Премьер Нидерландов Марк Рютте требует от лидеров ЕС конкретизировать и ужесточить условия ассоциации с Украиной. А именно, гарантированно исключить внесение в текст соглашения об ассоциации следующих пунктов:
— предоставление Киеву финансовых гарантий;
— разрешение украинцам жить и работать на территории ЕС;
— принятие ЕС или его странами-членами гарантий по обеспечению коллективной безопасности Украины, а также оказания ей другой военной помощи или содействия.
Проект соответствующей резолюции Рютте представит на саммите Евросоюза в четверг, 15 декабря, сообщает агентство Reuters.
Если резолюция не будет принята, Нидерланды грозят отозвать свой голос за ратификацию соглашения «О зоне свободной торговли», которое сейчас является временным из-за особой позиции голландцев. В результате, подчеркивает Reuters, отказ от выполнения требований Нидерландов может поставить под угрозу соглашение ЕС-Украина.
«Ставки высоки. В конце концов, если соглашение об ассоциации не будет ратифицировано Нидерландами, это будет поражением для Украины, ЕС и победой для России», — заявил Reuters один из дипломатов.
Напомним: на референдуме в апреле большинство голландцев проголосовали против ассоциации между ЕС и Украиной. В результате Нидерланды являются единственной страной Евросоюза, которая соглашение об ассоциации не ратифицировала. Рютте намерен убедить парламент страны проголосовать за принятие соглашения, если ЕС учтет его требования.
Подчеркнем: нигде в тексте соглашения прямо не говорится, что ЕС будет предоставлять Украине финансовые гарантии, позволит украинцам жить и работать в Европе, включит «незалежную» в систему европейской безопасности. Но, с другой стороны, нигде эти пункты прямо не опровергаются. Нидерланды хотят конкретизировать расплывчатые формулировки, и сделать это не в пользу «незалежной».
Киеву такая инициатива не сулит ничего хорошего. Уже сейчас многие на Украине понимают, что зона свободной торговли с ЕС оказалась фикцией. Беспошлинно «незалежная» может поставлять товары на европейский рынок только в пределах квот. Размеры этих квот смехотворны, и не могут скомпенсировать Украине потерю российского рынка. Например, размер квоты на поставки куриного мяса составляет 16 тысяч тонн в год, тогда как Украина производит 1,2 млн. тонн.
За девять месяцев 2016 года Украина экспортировала в страны ЕС товаров на сумму $7,7 млрд., что на 3,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но если сравнивать с периодом с января по сентябрь 2013 года, когда льгот не было, получится совершенно другая картина: объемы поставок сократились на 22%.
По сути, ЗСТ с Европой душит украинскую экономику. В такой ситуации Киеву требуется все больше заемных денег, чтобы сводить концы с концами. Плюс, «майданной» власти нужны какие-то политические достижения, иллюстрирующие сближение с Европой — например, введение безвизового режима. Последнее необходимо, чтобы украинцы четко понимали, ради чего они терпят лишения.
Нидерланды же грозят кардинально сузить Киеву поле экономического и политического маневра: лишить Украину и денег, и надежд на европейскую интеграцию.
Получат ли требования Рютте поддержку Брюсселя, чем это обернется для Киева?
— Рютте требует уточнить то, что само собой предполагалось, но в явном виде не сказано в документе, — говорит директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
— Правда, нигде в соглашении не сказано ничего противоположного, и сейчас это дает основания для разных трактовок.
Например, голландцы требуют, чтобы в соглашении было четко прописано: Украина не претендует на членство в Евросоюзе. В текущей редакции о перспективах членства нет ни слова. В свое время Киев очень хотел добиться, чтобы в соглашении эта фраза была включена, пусть в самом общем виде — «в будущем возможно и членство». Но — не добился, этой фразы нет.
Теперь голландцы требуют, чтобы фактически было записано: ЕС не намерен предоставлять Украине членство, и не собирается рассматривать этот вопрос. По сути, должно быть зафиксировано, что Украина лишается перспектив евроинтеграции.
Аналогично обстоит дело с другими пунктами, перечисленными голландцами.
Надо сказать, логика в действиях Рютте есть. Такие поправки избавляют правительство Голландии от претензий со стороны населения: мол, мы проголосовали на референдуме против ассоциации с Украиной, а кабмин это проигнорировал.
