О том, как «незалежная» идет ко дну, излучая оптимизм
Президент Украины Петр Порошенко призвал Запад ввести санкции «против лиц, которые незаконно присвоят украинские активы» в Донецкой и Луганской республиках (ДНР и ЛНР). Об этом 1 марта сообщила пресс-служба главы украинского государства по итогам его встречи с руководителями МИД Великобритании и Польши Борисом Джонсоном и Витольдом Ващиковским.
«Чтобы к тем, кто сегодня вступит в так называемое право собственности в отношении конфискованных активов, совместно были применены санкции за нарушения международного и украинского законодательства», — заявил президент Украины. «Глава государства уверен, что скоординированные действия (Украины и Запада) будут эффективными», — отметила его пресс-служба.
По мнению Порошенко, «конфискация Россией украинских активов является еще одним свидетельством оккупации РФ востока Украины». Кроме того, он в очередной раз назвал нарушением международного права решение Москвы о признании документов, выданных в ДНР и ЛНР.
Напомним: 25 января украинские националисты — бывший командир батальона «Донбасс», депутат Рады от фракции «Самопомощь» Семен Семенченко, его коллега-однопартиец Егор Соболев и внефракционный парламентарий Владимир Парасюк — возглавили несколько сотен бывших и действующих военнослужащих, а также активистов радикальных организаций, и перекрыли железнодорожные пути, ведущие в Донбасс.
О том, как «незалежная» идет ко дну, излучая оптимизм
Акция радикалов проходит под лозунгами недопустимости «торговли с врагом» и «бизнеса на крови», и пользуется популярностью у значительной части украинского общества. Именно по этой причине Порошенко не может применить силу для ее разгона.
В результате блокады крупнейшие предприятия Донбасса остановили производство, а тысячи людей остались без работы. В этих условиях 27 февраля главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий объявили о вынужденном решении ввести с 1 марта внешнее управление на всех работающих в республиках украинских предприятиях ради поддержания их деятельности и сохранения рабочих мест.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уже прокомментировал требование ДНР и ЛНР снять транспортную блокаду. Он заявил, что неспособность Киева избавиться от этой проблемы вызывает недоумение, и отметил, что блокада серьезно дестабилизирует ситуацию. «Она мешает процессу урегулирования, она мешает деэскалации, особенно на линии соприкосновения сторон в Донбассе, и в конце концов она еще больше отдаляет нас от того, чтобы хотя бы приблизиться к реализации Минских соглашений», — заявил Дмитрий Песков.
Поддержит ли Запад «незалежную» в стремлении ввести новые санкции, к каким последствиям приведет транспортная блокада Донбасса?
— ЛНР и ДНР четко заявили, что введение внешнего управления не подразумевает изменения прав собственности, — отмечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Так что о национализации речи быть не может. Поэтому получается, что Порошенко сделал холостой выстрел.
Ранее президент Украины — в ответ на признание Москвой временных документов, выданных властями ДНР и ЛНР, — также призывал Запад к ужесточению антироссийских санкций. И тоже, надо заметить, впустую: никто из западных политиков идеи украинского президента не поддержал.
На деле, Порошенко в каждой кризисной ситуации — сугубо внутриукраинской, заметим, поскольку та же блокада устроена украинскими радикалами, — расписывается в своей неспособности действовать в качестве руководителя страны. В конце концов, речь идет о вопросах, которые именно украинский президент должен решать. А единственная реакция Порошенко на все происходящие укладывается в формулу «Запад нам поможет».
Порошенко не способен заставить сотню человек прекратить блокаду железной дороги? Эту проблему должен решить Запад. Президент Украины чинит препятствия при получении украинских документов жителями ЛНР и ДНР, из-за чего эти люди вынуждены пользоваться внутренними документами республик? И эту проблему должен решать Запад!
По сути, с каждым своим призывом Порошенко убеждает Запад в своей недееспособности.
«СП»: — Запад больше не ставит на Порошенко?
