврале. А реальная политика у них делается следующим образом… Приходит новая администрация, надведомственный аппарат Совета национальной безопасности предлагает повестку администрации, в данном случае Трампа, всем внешнеполитическим структурам. Затем смотрят, какая реакция этих бюрократических ведомств, прежде всего Госдепа и Пентагона на новую внешнеполитическую линию. Потом они высказывают свои пожелания, которые учитываются. Затем следует выступление президента, где очерчиваются контуры новой внешней политики. Но поскольку это длительный бюрократический процесс, это произойдет не раньше, чем в мае-июне будущего года.
Эксперт по Германии, научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Александр Кокеев считает, что надеяться на более активную роль Германии в урегулировании украинского кризиса пока преждевременно. Политический класс ведущей державы Евросоюза пребывает в растерянности от избрания Трампа президентом США.
— Германия эти два дня пребывает в шоке. Там почти никто не ожидал избрания Трампа. Они сравнивают это с Brexit, но там примерно треть людей предполагала уход Великобритании из ЕС. В Трампа верили единицы, большинство рассчитывало на Клинтон. Теперь многим политикам неудобно. И никто не знает, какую линию поведут США при Трампе.
Сейчас, когда «русская угроза» для Германии возросла, когда безопасность требует большего внимания и когда НАТО после Украины сплотилось сильнее, европейцы хотят большего внимания американцев к их делам. Однако с избранием Трампа будет скорее обратное. К тому же он говорит о протекционизме, а значит, Германии будет хуже. Это приведет к торговым войнам, ведь экономика Германии ориентирована на экспорт. На этом фоне об какой-то новой роли Германии в политическом урегулировании кризиса на Украине говорить трудно. Европейцы позвали Трампа на саммит. Может быть, там что-то решится, предполагает эксперт.
Глава Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский напомнил, что Трамп ориентирован на решение внутренних проблем США. Прежде всего, экономических. Он уверен, что Трамп не будет подобно Джо Байдену «чаще, чем с женой, разговаривать с Петром Порошенко». При Обаме, считает эксперт, именно американцы поощряли наиболее агрессивную часть украинской элиты, что отражалось на ходе минского процесса. «Если ему [Трампу] удастся договориться с Россией, то Украина будет на «пятом месте», — считает Погребинский. В этом случае европейцы смогут вести свою линию.