четверг, 24 сентября
совместно с Жэньминь жибао
Политика / Китай сегодня
5 августа 2018 09:09

Китайский «Снежный дракон» идет на Арктику

Северные территории России попали в зону интереса Пекина

6251
На фото: исследователи с китайского ледокола Xue Long («Снежный дракон») во время работы
На фото: исследователи с китайского ледокола Xue Long («Снежный дракон») во время работы (Фото: Imago/TASS)
Материал комментируют:

Ледяные просторы Крайнего Севера не дают покоя американцам, канадцам, норвежцам и даже китайцам. А какой интерес к Арктике у Поднебесной?

Зачем Китаю ледоколы

Недавно на острове Чансин в Шанхае была начата стыковка основных блоков ледокола Xuelong 2″ - «Снежный дракон». Собирать их планируют до конца августа 2018 года, потом наступит стадия отделочных работ и установки оборудования, а через год, летом 2019 г., суперсовременный ледокол будет готов. Он сможет, если верить китайской прессе, ломать полутораметровый лед и ходить на 14 тыс. морских миль.

Зачем Китаю ледокол? Ведь Поднебесная выходит лишь к морям Тихого океана. Дело в том, что бурное экономическое развитие Китая подразумевает и его дальнейшую экспансию — не только на европейские, азиатские, американские рынки, но и в «холодные широты», будь то Арктика или Антарктика. Пекин заявляет о себе как о сверхдержаве будущего, которая может и должна претендовать на активное присутствие в арктическом пространстве. Еще в начале 2000-х гг. Китай провозгласил себя околоарктической страной. В 2004 г. Поднебесная открыла постоянную арктическую станцию в Ню-Олесунн на Шпицбергене.

Читайте по теме

Сейчас Китай больше всего интересует в Арктике два направления. Первое — Северный морской путь. Пекин заявляет о развитии «Шелкового пути», который должен пронизывать всю Евразию, связывая Китай с Европой. Арктическая магистраль — самый быстрый путь «из варяг в китайцы». Конечно, упустить такую артерию в Китае просто не могут и ждут, пока по ней пойдет «Снежный дракон».

Второе направление китайских интересов в Арктике — природные ресурсы. Известно, что арктические пространства таят колоссальные запасы нефти и газа. За Северным полярным кругом только открытых газовых месторождений более 400, что говорить о тех месторождениях, которые еще не разведаны. Растущая китайская экономика испытывает большую потребность в дешевых энергетических ресурсах, а газ Арктики в этом отношении очень интересен — ведь Северный морской путь не контролируется Соединенными Штатами. Кстати, Владимир Путин также высказывался в поддержку российско-китайского сотрудничества в Арктике, в том числе и в плане использования Северного морского пути.

Общее не значит американское

Еще раньше, чем Китай, положили глаз на Арктику США и Канада. В Вашингтоне очень недовольны тем, что сейчас Северный морской путь контролирует Россия, и настаивают на том, что эта артерия должна быть общей. Но где «общее», там «ничье», а где «ничье» — туда приходят хозяйничать по праву сильного. Видимо этого и добиваются в Белом доме, когда пытаются подвести под свои экономические и политические амбиции нормы международного права.

У США есть своя Арктика — Аляска, которая тоже имеет богатые природные ресурсы. Но Вашингтон больше заинтересован в контроле за Северным морским путем, а также в противостоянии наращиванию российской военной мощи в арктических широтах. Между тем, некоторые аналитики считают, что именно в Арктике США и Россия могут и должны продуктивно сотрудничать и у них есть все шансы наладить отношения именно с помощью арктической дипломатии.

Кому принадлежит Арктика по праву

О правовых нюансах контроля за арктическими пространствами и о возможных рисках проникновения иностранцев в Русскую Арктику «Свободной прессе» рассказал адвокат и политик Илья Рейзер.

«СП»: — В последнее время много говорят о том, что права на Арктические территории должны иметь все желающие страны, что Арктика не может быть собственностью лишь России или Норвегии, Канады. Так ли это с правовой точки зрения?

— Начнем с того, что какого-либо договора, который бы четко определял правовой статус Арктики, не существует. Можно вспомнить о соглашении почти столетней давности, когда Советский Союз, США, Канада, Норвегия и Дания поделили Арктику на пять зон. Самая большая зона влияния досталась Советскому Союзу, а сейчас ее наследует Россия. Можно считать, что Арктика является естественным продолжением материковой части России. Такой позиции сейчас придерживается наша страна, поэтому США, Канада и другие страны, которые могли бы претендовать на влияние в Арктике, сильно недовольны. Тем более, если учитывать, какие преимущества может дать контроль над Арктикой в будущем — и с экономической, и с военно-политической точек зрения. Также можно вспомнить о Конвенции по морскому праву. Россия ратифицировала ее в 1997 году. Согласно конвенции, 12-мильная зона является территориальными водами, а ближайшие 200 миль — зоной со свободным судоходством, но с контролем государства над природными ресурсами. Но именно природные ресурсы Арктики и будоражат сейчас и китайцев, и американцев.

«СП»: — Чем чреват допуск иностранных акторов — компаний, государств в Российскую Арктику? Каковы экономические и политические риски?

— Во-первых, Северный морской путь — кратчайшая артерия, связывающая Азию и Европу. Глупо, если наша страна не будет пользоваться такими преимуществами. Во-вторых, эксплуатация природных ресурсов Арктики, которые до конца еще не изведаны, будет иметь все более растущее значение для экономики. Лучше, чтобы эксплуатацией этих ресурсов занимались мы, а не китайцы или американцы. Если иностранные компании станут активно участвовать в освоении Арктики, они будут действовать исходя из интересов своих стран. Кроме того, Арктический регион очень важен с военно-политической точки зрения — здесь находится наш Северный флот, ядерное оружие, поэтому ни в коем случае нельзя упускать ситуацию из рук.

Читайте по теме

«СП»: — Если говорить конкретно о Китае, то представляет ли китайская экспансия угрозу российским интересам в Арктике?

— Для Китая Арктика имеет сейчас колоссальное значение. Ведь в Пекине озадачены вопросом развития «Шелкового пути», частью которого считают и Северный морской путь. Китайцы рассчитывают использовать СМП для транзита грузов в Европу. Сейчас главная задача КНР — диверсифицировать торговые маршруты, чтобы снизить зависимость от США и их союзников. Пока интересы Китая и России в этом совпадают, однако здесь нужно соблюдать очень четкую границу, чтобы не упустить контроль над арктическим маршрутом. Китай — важный партнер, но он всегда действует сугубо в своих интересах, а нам нельзя забывать о своих.

«СП»: — Есть ли какие-то законы, нормативные акты о присутствии Китая на Дальнем Востоке, в Сибири? Возможно ли принятие их в отношении Арктики?

— Как мы знаем, таких договоров и соглашений было подписано довольно много. В основном они относятся к участию китайского бизнеса в освоении дальневосточных и сибирских территорий. Инвестиции безусловно очень важны для экономики страны, а также для укрепления экономических связей, где каждая из стран преследует свои интересы.

Новости Китая: В Китае изобретатель-самоучка создал летающий мотоцикл

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Игорь Шатров

Заместитель директора Национального института развития современной идеологии

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня