Молдова обсуждает с Киевом как могут наши войска пройти через «незалежную»
На карте Евразии появилась еще одна «горячая точка» — Армения. Союзника России по ЕАЭС раздирают внутриполитические противоречия, которые могут закончиться чем-то похожим на «майдан». Обстановка в центре Еревана накалилась. Поводом стало избрание премьер-министром страны Сержа Саргсяна.
Выступая в парламенте перед решающим голосованием, Саргсян обозначил, среди прочего, свою позицию относительно конфронтации России с Западом. Он ясно назвал Москву союзником Еревана. «Если эта ситуация коснется Армении непосредственно, мы могли бы ожидать соответствующее как партнерское, так и союзническое отношение», — отметил политик.
До своего избрания премьером Саргсян в течении двух сроков подряд занимал пост президента страны. Баллотироваться на третий срок ему мешала конституция. В результате недавно проведенной реформы Армения стала парламентской республикой, где главой страны и соответствующими полномочиями будет обладать премьер-министр.
Оппозиция с таким поворотом событий не согласилась. Во время сегодняшней процедуры обсуждения кандидатуры Саргсяна лидер партии «Гражданский договор» и депутат парламента Никол Пашинян на площади Франции Еревана заявил, что «начинает бархатную, народную и мирную революцию».
По его словам, в городах Гюмри, Иджеване, Ванадзоре, Капане и Метсаморе протестующие блокируют улицы и межгосударственные дороги, начались массовые забастовки.
Молдова обсуждает с Киевом как могут наши войска пройти через «незалежную»
Тем не менее, основные события разворачиваются в столице. В центре протестующие строят баррикады из мусорных баков, скамеек и транспорта, перегораживают живой цепью проезжую часть, призывают жителей присоединиться к акциям неповиновения. Подступы к зданию парламента перекрыты оппозицией.
Также заблокировали здания Генпрокуратуры, МИД, Диаспоры и Комитета государственных доходов.
Инициатором этой тактики был все тот же Пашинян. Утром 17 апреля он призвал своих сторонников оккупировать здания министерств и ведомств. «Блокируйте входы в министерства и ведомства, администрации областей, городов и сел, не позволяйте, чтобы сотрудники выходили на работу», — цитируют СМИ слова Пашиняна.
Депутат также призвал армянскую диаспору зарубежом блокировать входы в посольства, чтобы «никто не смог в них войти». Правда, не факт, что на подобные призывы кто-то откликнется.
Акция протеста в Ереване началась еще сутки назад. Уже вчера на проспекте Баграмяна тысячи оппозиционеров попытались прорваться к зданию парламента. Полиция применила слезоточивый газ и шумовые гранаты. В результате 30 протестующих были задержаны, а 46 обратились за помощью к медикам.
— Всего в акции протеста в Ереване принимали участие до 10 тысяч человек, — рассказал «СП» находящийся сейчас в Ереване политический обозреватель Айк Халатян. — Значительная часть общества, недовольна тем, что Саргсян будет главой государства фактически третий срок, а также проводимой им социально-экономической политикой. Тем не менее, он будет избран депутатами парламента премьер-министром.
«СП»: — Если многие недовольны, то как большинство депутатов может проголосовать за непопулярного политика?
— Противоречия тут нет, у власти имелось множество рычагов влиять на результат выборов. У Саргсяна в парламенте большинство.
«СП»: — Кандидатуру Саргсяна представил бывший премьер Карен Карапетян. О нем говорят, что он «человек «Газпрома», очевидно, имея ввиду «рука Москвы». Так ли это?
— Карапетян долгие годы работал в дочерних структурах «Газпрома» в Армении, потом долгие годы жил в России и поэтому его фигура отчасти ассоциируется с Россией. Но все же он армянский политик.
«СП»: — А что можно сказать о Николе Пашиняне, который призвал к тотальной блокаде госучреждений в Ереване?
— Он начинал как журналист, потом пошел в политику. Ярко проявил себя во время событий 1 марта 2008 года. А это были самые мощные события в стране в новую эпоху. Сейчас Пашинян, пожалуй, самый харизматичный среди армянских политиков нового поколения. Его партия образует избирательный блок «Ерк» («Исход»). Правда, партнеры Пашиняна по блоку отказались поддержать радикальные уличные акции. Они с утра уже находились в здании парламента и объявили, что будут голосовать против кандидатуры Саргсяна, предпочитая парламентские методы борьбы.
— Президент Серж Саргсян, против продолжения правления которого идут сейчас протесты, правит Арменией с 2008 года, — напомнил журналист Григор Атанесян. — Сейчас он дико непопулярен. Во всех постсоветских республиках, где президенты хотят остаться подольше, чем они могут, президенты хотя бы популярны. Например, Путин или Лукашенко. Но у Саргсяна очень низкий рейтинг.
«СП»: — Какой?
