Кудрин пожелал Латвии полюбить Россию

Иначе, говорит он, Риге не восстановить российский транзит

  
5835
На фото: глава Счетной палаты РФ, председатель совета фонда "Центр стратегических разработок" Алексей Кудрин"  во время выступления в рамках XXII Петербургского международного экономического форума
На фото: глава Счетной палаты РФ, председатель совета фонда «Центр стратегических разработок» Алексей Кудрин" во время выступления в рамках XXII Петербургского международного экономического форума (Фото: Вячеслав Прокофьев/ ТАСС)

От главы Счетной палаты России Алексея Кудрина последовал неожиданный совет Риге на Петербургском международном экономическом форуме: если Латвия хочет восстановить экономические отношения с РФ, вернуть российский транзит, нужно сделать явные политические шаги.

То есть, если говорить нормальным человеческим языком, — прекратить гадить на Россию, клеветать на наших соотечественников в республике и сажать их в тюрьму за отстаивание права на русский язык.

Нет, конечно, таких слов аккуратный чиновный Алексей Кудрин не произнес, но это подразумевается.

— Даже Литва, в которой зашкаливает критика в адрес России, не сажает в тюрьму русских правозащитников, — говорит корреспонденту «Свободной прессы» политолог Юрий Долинский. —  Да, в Вильнюсе ругают их, ищут врагов на политическом поле, пугают народ «агентами Кремля», «Росатомом», «Газпромом», но в тюрьму не сажают, как это начали делать в Латвии.

Читайте также

Сейчас в рижском централе сидит лидер «Конгресса неграждан» Александр Гапоненко, был арестован и туда же отправлен известный правозащитник Владимир Линдерман, которого пока удалось вызволить из застенка его адвокату; уголовное дело заведено против лидера Русского союза Латвии, бывшего европарламентария Татьяны Жданок. Лишь потому, что они выступили против ликвидации русских школ — в Латвии проводится реформа школьного образования, предполагающая полный перевод обучения на госязык.

Заметим: эти люди выступают не против латышского языка, как представляют общественности латышские националисты. Латышский в школах учат. Правозащитники — за билингвальное обучение, обещанное Народным фронтом еще в период борьбы с Кремлем за независимость. И вот за мнение, за требование выполнять те обещания, в Латвии стали сажать в тюрьму. Я уж не говорю про постоянные антироссийские выпады руководства страны, заявления про влияние России на процессы в республике, на выборы в Сейм. Запугивания придуманной агрессией РФ. Латвия не вылезает их учений НАТО…

«СП»: — Ну, из учений НАТО не вылезают вся Прибалтика и Польша. И вы не совсем правы насчет тюрьмы в Литве. А разве полковник запаса Юрий Мель, который в ночь на 13 января 1991 года командовал танком в Вильнюсе и делал холостые выстрелы в воздух, не в тюрьме? Идет же суд по делу о тех событиях. Там грозят большие сроки.

— Это совершенно другое дело. Оно связано не с защитой прав нацменьшинств в независимой стране, а с трагическими событиями в СССР в период его распада и различными их трактовками — защитниками Союза и литовской прокуратурой, местной элитой. Но вы задали вопросы о причинах падения российского транзита через Латвию, проблемах во взаимоотношениях России в экономике с Ригой. Ну и вот получается: с какой стати Россия должна создавать соседу режим благоприятствования в экономике, если сосед хает ее?

«СП»: — Ну так и Литва хает.

— Но Литва, по крайней мере, на официальном уровне, не просит режим благоприятствования от России и даже наоборот: попытки нормально сотрудничать с РФ в экономической сфере пресекаются президентом Далей Грибаускайте и местными правыми, уверяющими, будто это опасно для суверенитета. Из-за желания одного из ведущих политиков Литвы привлечь инвестиции «Росатома» разразился скандал, было затеяно целое расследование, ему пришлось распрощаться с должностью вице-спикера Сейма и вообще покинуть парламент по «собственному желанию». Намеки литовского премьера Саулюса Сквернялиса о необходимости наладить экономические отношения с Россией, как пытаются в Германии и в Финляндии, тоже были пресечены.

Можно рассуждать, какой вред наносят экономике Литвы такие радикальные действия. Но в отличие от Вильнюса Рига устами своих политических лидеров, кроме радикалов из Национального объединения, постоянно твердит о желании экономического сотрудничества с РФ, особенно в сфере транзита. Правда, ее позиция противоречива. Мэр Вентспилса Айварс Лембергс хотел принять предложение участвовать как порт в реализации проекта «Северный поток-2», но правительство запретило. И тем не менее в целом в отличие от Литвы в Латвии жаждут экономического сотрудничества с Россией. Вот Кудрин и дал понять: с какой стати, если вы гадите?

«СП»: — И что, Латвия может изменить позицию?

— Может. Таковы жизненные требования и опосредованное желание ее элиты. Но не скоро. Это долгий процесс. Вот сейчас Европа, кажется, под влиянием политики Трампа начинает осознавать такую необходимость. Какие-то шаги начали делать Германия и Франция, и так потерявшие много из-за антироссийских санкций. Но Трамп обостряет борьбу интересов между Россией и США. Во что это выльется с учетом роли сателлитов трудно сказать. Посмотрим. Как говорят люди — «лишь бы не было войны».

Читайте также

«СП»: — Ну, скажем, Латвия сделает предложенные Кудриным явные политические шаги. Россия пойдет навстречу?

— А вот тут я не уверен и не совсем согласен с главой Счетной палаты. По очень простой причине. Россия, отказываясь от экономического благоприятствования своим соседям-недругам, себе ведь не гадит в карман, а следует принципу целесообразности. Она же не отказывается от транзита как такового, а переводит его в свои порты, развивает их. Речь и об Усть-Луге, и о Калининграде, о других портах. То есть то, что ушло — то ушло. Вот, скажем, за март-апрель 2018 года все латвийские порты перевалили на 12,1% меньше грузов по сравнению с тем же периодом 2017 года. Этот процесс продолжается.

«СП»: — А в Клайпедском порту ситуацию нормальная.

— Потому что через него переваливает грузы, в основном калийные удобрения, Белоруссия. В Латвии же ситуация иная. Падает транзит и на местной железной дороге. Ее глава Эдвинс Берзиньш недавно сообщил, что число сотрудников латвийской «железки» в прошлом году сократилось на 300 человек, а в целом за последние несколько лет — на тысячу. А член правления аэропорта Rīga, эксперт по транспорту Талис Линкайтс публично признал: невозможно компенсировать потерю грузов, которые шли со стороны России, даже с появлением новой железной дороги Rail Baltica.

«СП»: — То есть призыв Кудрина бесполезен для Латвии?

— Не совсем. Сомневаюсь, что транзит восстановится — не станут же возвращать какие-то грузы из российских портов в порты Латвии? Но его падение может замедлиться при определенных политических шагах Риги. Могут быть и другие позитивные события. Директор РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о развитии новых направлений перевозки угля, и Латвии там нет. Зато есть Калининград, Мурманск, Дальний Восток, Финляндия и даже Азербайджан, Грузия и Турция. Полюбит, условно говоря, Латвия Россию — может, и она появится на картах РЖД.

Санкции: Путин прокомментировал санкции США и напомнил Трампу о встрече

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, публицист, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня