Это все равно, что снять оскорбление, но отнять щит
Экс-председатель Европарламента Мартин Шульц, конкурент Ангелы Меркель на будущих выборах в Германии, может «сбросить ее с трона» пятью способами. Об этом сообщает журнал Politico.
Во-первых, по мнению издания, Шульц может сделать предвыборное поведение Социал-демократической партии Германии (СДПГ), которую он представляет, более агрессивным. Что касается внутреннего состояния партии, социал-демократы отдают предпочтение именно Шульцу, а не Зигмару Габриэлю, которого многие до его назначения министром иностранных дел считали главным конкурентом Меркель на будущих выборах, говорится в статье.
Во-вторых, Шульц может объединить все левое крыло, создав коалицию вместе с партией «зеленых» и Левой партией, пишет Politico. Это увеличит шансы СДПГ против консерваторов.
В-третьих, Шульц в ходе избирательной кампании может старательно избегать миграционного вопроса: электорат его партии, как и во всей Европе, делится на тех, кто выступает против беженцев, и на людей, готовых «распять» противников миграционной политики Ангелы Меркель.
В-четвертых, Шульц может обратиться к немцам, представляющим рабочий и средний классы, и отвлечь их от популизма антимиграционной «Альтернативы для Германии». Бывший глава Европарламента в последние месяцы давал понять, что его избирательная стратегия будет сосредоточена на чаяниях простых граждан страны.
В-пятых, Шульц может просто использовать свои сильные стороны — в частности, статус самого влиятельного немца в Брюсселе. Его работа в аппарате ЕС наглядно демонстрирует, каких успехов он может достичь в рамках «большой коалиции», считает Politico.
Это все равно, что снять оскорбление, но отнять щит
Правда, по мнению Deutsche Welle, шансы Шульца пробиться на пост канцлера не слишком велики. Но весьма вероятно, что он станет новым министром иностранных дел ФРГ, и в этом для России заключается плохая новость.
На одном из немецких ток-шоу Мартин Шульц признался, что русских «не особенно любит». Он заявил, что ему не нравится ни Владимир Путин, ни глава МИД РФ Сергей Лавров, которого он назвал «игроком в покер». Во главе Европарламента Шульц открыто выступал в поддержку Украины, настаивая на предоставлении ей безвизового режима. Санкции в отношении Москвы он считает эффективными, и призывает не принимать во внимание заявления Дональда Трампа о возможном пересмотре этой политики.
Кто на деле станет следующим канцлером Германии, и чего ждать от ФРГ России?
— Несмотря на некоторые проблемы в немецком обществе, и несмотря на декабрьский теракт в Берлине, рейтинг Меркель на конец января не только не упал, но вырос на несколько пунктов, — отмечает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Причем, речь именно о личной популярности Меркель — популярность блока ХДС/ХСС по-прежнему болтается на уровне 37−38%. И когда немцев спрашивают, хотели бы они, чтобы Ангела Меркель осталась канцлером на 4-й срок, около 60% отвечают утвердительно.
Здесь, конечно, следует помнить, что в Германии парламентская система выборов. Другими словами, избиратели голосуют не за конкретного кандидата в канцлеры, а за партию. Но все прекрасно знают, что ХДС ассоциируется с Меркель, и в данном случае популярность канцлера может добавить несколько процентов голосов и партии.
По оценкам, если бы парламентские выборы в ФРГ проходили сейчас, ХДС была бы крупнейшей партией в Бундестаге, но ей не хватило бы голосов, чтобы сформировать правительство. Поэтому уже сегодня обсуждаются коалиционные варианты. Самый понятный из них — коалиция с нынешним партнером, СДПГ, и здесь, по всей видимости, уже есть стратегические договоренности. Так, Меркель предложила пост президента — хотя, видимо, не очень этого хотела — бывшему министру иностранных дел Франку-Вальтеру Штайнмайеру. Исходя из этого можно предположить, что коалиция с СДПГ сохранится и в будущем.
«СП»: — СДПГ не хочет побороться за пост канцлера?
— У СДПГ нет претензий на лидерство. Рейтинг партии упал до 20% - это почти вдвое меньше, чем у ХДС. ХДС, на мой взгляд, даже сильнее поджимает «Альтернатива для Германии», чем социал-демократы. Поэтому СДПГ будет идти на сотрудничество с ХДС — чтобы удержаться на второй позиции и войти в правительство. Все же если партия располагает несколькими важными постами в кабмине, включая пост министра иностранных дел, это позволяет ей быть на виду у избирателей.