— Точно сказать затрудняюсь, в Армении не очень хорошо с социологией. Но он до того низкий, что на последних парламентских выборах его партия шла без него — его не было в списке, не было на плакатах.
Он сам знает, что люди к нему симпатий не питают. Видимо, поэтому в 2015 году он и его партия начали кампанию за конституционный референдум. И они провели поправки о превращении Армении в парламентскую республику, главой которой становится премьер-министр без определенного срока полномочий, избираемый парламентом.
Когда все это происходило, все подозревали, что Саргсян делает это под себя. И тогда он на камеру сделал заявление, что он не будет претендовать на должность премьера. Но потом его партия стала намекать, что Саргсян незаменим. В итоге он заявил, что его слова были вырваны из контекста и он попытается возглавить правительство.
«СП»: — Какую роль в этой истории сыграла Россия?
— Мне кажется, фактора России тут нет. Думаю, что Россия была не против этого, и дала молчаливое согласие. Никто и не ожидал, что Москва будет против. Гораздо более важным, как говорят люди, было мнение Евросоюза. Прежде чем решиться стать премьером Саргсян прощупывал почву в Европе и понял, что в Брюсселе у него проблем не будет.
«СП»: — Насколько сильны протестующие, которых мы видим сейчас в Ереване?
— Еще неделю назад я предсказывал, что никаких протестов не будет. Так думали многие. Ведь, тот же Пашинян — не самый популярный политик в Армении. Но он доказал, что способен переизобретать себя и учиться на собственных ошибках. Раньше он такого не делал. Это очень динамично.
Хочу подчеркнуть, что в отличии от московских протестов на Болотной площади в Ереване вышли на улицы вовсе не образованные либеральные элиты. Это люди всех классов, всех доходов и всех возрастов. Это эгалитарное движение.
«СП»: — Пашинян даже назвал ряд городов в провинции, где тоже начались протесты. У вас есть какие-то сведения об этом?
— Точно есть события Гюмри, хотя и в меньшем масштабе, и в Ванадзоре (бывш. Кировакан — авт.). Там протест сопровождается экономическими требованиями, требованиями доступа к образованию. Основной лозунг протеста: «Отвергни Сержа!». По-армянски он звучит в рифму.
— Главная причина протестов в Армении, естественно, экономическая. — уверен заместитель гендиректора Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Исмаил Агакишиев. - Там очень низкий уровень жизни, если говорить о народе, а не о правящих кругах. Это объясняется тем, что в тех условиях, в которых сейчас находится Армения. Развивать экономику очень сложно, почти невозможно. Можно сказать, что там форс-мажорная ситуация.
«СП»: — Почему?
— Потому что Армения живет в условиях войны. Из приграничных стран у Армении как минимум с двумя напряженные отношения — с Азербайджаном и Турцией. Идет война в Карабахе. В связи с этим Ереван находится в экономической блокаде. А на таких условиях ни один бизнесмен, которых много среди представителей этого талантливого, предприимчивого народа, не будет вкладывать деньги в Армению.
Кстати, Левон Тер-Петросян (президент Армении с 1991 по 1998 год — авт.) был готов решать конфликтные вопросы, хотел открыть границы, чтобы Армения вышла из блокады. Он был сторонником крупных экономических проектов по транспортировке нефти и газа, был готов пойти на уступки, но ему не дали. Теперь Армении во всех этих проектах нет.
«СП»: — Поэтому Тер-Петросян и перестал быть президентом — его план по Карабаху не поддержали его собственные министры. В том числе Серж Саргсян, занимавший тогда пост министра национальной безопасности…
— Нынешние власти Армении воспользовались экономической блокадой, создали свою монополию в экономике: привозят продовольственные товары, стройматериалы
Для достойного ответа военно-морских сил у России достаточно, недостаточно политической воли
«СП»: — Имеет ли значение для протестов тот факт, что Саргсян провел конституционную реформу, судя по всему, «под себя»?
— Естственно. Еще не будучи избранным премьером Саргсян сам выбрал удобного себе президента. Я бы не сказал, что это очень грамотный ход.
«СП»: — Как выглядит в этой истории российский фактор? Все-таки Армения наш союзник и по ЕАЭС и по ОДКБ…
— Конечно, все эти волнения, которые происходят сейчас, — внутреннее дело Армении. Россия хочет, чтобы Армения была стабильным государством. Все последние годы Москва была и финансовым спонсором Еревана и политически поддерживала, и по вопросу карабахского конфликта занимала конструктивную позицию.
В свою очередь власти Армении — ранее Кочарян, затем Саргсян демонстрировали, что единственной политической силой, которая может добиться этой стабильности и поддерживать дружбу с Россией является именно их партия. Им это было выгодно. Они показывали, что за ними Россия. Хотя на самом деле Россия за всей Арменией.
Армения, последние новости: Массовые беспорядки в Ереване: госпитализированы десятки человек
Новости из Еревана: В центре Еревана начались столкновения между полицией и демонстрантами