Труп чеченского полевого командира Висхана Абдурахманова обнаружен в Баку. Об этом сообщает бакинский сайт musavai.com со ссылкой на турецкий источник Timeturk. Боевик известен тем, что в 1996 году, в составе группировки «Внуки Шамиля», с оружием захватил в турецком порту Трабзон российский паром «Аврасия», с двумя сотнями пассажиров на борту. Отсидев в турецкой тюрьме, Абдурахманов осел в Азербайджане и занялся сбором средств для боевиков, пользуясь связями с чеченскими диаспорами многих стран, особенно на Ближнем Востоке и в Турции.
Абдурахманов был объявлен «врагом президента Чеченской республики». Турецкое издание утверждает, что его ликвидировала «приближенная к президенту Чечни Рамзану Кадырову команда, состоящая из шести человек». Как пишет Timeturk, такая команда была создана чеченским руководителем с целью ликвидации известных полевых командиров и других противников президента за пределами страны.
Есть ли у Кадырова «летучий отряд» киллеров, рассуждает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
«СП»: — Гейдар Джахидович, сообщение Timeturk похоже на правду?
— Я вообще не понимаю, почему у вас есть какие-то сомнения по этому поводу. Если вспомнить, точно такая же история имела место в Вене. (В января 2009 года в Вене был застрелен бывший телохранитель Рамзана Кадырова Умар Исраилов. Как писали СМИ, он был ключевым свидетелем на судебном процессе против президента Чечни, инициированном берлинской правозащитной организацией ECCHR, European Center for constitutional and human rights, — прим. авт.) Там засыпался водитель, принимавший участие в ликвидации — он был арестован местными спецслужбами. В Москве на Ленинском проспекте был ликвидирован в ноябре 2006 года бывший командир специальной боевой группы «Горец» Оперативного управления ФСБ по Северному Кавказу Мовлади Байсаров. Я уже не говорю про другие ликвидации, в том числе российских общественных деятелей. Как после этого могут быть сомнения, что спецгруппы существуют?! Я думаю, странно ставить под сомнение эту тему. Более того, спецструктуры, действующие под крылом Рамзана Кадырова, являются наиболее действенными и оперативными структурами спецназа. Сейчас чеченские «специалисты» — это самые эффективные подразделения, какие есть в распоряжении России.
«СП»: — Чечня — это часть Российской Федерации. На Россию, в связи с этими ликвидациями, тоже падает тень?
— Конечно, падает. И еще какая тень. Но, знаете, всегда есть вопрос: кто кем вертит — собака хвостом или хвост собакой?
«СП»: — Вы считаете, это деятельность Кадырова — если, конечно, она и впрямь имеет место — могла быть санкционирована?
— Может быть, она не санкционирована. Но те, кем она не санкционирована, должны только глазами хлопать, потому что им на это возразить нечего. Не знаю, санкционируют ли деятельность Кадырова или нет. Но знаю, что в Грозном уже давно никого не колышет, кто чего санкционирует. Потому что отказаться задним числом от того, что Грозный делает, никто не может. Те, кто дезавуирует действия Грозного, будут выглядеть в совершенно дурацком свете.
«СП»: — Тема ликвидаций противников за рубежом была вроде бы закрыта при Сталине?
— Кто вам такое сказал?! Ликвидации проводились и при Хрущеве, и при Брежневе, и при Андропове. В рамках соцлагеря вообще было распределение функций. Например, наиболее грязную работу поручали болгарам. «Штази» по ликвидациям работали очень активно…
А как, по-вашему, быть с ликвидацией Зелимхана Яндарбиева? Там исполнителей повязали, и они тут же сдали заказчика — Россию. Сказали, их пугали песиками, песики на них лаяли с близкого расстояния. Поэтому когда я говорю, что чеченские исполнители — лучшие в своем роде в России, я опираюсь на факты. По делу Сулима Ямадаева, как мы знаем, в руки правоохранительных органов попался только какой-то конюх, которого очень сложно связать с убийством. А по Зелимхану, в тех же местах, провалилось сразу два российских офицера.
«СП»: — То есть, пока Кадыров не зачистит свой «черный список», ликвидации будут продолжаться?
— Ну, думаю, у него такой список, что его только зачищать и зачищать. Думаю, туда не только полевые командиры входят. В нем могут быть и общественные деятели, правозащитники, адвокаты, и люди из его лагеря, что-то с ним не поделившие. То есть работы очень много.
