Публикация в «Коммерсанте» о разговорах по телефону Путина и Порошенко появилась не случайно
Немногие политики стран Балтии осмеливаются выступать против антироссийских санкций. Вот европарламентарий Яна Тоом от Эстонии заявила в эфире телеканала France 24: «Санкции просто не работают — вот в чем проблема. У нас сельхозсектор несет громадные убытки». И ее в Эстонии называют «прокремлевской активисткой».
А в Латвии центр социологических и маркетинговых исследований SKDS установил, что почти 60% жителей — против продления европейских санкций в отношении нашей страны. 77% заявили о негативных для страны последствиях этих санкций. Опрос был проведен по заказу бюро европарламентария от Латвии Андрея Мамыкина. В Риге у него та же политическая участь, что у Яны Тоом в Таллине.
О еще одном европарламентарии от Латвии Татьяне Жданок, избранной от партии «Русский союз Латвии», не говорит с пеной у рта только ленивый националист-радикал Прибалтики: она высказывается резче всех, назвала ряд стран Евросоюза, наиболее активно навязывающих антироссийскую политику. По ее словам, это Польша, Швеция, Дания, Латвия, Литва и Эстония.
Публикация в «Коммерсанте» о разговорах по телефону Путина и Порошенко появилась не случайно
Литва благодаря своему министру иностранных дел Линасу Линкявичюсу, пожалуй, самый активный проводник идеи продления санкций против РФ. И если судить по экспорту, больше всех теряет.
Президент Латвии Раймонд Вейонис говорит: «Для нас, конечно, отношения с Россией очень важны — мы связаны не только границей, у нас есть экономические интересы, транзит и так далее. Но когда на весах стоят вопросы независимости и экономического благополучия, то мы выбираем независимость. Она играет для нас большую роль, чем экономические вопросы».
При этом совершенно непонятно, как ослабление экономических связей с Россией, к чему призывает президент, падение собственной экономики из-за них, в том числе в связи с ответным эмбарго, может укреплять собственную независимость? Кажется, все должно быть наоборот. Однако латвийский премьер Марис Кучинскис призывает расширять санкции против РФ, а глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич говорит: «Санкции являются совершенно адекватным шагом».
Разве что мэр Вентспилса Айвар Лембергс, истинный хозяйственник, выступающий за прагматические добрососедские отношения с нашей страной, возмущается запретом правительства на сотрудничество в строительстве газопровода «Северный поток-2», говорит местным журналистам: «Но кто принимает участие в проекте „Nord Stream — 2“? Немецкий порт Мукран. Германия — член НАТО и Евросоюза. Куда собираются поставлять газ? В Германию. Чью энергетическую безопасность обеспечит проект? Германии. Кого волнует, чтобы газовый факел не погас в очаге? Немцев. Следует ли Латвии поддержать их, чтобы они не замерзли зимой? Конечно». За такую позицию популярный политик, которого пытались выдвигать в премьеры, — в опале, против него затевали уголовные дела, пока безуспешно.
Вот и возникает вопрос: кому выгодно разрушение экономических связей с РФ даже ценой крушения собственных отраслей экономики? Тем более что и специальный докладчик ООН по правам человека, занимающийся вопросами негативного воздействия односторонних принудительных мер, Идрис Джазаири констатировал безуспешность санкций Запада против РФ. «Стоимость санкций с точки зрения потерь дохода стран, которые являлись инициаторами санкций, составляет примерно $3,2 млрд. в месяц. Если умножить это на данные трех лет, то показатель составит $100 млрд… Общая сумма потерь России оценивается примерно в $52−55 млрд., что представляет собой 1% от ее ВВП», — сказал он. И подчеркнул: «Меры по адаптации российской экономики к кризисной ситуации оказались эффективными». Прибалтийские политики в шоке, вот бы и его к ногтю, как Тоом, Мамыкина и Жданок… Но ООН — не бюро европароаментария.
По прошлогодним данным — не российских ведомств, а Женевского института международных отношений и развития, в результате антироссийских санкций и ответного эмбарго экспорт стран Евросоюза за пределы сообщества заметно упал. Показатели такие: в Эстонии на 12,7%, в Латвии — на 10,7%, в Литве — на 9,1%, в Словакии — на 7,7%, в Чехии — на 7,3%, в Польше — на 7,2%, в Финляндии — на 7,1%, в Словении — на 6,0%, в Венгрии — на 5,0%, в Австрии — на 4,6%, в Германии — на 3,3%
Да, ведется поиск новых рынков сбыта, новых партнеров, правда, пока не очень успешно, так как Китай и США, куда прибалты больше всего хотели бы поставлять свои продукты, и так переполнены собственными, да и не научишь китайца есть литовский сыр или латвийские/эстонские шпроты. У них тысячелетняя культура питания.
Пожалуй, активнее всех пытаются исхитриться эстонцы. Эта страна дважды испытала удар по транзиту из России. Сначала после событий «бронзовой ночи» апреля 2007-го, когда власти перенесли памятник воину-освободителю от фашизма из центра Таллина на кладбище и жестоко подавили протест. Наш бизнес жестко отреагировал. А потом в связи с контрсанкциями России и строительством в нашей стране собственных портов и логистических центров, в первую очередь в Усть-Луге. Это, кстати, о якобы грядущей агрессии России в страны Балтии. На кой черт они сдались и зачем тогда строить свои порты, если можно было бы вернуть советские? Но это другая тема.
А по нашей теме — Эстония сейчас пытается убить двух зайцев. С одной стороны, пакостничает России и своим бизнесменам. Полиция безопасности, то есть госбезопасность, пытается сорвать планы эстонских предпринимателей по восстановлению хотя бы части транзита с Россией, обвиняет, будто наша страна использует их в каких-то политических планах.
Правда, экс-премьер Эстонии, совладелец порта в Силламяэ Тийт Вяхи посмеялся над таким «компроматом», а хозяин холдинговой компании Alexela Хейти Хяэл оправдывался — никогда, мол, не общался с российскими спецслужбами. Тем не менее, развитию транзита с РФ меры госбезопасности не способствуют. «Несколько поколений политиков построили свой капитал на противостоянии с Россией. После обвинений в педофилии одно из самых серьезных обвинений — это любовь к России», — заявлял известный эстонский предприниматель, один из богатейших людей страны Эндель Сифф, работающий в сфере транзита.
С другой стороны, непосредственно перед майскими праздниками, никуда не пряча свою неприязнь к России, эстонские политики-хитрованы совершили «обходной маневр»: парламентская делегация республики посетила Минск, где встретила теплый прием. Белорусские СМИ напомнили: наиболее плодотворным направлением сотрудничества двух государств является торгово-экономический диалог, в общем объеме белорусского экспорта более 60% занимают нефтепродукты. Белоруссия поставляет в Эстонию тракторы, грузовые автомобили и льняные ткани. Развито между странами и инвестиционное сотрудничество. Пресс-служба Палаты представителей Национального собрания Белоруссии сообщила перед визитом: «Предполагается обсуждение вопросов межпарламентского взаимодействия, широкого круга двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах, в области законодательства, в культурно-гуманитарной сфере, а также обмен мнениями по ряду актуальных международных проблем».
«Группы смерти» как инструмент порабощения общества
В итоге сообщили о некоем соглашении, подписанном в эти дни. «В 2011 году у нас товарооборот был почти 700 миллионов долларов. Мы сейчас анализировали, что надо делать, чтобы к этим цифрам вернуться… Мы подписали соглашение, которое будет способствовать контактам между людьми. Мы бы хотели видеть большие эстонских людей у нас в стране», — сказал первый заместитель министра иностранных дел Белоруссии Александр Михневич. «Мы выступаем за сближение людей, за сближение бизнес-сообществ. Правительства двух стран могут способствовать развитию бизнеса, создавать для него новые условия. Но это должен быть бизнес, который будет содействовать сближению наших народов и стран», — вторил ему вице-канцлер по вопросам внешней экономики и партнерских связей министерства иностранных дел Эстонии Вайно Рейнарт.
Ну что ж, посмотрим, как эстонцам удастся обойти Россию на экономическом поле и как им тут поможет Минск.