Чем руководствовались американские сенаторы, выделяя в 2018 году Пентагону $692 млрд
Пять стран-участниц группы по расследованию крушения малазийского Boeing 777, сбитого над Донецкой областью в июле 2014 года, намерены добиваться «уголовного преследования лиц, обвиняемых в обстреле самолета рейса МН17». 20 сентября подписи под соответствующим меморандумом поставили министры иностранных дел Украины, Австралии, Бельгии, Малайзии и Нидерландов, встретившись на полях 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Об этом сообщается на сайте правительства Нидерландов.
Днем ранее стало известно, что голландский кабмин с 2018 года начнет выделять средства на организацию судебного процесса над обвиняемыми в крушении Boeing. Как сообщила Telegraaf со ссылкой на Министерство безопасности и юстиции Нидерландов, в следующем году на эти цели в бюджете выделено 9 млн. евро, причем средства на суд будут выделяться до 2023 года. Эти деньги пойдут на организацию суда, оплату работы гособвинителя и защиту свидетелей.
Напомним: Нидерланды давно играют первую скрипку в расследовании катастрофы МН17. В июле 2017 года участники группы решили, что обвинения будут выдвигаться именно в Нидерландах по голландским законам и «при активной поддержке со стороны международного сообщества».
Чем руководствовались американские сенаторы, выделяя в 2018 году Пентагону $692 млрд
А год назад в голландском Ньювегейне международная следственная комиссия представила вторую часть доклада о ходе расследования гибели малазийского лайнера. Следователи пришли к выводу, что в Донбасс «огневая установка „Бук“ (из которой якобы был сбит Boeing) была доставлена с территории Российской Федерации и после возвращена на территорию РФ». При этом генеральный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке лицемерно подчеркнул, что следствие «не делает заявлений о причастности России».
Следователи также объявили, что установили 100 подозреваемых в деле о катастрофе Boeing, но их имена называть не стали, продлив срок расследования до начала 2018 года.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова тогда заявила, что Россия разочарована тем, что ситуация вокруг расследования катастрофы Boeing не меняется. «Выводы голландской прокуратуры подтверждают, что следствие предвзято и политически мотивировано», — отметила Захарова.
Как пояснил представитель концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский, три эксперимента, проведенные специалистами концерна, подтвердили, что пуск ракеты произошел из села Зарощенское, которое в июле 2014 года контролировала украинская армия.
В свою очередь, представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что «никакие российские ЗРК границу Украины с Россией никогда не пересекали». «У всех данных, которые были представлены следственной группой, два основных источника: интернет и спецслужбы Украины. Поэтому объективность этих сведений, и сделанных на их основе выводов, не могут не вызывать сомнений», — подчеркнул Конашенков.
Казалось, точки над «i» расставлены. Но как видим, «пятёрка» стран упорно включают катастрофу МН17 в политическую повестку. И, возможно, не по собственной инициативе. Неслучайно президент РФ Владимир Путин в интервью режиссеру Оливеру Стоуну заявил, что уверен в информированности разведки США об обстоятельствах крушения малазийского Boeing. «Все они хотели свалить вину на ополченцев в Донбассе и косвенно на Россию, которая поддерживает ополченцев… Если информация противоречит этому, то США никогда ее не раскроют», — добавил Путин.
Чего сейчас добивается «пятёрка» стран, расследующая крушение Boeing? Создает ли это расследование риски для России?
— Инцидент с малазийским Boeing 777 стал поворотным пунктом в отношениях Запада — особенно Западной Европы — и России, — считает руководитель сектора проблем региональной безопасности Центра военно-политических исследований РИСИ Сергей Ермаков. — В ситуации с Крымом Западная Европа была готова явочным порядком признать, что полуостров — территория Российской Федерации. Понятно, были бы споры, обвинения Москвы и санкции, но в целом позиция Запада была бы значительно более мягкой. Но именно инцидент с Boeing 777 всколыхнул общественность западных стран, и позволил перейти к наглой и открытой демонизации России.
И в Голландии, и в Германии общественное мнение резко качнулось в антироссийскую сторону. Этому способствовали, напомню, первые интерпретации случившегося в западной прессе, которые появились слишком быстро. Когда, казалось бы, надо дать время разобраться, кто виноват, западные СМИ уже обвиняли во всем Россию. Эта дружная и сверхбыстрая реакция позволяет предположить, что инцидент с пассажирским лайнером изначально задумывался как провокация.
Сейчас европейские суды, с одной стороны, пытаются принимать паллиативные решения, чтобы не устраивать масштабного судилища и не ставить под удар свою репутацию. С другой, разговоры о необходимости такого судилища отлично вписываются в информационную антироссийскую кампанию, которая поддерживается на Западе.
«СП»: — Для России возникают политические риски от действий «пятёрки»?
— Политические последствия для России уже были, и очень серьезные. А дело до сих пор будируется по понятным причинам. Катастрофа под Донецком — очень удобный повод для поднятия градуса антироссийских настроений, в чем Запад периодически испытывает потребность. Кроме того, даже на Западе есть желание поставить точку в этой истории.
Почему наше правительство игнорирует опыт Аляски и ОАЭ
«СП»: — Точка, вы считаете, возможна?
— В мире бывали прецеденты — и катастрофа рейса МН17, я считаю, относится к их числу, — которые так и не получили окончательного объяснения. В таких случаях всегда находятся эксперты, которые доказывают либо одну, либо другую точки зрения.
Крушение Boeing 777, я считаю, попало в этот перечень благодаря позиции Запада, который изначально в расследовании встал на пропагандистские рельсы. И даже решение суда не станет при таком раскладе окончательным решением.
Что касается российской точки зрения — ее на Западе сегодня не принимают во внимание. Но позиция РФ совершенно точно не изменится. А она заключается в том, что международный суд неправомерен, поскольку само следствие велось с грубыми нарушениями.
По сути, процесс МН17 — чисто политический процесс. На Западе, замечу, на катастрофу малазийского Boeing 777 есть разные точки зрения. Но Запад даже с трибуны ООН пытается представить дело так, что точка зрения одна — та, которая выгодна для пропагандистской антироссийской кампании.
В рамках этой кампании инцидент с МН17 уже разыгран, и исключить его оттуда невозможно. Совершенно ясно, что выводы следствия подгонялись под политические установки. Раз так, в гибели Boeing 777 всегда будет оставаться либо знак вопроса, либо многоточие…