— Запад очень не хотел бы устраивать смену политических декораций на Украине. На Западе прекрасно понимают, что такая смена может привести к еще большей нестабильности в «незалежной». Тем не менее, когда реакция Порошенко на любые внутриукраинские события сводится к призыву наложить на Россию побольше санкций, это ставит под сомнение целесообразность ранее сделанных ставок.
«СП»: — Как в реальности выглядят перспективы блокады Донбасса?
— Рано или поздно блокаду, понятно, снимут. Другой вопрос, что эта блокада может вызвать на Украине внутриполитический кризис. И никакими санкциями против РФ Запад в такой ситуации Порошенко не поможет.
Совершенно понятно, что сейчас в Киеве радикальные круги пытаются оттеснить от власти более умеренные во главе с Порошенко. И за этими радикалами стоят обиженные нынешним украинским президентом олигархи. Собственно, Порошенко пытается выдать эту внутриолигархическую разборку за межгосударственные отношения. Но вряд ли это у него получится.
Я не исключаю, что с помощью блокады Порошенко могут «снести». Уже сейчас за спинами «блокадных» активистов обозначилась фигура миллиардера Игоря Коломойского. Не удивлюсь, если поддержку радикалам оказывает и газовый олигарх Дмитрий Фирташ, который очень не хочет быть депортированным в США по запросу ФБР.
Это значит, что противники у Порошенко очень серьезные, и мотивированы они на очень серьезную схватку.
— Запад не станет ужесточать санкции против РФ, тем более, США и ЕС к призывам Порошенко успели привыкнуть, — считает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Наоборот, сейчас многие западные политики говорят о том, что режим санкций следует пересмотреть, поскольку он лишь вредит европейской экономике.
Об этом говорят в Австрии, Венгрии, Греции. Да, эти заявления не приводят к смягчению позиции Брюсселя — ЕС принимал санкции на основе консенсуса, и для ослабления режима также необходимо общее согласие. Однако Европа уже отчетливо понимает, что санкции не достигают изначально заявленных целей. Поэтому вопрос об ужесточении санкций никто не готов рассматривать всерьез, тем более, если это связано с противостоянием различных сил внутри Украины.
Действительно, ситуация вокруг транспортной блокады Донбасса, с точки зрения ЕС, выглядит странной. Угледобывающие предприятия ЛНР и ДНР принадлежат украинским олигархам, и до последнего времени платили налоги Киеву. Эта схема была логичной до начала противостояния в Донбассе, но сейчас выглядит абсурдной. Особенно с учетом блокады, поскольку Украина, собирающая с этих предприятий налоги, фактически лишает их рынка сбыта.
В этой ситуации действия Донецка и Луганска выглядят вполне логичными. К тому же власти ЛНР и ДНР настаивают на том, что не забирают украинскую собственность, а лишь вводят временный режим внешнего управления.
Порошенко же в этой ситуации выглядит в глазах Запада просто слабым президентом. Железная дорога в Донбасс блокируется так называемыми добровольческими батальонами, которые подчиняются не Киеву, а радикальным политикам и олигархам, которые и финансируют их деятельность. При необходимости, блокаду можно было бы снять за несколько часов компактными силами быстрого реагирования. Но Порошенко на это не идет, поскольку блокада популярна.
В Киеве, по опросу общественного мнения, более 60% горожан поддерживают акцию радикалов. А в западных областях Украины процент поддержки еще выше.
Банки и компании РФ стали главными инвесторами украинской экономики
Порошенко прекрасно понимает, что даже простая недопоставка угля грозит веерными отключениями электроэнергии в ряде городов, и даже в отдельных районах Киева. И что с точки зрения здравого смысла блокада приносит одни убытки. Но разблокировка путей сообщения несет политические риски: в этом случае Порошенко гарантированно обвинят в непатриотизме.
Именно поэтому украинский президент идет в фарватере правых радикалов, и на встрече с зарубежными представителями привычно списывает всю вину на Россию. Можно сказать, Порошенко действует, исходя из текущей ситуации. Поэтому, если напор радикалов ослабнет, блокада все-таки будет снята. На мой взгляд, это наиболее вероятный сценарий, поскольку потенциал этой блокады невысок.