Пока россияне беднеют, 0,1% избранных наращивают доходы
Нынешний март стал для многих, как в Кремле, Белом доме, так и в разных общественных институтах РФ, в обществе в целом своего рода точкой отсчета грядущих ровно через 12 месяцев президентских выборов. А где выборы, там, известно, и оценки, и подведение итогов, и повод задуматься.
Одной из проблем, напрямую связанной с системой российского управления, так и не решенной властью, многие политологи считают административно-территориальное деление РФ. При наших просторах оно не просто устарело, неэффективно, но стало одним из тех вызовов, с которым Кремль уже не может не считаться.
В этом уверен Владимир Ерёменко, экс-депутат городского законодательного собрания, профессор Петербургского государственного университета культуры и искусств.
— Наши минусы — в ручном управлении и кадровой политике, — сказал профессор Ерёменко. - Начиная с президента Ельцина, в России сформировалась харизматическая модель правления, основанная на вере в исключительные качества вождя.
Пока россияне беднеют, 0,1% избранных наращивают доходы
«СП»: — Разве с Ельцина, не гораздо раньше?
— Я говорю о новейшей истории страны. За 18 лет, прошедших со времени отставки Бориса Николаевича, в этом смысле мало что изменилось. Действует та же модель. Наиболее сильно она проявляется, начиная с 2012 года. Медведева к харизматикам не отнесешь. А вот Путин — да. Последние данные социологов из Левада-центра говорят о том, что несмотря на все сложности в экономике, снижении уровня жизни, доверие к президенту страны растет, и составляет сейчас 82%. Это, с одной стороны, обеспечивает некую стабильность жизни государства. С другой — данная модель правления привела к тому, что целые секторы нашей жизни, прежде всего, экономика и политика, управляются исключительно в «ручном режиме». А в этом проглядывает слабость государства. Все-таки нельзя не учитывать масштабы страны. Не всегда и не до всех её уголков удается «дотянуться» даже у такого сильного лидера, как наш президент.
Пример тому — экономика. То, как проводятся у нас реформы в этой сфере, порождает много вопросов. Как и проводимая Кремлем ротация губернаторов. Иногда главы регионов меняются зачем-то в относительно благополучных субъектах.
«СП»: — В свое время вы предсказывали переформатирование экономического блока действующего правительства. Однако этого не случилось…
— Всем давно очевидна необходимость смены действующих лиц в данном блоке. Нужны люди, более вменяемые, ориентированные на национальные интересы. Увы!.. Но, так или иначе, проблему придется решать.
Развивает тему Станислав Еремеев, кандидат политических и доктор экономических наук.
«СП»: — На ваш взгляд, насколько сильно геополитическая ситуация влияет на внутрироссийскую, в частности, в экономической её составляющей?
— В современном многополярном мире разделение на внешнюю и внутреннюю политики невозможно. События внутри той или иной страны обязательно сказываются на внешней повестке, а процессы мирового масштаба влияют на повседневную жизнь граждан. Это обусловлено, прежде всего, изменившимся раскладом среди мировых экономических игроков. Появились новые центры силы. Что в свою очередь связано с изменением мироустройства. То, что было основано на международном праве по итогам Второй мировой войны, рухнуло. А с ним рухнули и все те обязательства, которые вытекали из глобальных соглашений двух конференций 1945 года — в Потсдаме и Ялте. Эта новая реальность, как мне кажется, до конца ещё не осознана Европой. Точнее, Евроатлантическим союзом, привыкшим «командовать миром».
Между тем, не считаться с ростом удельного веса многих национальных экономик уже нельзя. Именно национальные интересы становятся доминантой. Это происходит практически во всех уголках планеты. В том числе, в России. При этом мы не можем не понимать, что живем в очень сложной стране, в которой целый пласт нерешенных проблем. Одна из них — серьезное экономическое неравенство, связанное с неравенством территорий, а из-за них — социальных возможностей, включая медицину, образование, доходы населения
«СП»: — Того, что называется региональной политикой? В правительстве РФ было одно время профильное министерство. Но в 2014 году его упразднили. Как говорили люди знающие, по причине низкого качества работы.
