Кремль отрежет у Америки Европу
Россия больше не позволит Западу добиваться преимуществ на мировой арене за свой счет, заявил глава МИД России Сергей Лавров на Международной конференции по безопасности, проходящей в Москве.
По его словам, западные лидеры должны понять, что «в одни ворота играть на мировой арене больше не получится».
«Безопасность в Евроатлантике, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в мире в целом должна быть равной и неделимой», — сказал Лавров, подчеркнув, что со своей стороны Россия готова к равноправной и честной работе со всеми странами.
Россия будет работать честно, открыто и взаимоуважительно со всеми, кто «искренне заинтересован в общем мирном будущем и процветании человечества». При этом Россия не собирается кому-то что-то навязывать, но будет отстаивать свои интересы.
Ни на исключительность, ни на вседозволенность в отношениях с другими государствами Россия не претендует. Москва при выстраивании отношений руководствуется международным правом и уважением к интересам и традициям других наций и народов.
«Но свои интересы, суверенитет, независимость Россия будет отстаивать целенаправленно и эффективно», — заключил Лавров.
Декларация звучит правильно и красиво. Но как она соответствует действительности?
— Насколько слова Лаврова подкреплены делом, мы поймём, исходя из того, какой результат будет российской политики, в первую очередь на украинском, донбасском направлении, — говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Думаю, это прояснится уже в ближайшие месяцы. Пока эти слова мало соответствуют реалиям внешней политики Москвы.
Кремль отрежет у Америки Европу
Россия пропустила «мимо ушей» фактический выход Украины из Минских соглашений (его можно считать состоявшимся фактом после того, как президент Порошенко подписал закон о реинтеграции Донбасса). Кремль вяло реагирует на грубые силовые провокации против российских граждан. Например, на задержание и осуждение наших военнослужащих на границе с Крымом.
Пока очень неопределённая слабая реакция на пиратский захват украинской погранслужбой российского судна «Норд». Не было серьёзной реакции наших властей на беспрецедентное ущемление прав русскоязычных граждан на Украине в связи с поправками в закон об образовании.
При этом Россия остаётся инвестором номер один в украинскую экономику. То есть, не задействован в полном масштабе даже инструментарий экономических санкций.
Поэтому пока заявление Лаврова остаётся риторикой.
«СП»: — В чём причины такой сдержанности российской власти?
— Тут сочетание объективных и субъективных обстоятельств. С одной стороны, не так давно закончились президентские выборы в России, и Кремль заинтересован был в том, чтобы не обострять ситуацию. Не решена судьба «Северного потока-2», проекта, которым российская власть дорожит, боится вспугнуть европейцев, заставить их отказаться от него. Не говоря уже о таком мероприятии, как Чемпионат мира по футболу.
Но есть стратегия, а есть тактика. И если говорить об Украине, то Донбасс для России неизмеримо важнее, чем все перечисленные конъюнктурные среднесрочные обстоятельства, включая «Северный поток-2».
«СП»: — Могут ли причиной нерешительности Кремля быть коммерческие интересы некоторых российских богатых людей (поскольку олигархов, как утверждает пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, у нас нет)?
— Точной информации на этот счёт мы не знаем. Но подобные гипотезы вполне уместны. И можно предположить, что когда в 2014 году принималось решение о том, что ополчение не будет занимать Мариуполь, интересы крупного бизнеса играли очень важную роль.
Сейчас вменяемая часть российской бизнес-элиты убедилась, что если санкции не будут введены по поводу Украины, то они будут введены по любому другому удобному и неудобному поводу. И само ожидание санкций по эффекту может быть идентично введению их. Поэтому данный фактор, я надеюсь, будет всё меньше влиять на внешнеполитические решения российского руководства.
— Слова Лаврова достаточно туманны и оставляют варианты для их различного истолкования, — говорит руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. — Видимо речь о том, что Россия не будет впредь активно сотрудничать с Западом в вопросах международной безопасности. Мы будем исходить из собственных интересов. И в случае столкновения с Западом или ещё каким-то противником мы готовы жёстко отстаивать свои позиции. Тех компромиссов, на которые шла прежде Россия, и которые, по мнению Сергея Лаврова, противоречили нашим интересам, больше не будет. Иными словами, раньше мы были готовы считать себя младшими партнёрами Запада в надежде, что рано или поздно станем равноправными партнёрами. Но отныне, как утверждает глава МИД России, такого не будет.
Это высказывание созвучно тем заявлениям, которые недавно сделал Лавров на пресс-конференции во время встречи с министром иностранных дел Китая. Мы наблюдаем усиливающуюся координацию Москвы и Пекина. Можно говорить о дальнейшем сближении позиций двух стран в условиях, когда США начинают политику экономического давления на Китай. Это с одной стороны, усиливает позиции России в столь непростой период для нас, с другой — очевидно, что теперь во внешней политике нам всё больше придётся учитывать интересы Китая. В частности, в вопросе северокорейского кризиса мы видим, как Россия и Китай разрабатывают совместную позицию, не подстраиваясь под Запад. Это, конечно, новый разворот во внешней политике России. Он наметился давно и особенно явственно стал прослеживаться после начала украинского кризиса в 2014 году.
Что скрывать, до 2008 или даже до 2014 года Россия не имела значимого голоса в международной политике. Мы вынуждены были смиряться с тем, что решил Запад, с нашим мнением не считались. Теперь же Лавров анонсировал начало новой политики. Другой вопрос — будет ли она последовательно воплощаться в жизнь.
«СП»: — На практике пока нет ощущения, что руководство России настроено действовать бескомпромиссно. Нет уверенности, что в угоду какой-то конъюнктуре, например, не будут сделаны серьёзные уступки на украинском направлении…
— В политике, как я не раз заявлял, крайне актуален принцип: никогда не говори никогда. Очень может быть, что ситуация повернётся так, что придётся в чём-то уступить Западу. Или резко изменить риторику в отношении тех же США. Самый показательный пример — отношения России и Турции. Когда в 2015 году был сбит наш боевой самолёт, мы сделали ряд резких заявлений в адрес Анкары, и было ощущение, что наши отношения, если и не дойдут до войны, то будут испорчены всерьёз и надолго. Мы тогда начали поддержку курдов в пику Эрдогану.
Ответ Москвы должен быть жестким и ударить Киев по карману
Однако прошло не так много времени, и мы отказались от поддержки курдов и снова начали сближение с Анкарой. Сейчас Турция наш важнейший партнёр, Владимир Путин после переизбрания на пост президента первой посетил именно эту страну. Наши СМИ говорят много хороших слов о сотрудничестве Москвы и Анкары, делая вид, что мы не стояли два года назад на грани войны.
Надо ещё понимать, что нестабильность внешнеполитического курса напрямую зависит от тупикового положения, в котором сейчас находится наша экономика. Нет чёткой оценки реальной ситуации в экономике страны и понимания, как она должна развиваться. Об этом много говорилось на Международном экономическом форуме, проходившем недавно в Москве.
Пока я лично не вижу, чтобы внешняя политики, которую ведёт руководство России, работала на решение внутренних, в том числе экономических проблем страны.
Международное положение: США ввели санкции в отношении Миллера, Вексельберга и Дерипаски