Общественная палата РФ попросит отложить исполнение решений суда по поселку «Речник», которые находятся у приставов. Об этом заявил член Общественной палаты, адвокат Анатолий Кучерена по итогам экстренного заседания палаты, посвященного сносу домов в московском поселке. По словам адвоката, «вызывают сомнения те решения судов, которые были вынесены». А ситуация в поселке «Речник» вообще «далека от правового разрешения». «Считаем, что позиция московских властей дискредитирует принципы правового государства», — подчеркнул Кучерена.
На экстренное заседание палаты были приглашены префект ЗАО Юрий Алпатов, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин, руководитель департамента земельных ресурсов Виктор Дамурчиев. Однако никто из представителей московских властей не явился, что, по мнению Кучерены, «говорит об их отношении к проблеме».
Кто стоит за дракой возле «Речника», и как скажется конфликт на судьбе его главного зачинщика, мэра Юрия Лужкова, рассуждает политолог Дмитрий Орешкин.
«СП»: — Дмитрий Борисович, федеральные телеканалы быстро встали на сторону «Речника». Адвокат Кучерена заявил, что в ближайшие пару дней встретится с президентом Медведевым, и расскажет о сносе поселка главе государства. Складывается впечатление, что федеральные власти хотят использовать «Речник» чтобы уязвить Лужкова. «Речник» может послужить поводом для снятия мэра Москвы?
— Это фундаментальный вопрос — кто командует территориями. То, что лужковская команда не пошла на заседание Общественной палаты — вполне логично, в рамках той феодальной структуры, которая выстроила вертикаль. Смотрите: как бы есть вертикаль, и государь-президент (точнее, премьер) всем руководит. Но при этом есть точно проговоренные, но не прописанные в законе — потому что, на самом деле, они нелегальны — разграничения рамок ответственности местных феодалов и федерального монарха.
Лужков был искренне убежден, что «Речник» — это его земля, его право и его крепостные. Что, если он хочет снести эти дома, это его святое феодальное право, потому что он там хочет построить что-то более важное для него. Или отдать землю более нужным для него людям. А этих — смахнуть. Это организуется, естественно, под неким формальным соусом. Находятся бумаги — они, конечно, не в порядке. Суд принимает решение —
«СП»: — И как в таком случае должно было действовать начальство?
— По правилам игры, высшее начальство должно было сказать: ребята, вы — крепостные Лужкова. С ним и разбирайтесь. Он должен вас немного посечь на заднем дворе, а потом отобрать ваши земли и сделать так, как считает нужным. Не царское это дело — вмешиваться в такого рода масштабы.
«СП»: — Что помешало так отреагировать в случае «Речника»?
— Конфликт подхватили СМИ, к делу подтянули Общественную палату. Тут люди из окружения президента сообразили, что таким образом можно решить проблему не «Речника» (кого волнуют судьбы крепостных?), а систему взаимоотношений между монархом и феодалом, который слишком много себе позволяет.
«СП»: — То есть, федералы использовали момент?
— Да, не думаю, чтобы это специально так затевалось. Просто кремлевской элите представилась возможность сильно прищемить хвост Юрию Михайловичу. В свое время Кучерена это делал — и неплохо — с Бутовым: Лужков, ограничив свое своеволие, пошел тогда по правильному пути — дал жителям Южного Бутова квартиры, и скандал был погашен. Сейчас, зная ситуацию с отношениями между Кремлем и Лужковым, Кучерена затевает еще более серьезную игру, используя негодование народа. Между прочим, думается мне, не очень-то правое негодование — наверняка документы были действительно кривые. Но тут вмешивается другое — крупные политические интересы. Кремль вряд ли может позволить себе пройти мимо, не наступив на любимый мозоль Лужкова.
«СП»: — То есть Лужкову с помощью «Речника» показывают, кто в доме хозяин?
— Да, тут хороший шанс, отчего им не воспользоваться? Общественное мнение, как всегда, на стороне пострадавших. А закон как был неуважаемым — как снизу, так и сверху — так и остался.
«СП»: — А как вам реакция Лужкова?
— Лужков реагирует на это очень болезненно. Например, делает очевидные пропагандистские заявления насчет того, что после «Речника» развалит «Остров фантазий». Предельно понятно, что это популизм. Никто ему «Остров фантазий», битком набитый министрами и генералами ФСБ, развалить не даст. Лужкова, скорее, в отставку отправят. Но то, что он так заявил, показывает, что мэр серьезно относится к конфликту возле «Речника», это для него очень серьезный момент.