Что рассказал «раскаявшийся киллер Кадырова»
В марте 2009 года норвежское издание NRK сообщило, что президент Чечни Рамзан Кадыров приказал убить живущего в Норвегии выходца из Чечни Магомеда Очерхаджи. Об этом рассказал на видеозаписи человек, которого сайты сепаратистов называли «раскаявшимся киллером Кадырова», — выходец из Чечни Руслан (Аслан) Халидов.
На записи, которая называется «Киллер Кадырова раскаялся и рассказал, что ему поручили убийство в Норвегии», молодой выходец из Чечни сообщает, что Кадыров нанял его, однако он не совершил убийство. По словам Халидова, его пытали и угрожали, пытаясь вынудить выполнить приказ. «Они делали даже такие вещи, о которых мне стыдно говорить», — цитировала его слова «Радио Свобода».
Халидов заявляет, что он является племянником Шаи Турлаева, бывшего начальника охраны президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Аслана Масхадова. Масхадов руководил боевыми действиями против российских войск и был убит в 2005 году в результате спецоперации. Турлаев несколько лет назад перешел на сторону России.
По версии Халидова, Турлаев является активным сторонником Кадырова. В его собственной тюрьме в Гудермесе пытают похищенных заложников из числа родных и близких тех, кого подозревают в нелояльности к президенту.
Халидов рассказал, что сам присутствовал при пытках в личных тюрьмах Кадырова в Хоси-Юрте и Турлаева в Гудермесе. Халидов сообщил, что в этих тюрьмах пытают не только мужчин, но и женщин, которые также подвергаются изнасилованиям.
По словам Халидова, ФСБ поручила Кадырову сформировать команду киллеров для убийств за рубежом. Действиями киллеров непосредственно руководит Шаа Турлаев. Он должен скоро совершить поездку по странам Европы и провести встречи с агентами. После этой поездки киллеры должны приступить к убийствам.
Ранее, в январе 2009 года, в СМИ появилась информация, что в Чечне работает специальный отдел по репатриации беженцев из Европы, несколько сот людей включены в список врагов Кадырова, они подлежат физическому уничтожению. Пресса ссылалась на слова задержанного в Австрии Артура Курмакаева, который получил приказ убить бывшего охранника президента Чечни Умара Исраилова.
Президент Чечни Рамзан Кадыров отрицал свою причастность к указанным преступлениям. После убийства Исраилова его пресс-секретарь Лема Гудаев заявлял, что в СМИ «развернута масштабная и целенаправленная кампания по дискредитации руководства и президента Чеченской республики». По его мнению, дискредитация Кадырова осуществляется «с глубоко законспирированной подачи некоторых идеологов терроризма и вооруженного бандподполья».
В этой войне используются как «ложные информационные вбросы», так и «привязка событий криминального характера к личности Кадырова», отмечал Гудаев. Именно в этом ряду, по мнению пресс-секретаря чеченского президента, следует рассматривать «прозрачные намеки некоторых СМИ» о предполагаемой причастности Кадырова к убийству в Вене Умара Исраилова.
Полевые командиры стали мишенями
Timeturk напоминает, что только в нынешнем году и только в Турции были убиты три чеченских полевых командира. Два года назад в Баку был убит подельник Абдурахманова, еще один член группировки «Внуки Шамиля» абхазец по национадльности «Рокки» Гитсба, который также участвовал в захвате «Аврасии». Ранее он воевал в одном отряде с Шамилем Басаевым. Но самым громким инцидентом в данном ряду стала ликвидация в начале этого года в Дубае противника Кадырова Сулима Ямадаева. Ни одно из этих убийств правоохранительным органам раскрыть так и не удалось.
Из досье «СП»:
Зелимхан Яндарбиев был убит 13 февраля 2004 года в результате подрыва его автомобиля, когда он возвращался домой после пятничной молитвы в центральной мечети Дохи. Взрывное устройство было заложено под днище его джипа. В момент взрыва вместе с Яндарбиевым в салоне автомобиля находились его 13-летний сын Дауд (получил тяжелые ранения) и два охранника. По обвинению в организации этой акции были арестованы и приговорены к пожизненному тюремному заключению два сотрудника российского посольства, известные как Анатолий Белашков и Василий Богачев (возможно, это вымышленные имена). Однако МИД России в конце 2004 года удалось добиться их экстрадиции в РФ в рамках соглашения о передаче осужденных для отбывания наказания в России; 23 декабря 2004 года они прибыли в Россию и были встречены с воинскими почестями. Их дальнейшая судьба неизвестна.
Фото [*]