И если бы украинское руководство мыслило рационально, оно бы понимало: никакой реальной перспективы интеграции в Европу у Украины нет и без дополнительных формулировок. А значит, на корректировки, которые требует Голландия, можно и пойти — в смягченной форме. Но нынешний Киев к такому повороту оказался не готов.
«СП»: — Брюссель поддержит требования голландцев?
— Поддержать Нидерланды брюссельская бюрократия, я считаю, не может. Но и публично отказать тоже не захочет. В результате, ситуация с ратификацией соглашения об ассоциации «зависнет» на неопределенное время.
«СП»: — Как это повлияет на внутриполитические позиции Киева?
— Я считаю, никак не повлияет. Вменяемым людям на Украине и так понятно, что Украина не станет частью Евросоюза в ближайшие несколько десятилетий. Но взять и подписаться под этим никто из украинских политиков банально не может.
Это означало бы, что они сами признают себя банкротами. Что они говорят: «Мы все это учудили, положили жизни тысяч людей, пошли на то, что десятки тысяч потеряли свои жилища — и все ради того, чтобы стать частью Европы. А теперь Европа посылает нас подальше, а мы с этим соглашаемся».
Поэтому все останется как есть — в состоянии неустойчивого равновесия…
— Правительство Голландии должно было заявить особую позицию по Украине, — считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Иное выглядело бы странно на фоне проведенного референдума. Так что со стороны Рютте это логичный, и довольно точный ход.
С одной стороны, голландский премьер не требует вносить серьезных содержательных правок в существующий документ, а лишь наложить мораторий на некоторые пункты и требования. С другой, проблема в том, что нынешняя формула отношений между Европой и Украиной — это продажа иллюзий.
Да, какие-то реальные модели сотрудничества и интеграции между Украиной и ЕС тоже могут быть. Но гораздо более важную роль в украинской политике играют порождаемые европейцами ожидания и надежды. Они связаны с возможностью для украинцев жить и работать в Европе, получать гарантии безопасности и финансовую поддержку.
Если в соглашении об ассоциации этих пунктов нет, почва для политики продажи иллюзий все равно сохраняется, и велосипед украинской мечты продолжает ехать. Если же в договоре прямо фиксируется, что интеграции с ЕС не будет, разрушается сама базовая политико-психологическая модель.
«СП»: — Это разрушение вызовет социальные протесты на Украине?
— Рядовые граждане текстов международных договоров не читают. А поскольку мечта жить как в Европе, словно росток, пробивает сегодня себе дорогу на Украине даже сквозь асфальт, чтение договора эту мечту не разрушит.
Дело в том, что ожидания евроинтеграции с самого начала были воздушным замком, и поэтому поправки Нидерландов не способны выбить из-под него почву.
Не знаю, чем в итоге закончатся консультации в ЕС по этому вопросу. Но даже если Голландии удастся поправки согласовать, это не станет последним днем европейской мечты на Украине. Она более живучая, и еще какое-то время будет обогревать сердца украинцев.
Думаю, спустя время эта мечта умрет естественной смертью. Но могильщиком ее станет именно время, а не формулировки в документах.
— Требования Рютте являются, по сути, уточнением документа об ассоциации, который был подписан в 2014 году, — отмечает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Но мне представляется, что все происходящее является хорошо срежиссированным спектаклем. В свое время Европа, по команде Барака Обамы, взяла под козырек — подписала соглашение об ассоциации с Украиной. Но при этом европейцы позволили Голландии занять особую позицию, чтобы подстраховаться. Мол, мы-то, Евросоюз, «за» ассоциацию обеими руками, вот только нехорошие голландцы уперлись.
И теперь ЕС разыгрывает заранее заготовленную партию, и действительно ставит Киев в крайне неприятное положение. Украина, по сути, получает от ассоциации дырку от бублика — и теперь уже гарантированно.
Никаких реальных дивидендов ассоциация украинцам не принесла — ни политических, ни экономических, ни миграционных. Так, даже объем торговли Украины с ЕС уменьшился. И это на фоне того, что объем торговли с Россией сократился в разы. Новые ограничения лишь усугубят эту ситуацию.
Думаю, Брюссель удовлетворит требования Нидерландов. За океаном, вместе с победой на президентских выборах США Дональда Трампа, подули другие ветры. Потому Брюссель чувствует себя более уверенно в отношениях с Киевом.