«СП»: — Чисто технически, как будет развиваться наезд на Лужкова? Кучерена сходит к Медведеву, это послужит сигналом?
— Ожидать наезда мы можем. Хотя гарантировать этого я, конечно, не могу. Мы давно наблюдаем, как готовятся и реализуются наезды на мэра. Может, это необдуманная стратегия. Но при каждом проколе мэра используется вполне путинская стратегия ослабления его группы: сильные лужковские игроки выводятся. Сначала вывели Шанцева, Бооса и Меня. Потом, после неприятностей с майором Евсюковым, поменяли главу ГУВД. Вот сейчас позиция у Лужкова, с точки зрения массового мышления — проигрышная. Значит, и здесь его будут ущучивать. Думаю, не сразу, но в чисто путинской стилистике кадровых решений, Лужкова могут как-то отделить от его верных людей. Или объяснить этим верным людям, что они не на того работают.
Как заседала Общественная палата
Удастся ли отстоять «Речник», рассуждает координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов:
— На заседании присутствовала группа жителей поселка. Как сообщил один из них, Андрей Артеменко, заседание прошло конструктивно. Практически все члены Общественной палаты, которые выступали — и Анатолий Кучерена, и Генри Резник, и правозащитник Брод — высказались в поддержку жителей поселка.
Члены палаты, проведя первичную проверку, нашли ряд нарушений в ходе реализации решений судов судебными приставами. Они также усомнились, почему иски были выдвинуты индивидуально к жителям поселка, а не ко всему садоводческому товариществу. По сути, необходимо сначала разобраться в целом с юридическим лицом, которое находится на этой земле, и лишь потом апеллировать к гражданам. Кроме того, было установлено, что у жителей еще в 1970-е были разрешения на постройку домов, хотя власть сейчас пытается убедить нас в том, что ничего строить там было невозможно — только сажать деревья да копать огород.
«СП»: — И чем закончился разговор?
— По итогам заседания была принята резолюция с обращением ко всем органам власти — и московским, и федеральным, включая прокуратуру, с просьбой оказать содействие и принять меры по приостановке судебных решений, по созданию согласительной комиссии и поиску компромисса по этой конфликтной ситуации. По мнению представителей Общественной палаты, ни в коей мере нельзя говорить, что вся вина за сложившуюся ситуацию лежит на гражданах, нельзя говорить, что они незаконно захватили землю. Здесь налицо правовая коллизия. И цивилизованная власть должна садиться за стол переговоров, и с каждым владельцем участка в поселке решать вопрос индивидуально — предлагать компенсацию, альтернативные варианты. Словом, искать конструктивный выход.
«СП»: — Но представители правительства Москвы на заседание не явились?
— Да, и это характерно. Это прецедентный случай: обычно приглашенные на заседание палаты приходят, отвечают на вопросы. Здесь же приглашение было проигнорировано. Пришел только директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков. Ничего внятного он донести до членов Общественной палаты не смог. На их обращение, что необходимо пока приостановить исполнение судебных решений он сказал, что у него нет пока распоряжения от руководства, но они будут этот вопрос рассматривать.
«СП»: — А сами жители что говорят?
— Жители активно выступали. Их позиция, в общем, совпадает с тем, что записано в итоговой резолюции. Анатолий Кучерена в ближайшие два дня должен идти на прием к президенту Дмитрию Медведеву, и там тоже озвучить проблему поселка «Речник», а также донести до президента мнение Общественной палаты. Возможно, это повысит шансы на то, что ситуация из стадии конфронтации перейдет в стадию переговоров и поиска компромисса.
«СП»: — В поселке 1 февраля были попытки продолжить снос?
— В поселке действий по сносу пока не проводилось. Возможно, это вызвано тем, что жители с 6 часов утра заблокировали своими автомобилями подъезды к поселку. Возможно, это вынудило приставов не проводить активные действия, иначе им пришлось просто-напросто проводить там силовую акцию — растаскивать машины, оттеснять людей. Возможно, во время заседания палаты им не хотелось этого делать.
«СП»: — Какие итоги можно подвести?
— Это небольшой шаг вперед, небольшой успех для жителей. Главное сейчас — не ослаблять сопротивление. Не терять контроля над ситуацией и продолжать оборонять поселок — демонстрировать властям, что они и дальше настроены защищать свои дома. Может, в совокупности их позиция, и позиция Общественной палаты, даст результат: отступать жителям на данном этапе действительно некуда.