«СП»: — Мартин Шульц способен составить конкуренцию Меркель?
— СДПГ действительно решила сделать ставку на Шульца, хотя Зигмар Габриэль считался преемником Штайнмайера и лицом партии № 1. Тем не менее, партия решила, что пока он будет занимать пост министра иностранных дел, а партийной работой будет заниматься Мартин Шульц. Видимо, СДПГ уповает на известность Шульца в рамках его работы председателем Европарламента.
Между тем, в Германии Шульц не имеет такой популярности, которая была у Штайнмайера и того же Зигмара Габриэля. Да, в теории до выборов в Бундестаг — они состоятся 24 сентября 2017 года — немало времени, и популярность Шульца может вырасти. Но по меркам такой консервативной и устойчивой страны, как Германия, это небольшой срок.
Откровенно говоря, я не вижу у Шульца потенциала, чтобы перехватить пальму лидерства и в своей партии, и тем более на уровне Меркель — в борьбе за симпатии и голоса немцев. Чтобы вырваться вперед, Шульцу, возможно, нужно было бы предложить что-то революционное, в стиле Трампа. Но я и в это не верю.
«СП»: — Почему же?
— Есть существенная разница между партийными системами Германии и США. Как мы видим на примере Трампа, в США возможен внесистемный кандидат. Хотя Трамп выдвигался от Республиканской партии, партийное руководство поддерживало совсем других претендентов.
Трамп — это выскочка-миллиардер, а не партийный функционер, и совсем не тот человек, который олицетворяет Республиканскую партию США.
В Германии совсем другая ситуация — там важны влияние партии, ее программа и установки, ее понимание политической ситуации. Словом, в ФРГ более классическая и консервативная партийная система, и в ее рамках сложно «выстрелить». Поэтому я скептически оцениваю возможности Мартина Шульца.
«СП»: — Его рейтинг могут поднять жесткие антироссийские заявления — в поддержку санкционной политики и в поддержку Украины?
— С точки зрения немцев, не санкции и не Украина придают политический вес фигуре экс-председателя Европарламента. Им куда важнее, что Шульц сделал для интеграции Европы. И как раз на этом направлении Мартину Шульцу блеснуть нечем. На период его председательства пришелся Brexit, и в выходе Британии из ЕС есть доля и его вины. Шульц, получается, не увидел реальной угрозы со стороны британских евроскептиков, и не проводил работу с британской делегацией — одной из крупнейших (почти 90 человек) — в Европарламенте.
Я, например, не вижу каких-то достижений Шульца. Да и ЕС сегодня ассоциируется, прежде всего, с председателем Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером и председателем Европейского совета Дональдом Туском, а вовсе не с Мартином Шульцем.
А самое главное — сегодня экономическая ситуация в Германии очень и очень неплохая, одна из лучших в Европе. Это значит, Шульцу просто не за что критиковать Меркель. В ФРГ, например, минимальная безработица — всего 5% трудоспособного населения, чего в Германии никогда не было. Доходы немцев стабильно растут, а инфляция ниже 1%.
В такой ситуации главное для Меркель — не испортить нынешнюю ситуацию непродуманными реформами. Только в этом случае с ее переизбранием на пост канцлера могут возникнуть проблемы.
— В Германии мало кто равнодушен к Ангеле Меркель, — говорит политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. — Это политик, по отношению к которому общественное мнение раскалывается. Однако сторонников Меркель все-таки больше, чем ее противников. Именно поэтому я считаю, что и на этот раз сместить Ангелу Меркель с поста канцлера не удастся.
Придется ли Вашингтону проводить АТО против жителей штата?
Да, Меркель относится к России жестко. Но надо понимать: в ХДС и особенно в ХСС есть немало людей, которые готовы относиться к РФ еще более жестко, вплоть до радикальных позиций. Другое дело, что такой радикализм вряд ли отражает интересы Германии, и не является для ФРГ консенсусным: среди немцев хватает и сторонников России, и сторонников отмены антироссийских санкций.
Но кто бы ни стал канцлером ФРГ, ожидать от него чудес России не стоит. Германия есть и будет основой Евросоюза, и главным проводником его политики. И ФРГ всегда будет занимать жесткую позицию в отношении Москвы. Просто потому, что главной угрозой для ЕС Берлин считает тему пересмотра границ. Если европейские государства примутся «восстанавливать историческую справедливость» на территории Центральной Европы, мало никому из европейцев не покажется…