
Визит президента России Дмитрия Медведева на Американский континент вызвал, мягко говоря, переполох в умах западных, прежде всего американских, да и наших политаналитиков. И не просто визит, а стратегическая операция с давно невиданным в таких масштабах военным присутствием России у берегов Соединенных Штатов. Экспертное сообщество заговорило о возможном развертывании в этом регионе российских военных баз и объектов как ответе России на ее окружение натовскими военными базами и развертывание у наших границ американской ПРО.
Американские военные взирают на происходящее достаточно спокойно. Они потренировали своих летчиков на перехвате и сопровождении российских Ту-160, в рабочем режиме наблюдают за отрядом кораблей Северного флота и за российско-венесуэльскими учениями. Силы США и России в этом регионе далеко не равны, и военных угроз для Соединенных Штатов ни наши корабли, ни боевые самолеты не представляют.
При всем при этом люди, озабоченные будущим России, ее безопасностью, выражают надежду, что мы заново обретем на Американском континенте политических и военных союзников, возобновим здесь военное присутствие и приструним зарвавшихся американцев.
Каждая из этих точек зрения имеет право на существование. Но, как представляется, единого системного подхода к проблеме формирования глобального геополитического пространства России пока не прочитывается.
С распадом СССР рухнула советская геополитическая система. Западная во главе с США сохранилась, получила приращение за счет других государств и двинулась к однополярному мироустройству человечества, мировому господству «золотого миллиарда», власти денег. А главным инструментом стала военная сила, ломающая в своей агрессивной стратегии систему международного права, международной безопасности, разрушающая или подчиняющая интересам англосаксонского мира и финансового олигархата государства и цивилизации. Поведенческим кодом «золотого миллиарда» была, есть и будет выгода. Все нравственное, духовное, подавляется или подменяется суррогатом западных стандартов.
Многие страны и народы в полной мере ощутили свое бессилие перед этим «локомотивом» истории и задумались о сохранении своей государственности, традиций, своего будущего. Правда, некоторые довольно легко сдались на милость победителя, другие попытались оказать сопротивление и были сломлены.
В 90-е годы прошлого столетия спонтанно возникла тенденция возрождения этнокультурных цивилизаций. Первым собрал свою цивилизационную матрицу Китай, он поддержал идею образования коалиции в составе пяти этнокультурных цивилизаций: конфуцианской, русско-евразийской, индуистской, исламской и буддийской. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) явилась площадкой для цивилизационной сборки.
На стадии поиска цивилизационных союзников Индия. Активные, правда, не всегда успешные попытки сформировать единую матрицу предпринимает исламский мир. Стремится сохранить цивилизационную идентичность «старая» Европа (без Великобритании). И Южная Америка пытается сегодня делать то же самое у себя. Но ни одно из этнокультурных цивилизационных образований (может быть, кроме Китая) не способно в одиночку преодолеть внутренние разногласия, найти общую идею, выработать единую стратегию действий. Ощущая все это, президент Венесуэлы обратился к поиску стратегических союзников.
К сожалению, российская сторона не говорит пока ни о стратегическом альянсе, ни об общих целях, а акцентирует внимание на финансовых и экономических выгодах от сотрудничества. МИД РФ, комментируя в начале октября 2008 года поставки в Венесуэлу российской военной техники, подчеркнул, что военно-техническое сотрудничество (ВТС) с этой страной «направлено на решение единственной задачи — укрепление обороноспособности Венесуэлы и удовлетворение ее законных интересов в этой сфере».
Смею возразить: ВТС, безусловно решая задачу укрепления обороноспособности Венесуэлы, также прокладывает курс в Южную Америку для геополитического взаимодействия (союза) между русской и южноамериканской цивилизациями. Именно благодаря ВТС в Венесуэлу полетели наши стратегические «Белые лебеди», пошли корабли, поехали бизнесмены. Военно-техническое сотрудничество — это не просто торговля оружием и военной техникой, обучение специалистов. Это большая геополитика, стратегия, духовно-цивилизационное сближение. Благодаря ВТС в Южную Америку продвигаются русский дух, традиции, наша техническая культура. Это и плацдарм для мирного завоевания экономического и политического пространства.
И цена оружия складывается не только из себестоимости плюс прибыль. Здесь присутствуют и политика, и экономика, и военная стратегия. Оружие позволяет обрести друзей и союзников, предотвратить формирование новых и осуществить нейтрализацию уже имеющихся угроз безопасности России, обеспечить геополитическое присутствие и влияние, создать условия для сотрудничества во всех других областях.
Никакой другой товар не позволяет решать подобные задачи, достигать столь высоких целей. Что и показал наглядно успех визита Дмитрия Медведева в Южную Америку. А ведь, давайте вспомним, начиналось все с партии автоматов Калашникова, в свое время поставленной Каракасу.
Нам в России нужно научиться видеть геополитический смысл военно-технического сотрудничества, извлекать из его результатов не только финансовую выгоду, но и стратегические интересы, прежде всего для обеспечения нашей безопасности. А времена ожидают Россию, увы, нелегкие. Президентство Б. Обамы не сулит нам, видимо, ничего хорошего. В Белый дом идет команда жестких и опытных русофобов, идут самые одиозные фигуры из команды Б. Клинтона. Те, кто писал «другу Биллу» следующие пассажи, оглашенные 24 октября 1995 года перед Объединенным комитетом начальников штабов и руководителями силовых структур США: «…В ближайшее десятилетие предстоит решение следующих проблем: расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии; окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии; установление режимов в оторвавшихся от России республиках, нужных нам».
А чего стоят З. Бжезинский, этот антироссийский гуру, неоднократно описывавший сценарии расчленения России, или госпожа М. Олбрайт, с неженской жестокостью уничтожавшая Югославию. Даже «крестного отца» Аль-Каиды профессионала в области специальных операций Р. Гейтса переманили от республиканцев на занимаемый им сейчас пост министра обороны.
Именно он продолжил дело Д. Рамсфельда по приданию американским вооруженным силам нового качества. Американцы ушли в глубокий военно-технический отрыв от всех стран мира, в том числе от России. Они коренным образом изменили структуру вооруженных сил, придав им способность вести успешные боевые действия на едином глобальном театре военных действий (суша, море, воздушно-космическая среда). Сохранив дивизии, полки и бригады, усилили их технически (например, в сухопутной дивизии авиагруппа армейской авиации развернута в авиабригаду). Ускоренно развиваются силы специальных операций, в ЦРУ образованы силы нелегальных спецопераций. Добавим сюда реализацию концепций глобальной системы ПРО, превентивного глобального удара, наращивание ударной компоненты крылатых (ядерных и обычных) ракет, придание новых качеств ударной авиации и военно-морским силам. Конечно, все это готовится не для бен Ладена или Северной Кореи. Нам все это нужно примерять на себя. И, безусловно, искать ответы.
Одним из таких ответов может стать межцивилизационная кооперация по нейтрализации военных угроз. Для того, чтобы «обойти» глобальную систему ПРО и предотвратить реализацию превентивного удара по России, нам необходимо сохранить способность нанесения удара по территории США в обход американской ПРО. И здесь Южноамериканский континент исключительно важен. В каком смысле — это разговор особый и не публичный.