Выбор новоизбранным президентом конгрессмена от штата Канзас Майка Помпео, открытого любителя практики пыток, на должность директора ЦРУ показывает, что Трамп был серьезен, когда говорил, что будет за «пытки утоплением и еще хуже».
До этого теплилась еще смутная надежда на то, что в ходе избирательной кампании Трамп просто подыгрывал низменным инстинктам тех многочисленных американцев, мозги которых основательно промыты средствами массовой информации, политиками и самим ЦРУ, с тем, чтобы они верили: «пытки работают». Надежда заключалась в том, что человек, которого Трамп мог назначить руководителем ЦРУ, мог бы вывести его из иллюзий относительно эффективности и законности пыток.
Однако такой совет вряд ли поступит от Помпео, который высказывался против закрытия «тайных тюрем» ЦРУ, в которых практикуются пытки, и который высказывался против того, чтобы допрашивающие придерживались законов, запрещающих пытки. Он также выступал против закрытия тюрьмы в Гуантанамо, ставшей печально известной благодаря пыткам и даже убийствам.
Три года назад, посетив Гуантанамо, где заключенные в то время проводили голодовку, Помпео заявил: «На мой взгляд, многие из них прибавили в весе».
Можно не сомневаться, что в минувшую пятницу шампанское лилось рекой в штаб-квартире ЦРУ — от кабинетов начальников на седьмом этаже до недр этого здания, где практикующие садисты вот уже 15 лет укрываются от ответственности в рамках внутри-ЦРУшной программы «защиты свидетелей». Для них, действительно, в мгновенье ока наступило облегчение. Ведь в начале недели наблюдалась некоторая паника от намеков на то, что Международный уголовный суд, возможно, проявит больше смелости, чем президент Барак Обама в привлечении к ответственности тех, кто занимается пытками.
Предположение об этом ввергло в страх всех обитателей иерархической лестницы ЦРУ — от преступников-начальников, таких, как директор Джон Бреннан и юристы этого агентства, до головорезов, принятых на работу для выполнения непрофессионального и отвратительного режима пыток, описанного в кровавых деталях в докладе сенатского комитета по разведке. В докладе изложены факты отвратительных пыток.
Защита Помпео
На факты, вскрытые в ходе сенатского расследования, Помпео ответил личными нападками на председателя комитета Дайэн Файнстайн. Он утверждал, что она «она подвергла жизни американцев риску» и назвал участников пыточной программы ЦРУ «героями, а не пешками в некой либеральной, разыгранной Американским союзом защиты гражданских свобод* и сенатором Файнстайн».
У практики применения пыток имеются свои сторонники в Сенате, где кандидатуру Помпео еще предстоит утвердить в качестве директора ЦРУ. Так, в ходе сенатских слушаний 13 мая 2009 года сенатор Линди Грэм, республиканец от штата Южная Каролина, отсалютовал испанской инквизиции, сославшись на нее как на доказательство того, что пытками удавалось получать некоторые полезные признания. Как известно, в15-м веке инквизиция применяла пытки для выявления привеженцев криптоиудаизма и сжигала тысячи еретиков на кострах.
Во время слушаний по проблеме допроса задержанных сенатор Грэм сказал: «Давайте рассмотрим обе стороны истории», имея в виду, что в результате пыток удавалось получать «хорошую информацию». Грэм добавил: «Одна из причин того, что эти приемы выжили на протяжении 500 лет, заключается в том, что они, кажется, работают».
Конгрессмен Помпео — живое доказательство того, что можно с отличием закончить Вест-Пойнт, быть лучшим на курсе, но все равно провалиться на экзамене по знанию и соблюдению Конституции с ее привлекательной своей стариной Восьмой поправкой, запрещающей «жестокое и необычное наказание». Похоже, незнание Конституции и Билля о правах делают тебя хорошим кандидатом на пост руководителя ЦРУ.
Будучи членом постоянного специального комитета Палаты представителей по разведке, Помпео также защищал постоянное нарушение Агентством национальной безопасности Четвертой поправки, запрещающей незаконные обыски и задержания.
