Главы МИД США и России назвали отношения между державами худшими за все время
Отказ Китая заблокировать в Совбезе ООН резолюцию по химоружию Сирии, подготовленную Западом, — большая дипломатическая победа Дональда Трампа. Такое мнение в интервью Fox News высказал пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер. При этом он назвал решение Пекина воздержаться при голосовании «поддержкой» США.
Россия, убежден Спайсер, находится сейчас в изоляции по сирийскому вопросу. «Сирия окружена очень небольшой группой поддерживающих её стран, большинство из которых — за исключением России — являются государствами-неудачниками», — сказал он.
По словам пресс-секретаря Белого дома, «восстановить отношения» между США и Китаем позволила недавняя встреча Трампа с председателем КНР Си Цзиньпином. Тогда Трамп сообщил своему визави новость о ракетной атаке Сирии прямо во время поедания шоколадного торта.
Уже после личной встречи во Флориде, накануне голосования по Сирии, оба лидера более часа разговаривали по телефону. «Прежде чем делать какие-либо выводы и принимать санкции в отношении официального Дамаска, необходимо провести тщательное и независимое расследование», — настаивал китайский политик. Имея такую позицию, Китай не мог поддержать Запад в ООН.
Главы МИД США и России назвали отношения между державами худшими за все время
Кроме того, Трамп попросил Си Цзиньпина выступить в качестве посредника в урегулировании ядерной проблемы КНДР. По информации NYT, 15 апреля там пройдет испытание ядерного оружия. Президент США через главу КНР пригрозил Северной Кореи не только авианосцами, один из которых — «Карл Винсон» уже направляется к Корейскому полуострову, но и атомными подлодками с ракетами «Томагавк».
Еще одним свидетельством возросшей лояльности Трампа к Пекину стала резкая смена его позиции по взаимной торговле между двумя странами. Если в ходе предвыборной кампании, а также в программе президентства на первые 100 дней, он говорил о намерении объявить Китай валютным манипулятором, то теперь это не так. «Они не валютные манипуляторы», — прямо заявил Трамп в интервью WSJ.
От намерения разыграть тайваньскую карту Трамп, похоже, также отказался. Риторические вопросы, затрагивающие концепцию «одного Китая», наделали немало шума в мире сразу после избрания нового американского президента. Тогда Пекин даже пригрозил поставками оружия «врагам США». Однако сейчас в Белом доме об этом даже не вспоминают.
Все перечисленные факты свидетельствуют о стремлении Трампа к более тесным отношениям с Китаем, что не может не беспокоить Россию. Возможно, по этой причине МИД КНР поспешил заверить Москву в неизменности стратегического партнерства. «Китай и Россия поддерживают друг с другом добрые партнерские отношения, которые не смогут поколебать никакие изменения», — подчеркнул официальный представитель МИД КНР Лу Кан.
Научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ломанов, уверен, что никакие политические «ходы» Трампа не смогут заставить Китай отказаться от политики поддержки национальных суверенитетов, что сближает его с Россией. Кроме того, Вашингтон и Пекин являются антагонистами в намечающемся конфликте вокруг КНДР.
— По поводу применения химоружия в Сирии Китай попросил организовать расследование под эгидой ООН. В резолюции Запада об этом говорилось частично и Россию это не устроило. Поэтому для Пекина самым оптимальным вариантом было воздержаться. То, что Пекин не сказал ни «да», ни «нет», не значит, что Китай против России и за Америку. Просто Китай недавно высказался об этом предельно ясно.
Выглядело это так… Си Цзинпин говорил Трампу, что он против химоружия. Но поскольку на Западе все валят на Асада, там сделали поспешный вывод, что Китай осуждает Асада. Поэтому 10 апреля пресс-секретарь китайского МИД ответила на вопросы по Сирии, очень четко расставив все акценты. По ее словам, «Китай выступает против применения химоружия любым государством, организацией или частным лицом в любых целях». Эта формулировка указывала на то, что Китай не очень-то верит, что приказ отдал Дамаск. Возможно, это были другие люди.
После этого представитель МИД Китая потребовал расследования с привлечением Организации по запрещению химоружия при ООН. А в конце была сделана очень интересная оговорка: «при решении проблемы химического оружия в Сирии необходимо учитывать исторический опыт проблем Ирака и Ливии». Проблемы эти все хорошо помнят — там ничего не нашли. То есть, Китай дал понять, что не считает истиной американскую версию про вину Асада, а также напомнил, что Америка же несколько раз принимала поспешные действия в подобной ситуации.
«СП»: — То есть Китай не перешел на американскую сторону?
— Ясно, что смену режима в Сирии Китай не одобрит никогда. Хотя в случае военного вмешательства США, Пекин сам вмешиваться тоже не будет, но моральной и политической поддержки Трамп от Китая не получит.
Надо понимать, что несмотря на любые сближения с Западом, разговоры и встречи с Трампом, Китай очень ценит принцип невмешательства во внутренние дела и уважения суверенитета. Это та платформа, которая является серьезной ценностью и для Китая, и для России.
«СП»: — Китай же в ООН взялся подготовить новую редакцию резолюции по Сирии, взамен заблокированной Россией…
— Да, и можно быть уверенными, что эта резолюция будет сформулирована таким образом, что она не будет допускать смену режима с помощью внешнего вмешательства. И наверняка будет отмечено, что выбор пути развития Сирии будет делать народ этой страны, а не третьи страны.
«СП»: — А что происходит между Китаем, США и КНДР? Ведь это касается и России…
— Китайская политика в отношении КНДР очень последовательна. Ясно, что Пекину не нужна ядерная Корея под боком. Но Китай также помнит, что и по формальному договору, а также исторически, КНДР — его союзник. Бросить союзника по первому окрику из Вашингтона для Пекина неприемлемо. Для Китая сейчас самое главное — сохранить на Корейском полуострове статус-кво. Не допустить силовой смены режима в КНДР, аннексии Северной Кореи Южной и не допустить выхода американских войск на китайско-северокорейскую границу.
Американцы много чего обещают: мир, безопасность, стабильность, но никаких гарантий безопасности для Китая они не дают. Если Корея сейчас разоружится, любой следующий президент США сможет переиграть любые договоры. Пекин это все не устраивает. И то, что произойдет, когда авианосец «Карл Винсон» подойдет к Корейскому полуострову, китайцы реально не понимают. То ли это будет «1001 китайское предупреждение», как было раньше, когда американцы проводили там учения и пугали. То ли Трамп готов к решительным мерам, начнет стрелять крылатыми ракетами и тогда регион окажется на грани конфликта. Поэтому Китай подыгрывать США просто не может. Если Пекин сейчас своими руками демонтирует режим в Северной Корее, он потеряет все и не приобретет ничего.
По мнению главного научного сотрудника Института США и Канады РАН Владимира Васильева, Трамп, апеллируя к Китаю по острым политическим вопросам, рассчитывает повлиять на экономические отношения между странами. Однако ситуация может выйти из-под контроля.
— Стратегия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе простая. Китай — один из главных экономических конкурентов Америки в регионе. Именно состояние торгово-экономических отношений с Китаем определяет политическую линию Белого дома. Ущерб для США определяется оттоком рабочих мест и производств. По американским данным, за последние 15 лет этот отток составил несколько миллионов рабочих мест, а производств — несколько тысяч. Они могли быть в США, но ушли в Китай.
Но в последнее время, уже в 2017 году, международная политическая обстановка осложнилась обещанием руководства КНДР испытать межконтинентальную баллистическую ракету. То есть, она может долететь до территории США, до Калифорнии. Учитывая наличие у КНДР ядерных зарядов, — это прямая угроза США, о чем и заявила администрация Трампа. У США закончилось так называемое «стратегическое терпение» и они задумались о противодействии. При этом они рассчитывают на КНР, обещая более выгодные условия в торгово-экономических отношениях.
Возможные пуски ракет в КНДР, приуроченные к предстоящим там торжествам, вынуждают США предпринимать какие-то действия. В том числе и потому, что администрация Трампа сама загнала себя в угол, нанеся ракетный удар по Сирии. Гипотетическое применение там химоружия не представляло для национальной безопасности США никакой угрозы. А корейская ракета — представляет. Возникает вопрос: почему США не может действовать на Корейском полуострове так же, как и на Ближнем Востоке? Судя по сосредоточению американских сил в регионе исключать этого нельзя.
Назарбаев поручил перевести национальный язык с кириллицы на латиницу
«СП»: - Может ли Трамп рассчитывать на реальную поддержку Китая по корейскому вопросу?
— Пока не создается впечатления, что КНР оказывает большое давление на Северную Корею. Есть данные о переброске Китаем в КНДР военнослужащих. Китай все-таки выступает как гарант перемирия 1953 года. Тем более учитывая тот факт, что на стороне Севера тогда воевал 1 млн. китайских добровольцев. То есть Китай дает понять, что он может вмешаться. Вот такая ситуация, помноженная на непредсказуемое поведение американской администрации. Как поведет себя Америка в ядерном треугольнике Китай-КНДР-Россия — пока неясно.