Выдвижение Ксении Собчак, которое она официально анонсировала 18 октября, прояснило конфигурацию грядущих президентских выборов. В общем, как я и ожидал, сценарий будет достаточно консервативный. Те, кто фантазировал о том, что власти решат усилить интригу, допустив до выборов того же Навального, конечно заблуждались. Думаю, с ним действительно вели игру, возможно на каком-то этапе даже что-то обещали, но потом, как обычно, кинули. Поэтому на фоне Путина, скорее всего, вновь будут баллотироваться «ветераны» выборных баталий от парламентских партий плюс Явлинский от «Яблока».
Такой расклад, конечно, гарантирует победу Путина в первом туре, но возникает проблема с явкой избирателей, которая может оказаться невысокой. Чтобы исправить этот пробел, как и в 2012 году (тогда эту роль играл Михаил Прохоров) для либерально настроенной публики припасли «рояль в кустах» — гражданку Собчак. Она, как верная крестная дочь ВВП (хотя, говорят, что это миф), отказаться не смогла, и вновь будет изображать из себя «оппозицию», как уже делала это в 2011 году на Болотной площади. Я как-то назвал ее «троянской лошадью» в стане протестного движения, думаю, что определение абсолютно верное. Не удивлюсь, если Ксения уже дослужилась до майорского звания, а может и до подполковника (это, конечно, шутка).
Безусловно, выдвижение Прохорова пять лет назад было более интригующим, помню, как часть либеральной общественности яростно призывала за него голосовать. Хотя для меня все было очевидно, так как я пару раз участвовал с ним в предвыборных дебатах (как доверенное лицо Зюганова), и видел, что для Прохорова вся эта кампания в тягость, он как будто отбывал повинность. Сейчас же только очень наивный человек может не понимать, что выдвижение Собчак происходит по воле администрации президента (это явно подтверждают яростные опровержения кремлевской пресс-службы).
Думаю, что кроме Собчак могут появиться и другие кандидаты, призванные повысить интерес к выборам, но не представляющие серьезной угрозы для Кремля (например, от Партии Роста или другой «малой» партии).
В целом, в такой ситуации для лево-патриотической оппозиции как никогда актуальна попытка сломать кремлевский сценарий и выдвинуть неожиданного свежего кандидата, который смог бы обострить борьбу за второй тур. Я уже обращался к лидерам дружественных партий и организаций с предложением провести праймериз (как минимум — голосование в интернете) и на основе волеизъявления наших сторонников выдвинуть единого кандидата от лево-патриотических сил. В ответ я слышу заявления о том, что данная идея является правильной и интересной, однако практических решений по участию в праймериз пока не принимается, хотя времени остается все меньше. Будет очень плохо, если нами вновь будет упущен шанс оживить левое движение и наполнить президентскую кампанию новым содержанием. Хотя какое-то время еще есть, как минимум для того, чтобы провести совместные консультации и определить наиболее достойного кандидата.
Ведь в противном случае, если опять все будет проходить по заезженному сценарию, на повестку дня выходит вопрос активного бойкота этих фарсовых выборов и максимального снижения явки. Такой сценарий тоже имеет свои перспективы, так как открывает возможности для формирования широкой оппозиционной коалиции наподобие 2011−2012 годов, в отличие от формата поддержки того или иного кандидата. Но тогда основой такой коалиции должны стать требования не просто зарегистрировать кого-то из кандидатов, а реально реформировать избирательную систему, устранив все искусственные барьеры на пути кандидатов (в том числе, всевозможные фильтры, ограничения, связанные с непогашенной судимостью и так далее), чтобы выборы наконец-то стали конкурентными.
В общем, подходит время для принятия серьезных решений. Предлагаю лево-патриотической оппозиции подойти к данному вопросу со всей ответственностью, а не действовать по пораженческому принципу «за нас все уже решили».