Выбор Помпео состоялся всего через несколько дней после того, как избранный вице-президентом Майк Пенс сказал телекомпании Эй-Би-Си, что своим образцом для исполнения должностных обязанностей он видит бывшего вице-президента Дика Чейни при президенте Джордже Буше-сыне. И хотя Пенс мог иметь в виду уверенность Чейни и его роль во взаимодействии с конгрессом, Чейни также активно выступал за войны с целью «смены режимов» и то, что администрация Буша называла «усовершенствованными допросными приемами"***. Этим Чейни заслужил от газеты Washington Post ярлык «Пыточный вице-президент». И Чейни никогда не проявлял признаков раскаяния по поводу своей агрессивности в войне «против террора».
Настоящий эксперт по пыткам
Тем не менее, даже несмотря на то, когда апологеты Буша-Чейни искали оправдания и эвфемизмы для пыток, генерал Джон Киммонс, начальник Разведывательного управления Министерства армии США**** на пресс-конференции в Вашингтоне 6 сентября 2006 года — в тот же день, когда он узнал, что президент Буш запланировал рекламировать эффективность своего «альтернативного набора процедур» — сказал, что пытки не производят качественную информацию. Признав прежние «нарушения и ошибки», Киммонс настоял на том, что «насильственными приемами невозможно получить доброкачественную разведывательную информации. Нас этому учит история. Эмпирические доказательства последних пяти лет, тяжелых лет, говорят нам об этом.» (выделено автором — ред.)
Я усвоил этот урок, еще 50 лет тому назад, будучи молодым офицером армейской разведки. Чейни, Грэм, Трамп, Пенс и Помпео могут свистеть себе на темной стороне*****, но доказательств, опровергающих того, что осмелился сказать генерал Киммонс, нет совершенно никаких. Декабрьский 2014 года доклад сенатского комитета по разведке давно разоблачил вымыслы о том, что «пытки работают».
Много лет тому назад, когда я изучал этику в Фордхемском иезуитском университете в Нью-Йорке, меня учили, что имеется одна незыблемая категория, называемая «непреложное, внутренне присущее зло», которое включает рабство, изнасилование и пытки.
Автор — (англ. Raymond McGovern, род. 25 августа 1939 года) ветеран ЦРУ. В качестве ведущего аналитика на ежедневной основе знакомил президентов США с информацией разведывательного сообщества США. Награжден медалью ЦРУ «За службу в разведке» (Intelligence Commendation Medal), которую вернул в 2006 году в знак протеста против применения Соединенными Штатами пыток. Сооснователь общественной организации «Ветераны разведки за здравомыслие».
Публикуется с разрешения издателя.
Перевод Сергея Духанова
* Американский союз защиты гражданских свобод (англ. American Civil Liberties Union, ACLU) — некоммерческая, неправительственная организация США, провозгласившая своей целью «защиту и охрану частных прав и свобод, гарантированных каждому человеку в этой стране конституцией и законами Соединенных Штатов». Деятельность организации направлена главным образом на участие в судебных процессах, законотворчество и осуществление образовательных программ.
Американский союз защиты гражданских свобод основан в 1920 году. В 1932—1954 годах его возглавлял Корлисс Ламонт. По официальному сообщению ACLU, в конце 2005 года организация насчитывала более 500 тыс. членов.
Организация обеспечивает юридическую помощь в судебных процессах, исход которых мог бы, по мнению ACLU, привести к ущемлению гражданских прав и свобод. ACLU может представлять стороны судебного процесса непосредственно или же обеспечивать консультативную помощь. Ряд судебных прецедентов, в которые ACLU был вовлечен, привели к изменениям в конституционном праве США[3].
** Майкл Ричард «Майк» Помпео (англ. Michael Richard «Mike» Pompeo; род. 30 декабря 1963, Ориндж, Калифорния) в 1986 году закончил Военную академию США в Вест-Пойнте, а затем служил в армии Соединенных Штатов с 1986 по 1991 годы.
*** Эвфемизм для обозначения пыток.
**** В США 4 военных ведомства — Министерство обороны США, Министерство армии США, Министерство ВВС США и Министерство ВМС США.
***** Аллюзия на признания некоторых астронавтов, что при облете темной стороны Луны они слышали «странные насвистывания». У некоторых это вызывало сомнения в психиатрической нормальности астронавтов.