— Ну, да, закрыть всегда проще, чем наладить работу… То, что региональная политика вышла сейчас на одно из первых мест по значимости для политической жизни страны — очевидно. Только с её помощью можно сократить тот колоссальный разрыв в возможностях территорий, который наблюдается у нас сегодня.
Потихоньку у власти вызревает понимание того, что нынешнее административно-территориальное деление уже не отвечает реалиям ХХI века. Обилие у нас регионов под названием областные центры, края, республики - это дробление большого пространства. Что создает множество проблем. В том числе, с качеством управления. В конечном счете, это во многом ключевой вопрос в оценке эффективности российского федерализма.
Мне кажется, назрела административная реформа, которая позволила бы учесть национально-культурные особенности развития нашей цивилизации. Я настаиваю на том, что Россия — это особый тип цивилизации, отдельной, ни кого не похожей. На мой взгляд, непонимание этого нашими западными партнерами, отрицание ими нашего особого пути развития — одна из причин затянувшегося противостояния.
Но мы говорили о необъятных российских просторах. Хотя тут все взаимосвязано. Геополитика «вторгается» в тему, не спрашивая нашего разрешения… Так вот, российские территориальные масштабы и наше охламонство, идущее от того, что у нас, как всем нам кажется, безграничные ресурсы, порождают и соответствующий тип мышления, отличный, в частности, от европейского. На первое место по значимости в такой ситуации выходит личность главы государства. Если оглянуться на многовековую историю России, оценив этапы её развития за все периоды, то увидим: самыми успешными они были, когда во главе государства стоял сильный лидер. Отсюда вывод — российская политическая культура вырабатывает собственные механизмы эффективного существования.
«СП»: — Но что-то не грех позаимствовать, наверное, и у соседей — ближних и дальних. Скажем, у белорусов, китайцев.
— Период ученичества и некоторого заимствования для России уже в прошлом. Моя точка зрения: мы должны выстроить такую политико-экономическую модель государства, которая бы, с одной стороны, опиралась на наше историческое наследие, на проверенный веками опыт, а с другой — на понимание, что главный вызов нынешнего ХХI-го века обусловлен совсем иным типом технологической цивилизации. И вот тут есть о чем задуматься. Большой вопрос: как мы реагируем на этот вызов? Насколько адекватно?
«СП»: — И насколько же?
— Однозначно не ответишь. Скажем, проходящая у нас смена управленческих кадров явно не спонтанна, она востребована временем. На губернаторские посты во многих регионах приходят достаточно молодые люди…
Громко отметив юбилей супруги первого президента РФ, Кремль рискует переиграть сам себя
«СП»: — К слову, среди них немало бывших силовиков. Случайность?
— Когда мы говорим о руководителе региона, то должны понимать, что тот, кто занимает эту должность, решает целый ряд задач. Одна — умение управлять. Другая — компетентность. Третья — доверие. Согласно данным социологических опросов, наиболее высокое доверие населения вызывают представители силовых структур. А низкое — у тех общественных институтов, которые «ведут» экономический блок, ЖКХ. Так откуда президенту РФ рекрутировать управленцев? Естественно, из тех структур, которые доказали свою эффективность. К тому же, не забывайте, что экономика в России производна от политики. Особенно когда речь идет об экономике регионов. Она не может быть там вне федеральных трендов — налогообложения, финансового режима, и многого другого. Задача управленцев на местах — создать привлекательную модель для привлечения инвестиций. И здесь как раз важен опыт тех людей, которые умеют организовать.
Вопрос об эффективности российского управления — это вопрос № 1 для страны. Те, кто выросли в советское время, наверняка помнят, что многие проблемы позднего СССР были обусловлены тем, что власть не выстроила социальные лифты, искусственно тормозила обновление политических и экономических элит. Что, в общем, и привело советское государство к краху.