Россия ввела ответные пошлины на товары из США
Седьмого августа вступает в силу т.н. «блокирующий статут», который позволяет европейским компаниям игнорировать санкции США против Ирана. Об этом сообщила представитель Еврокомиссии Мина Андреева.
В Брюсселе этот шаг объяснили желанием защитить европейские компании, которые ведут бизнес с Тегераном.
Кроме того, Евросоюз выразил «глубокое сожаление» в связи с восстановлением США санкций в отношении Ирана.
«Мы глубоко сожалеем по поводу возобновления санкций со стороны США в связи с выходом из СВПД. Этот план призван обеспечить исключительный мирный характер иранской программы, что подтверждается Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в его 11 последовательных докладах. Это ключевой элемент глобальной архитектуры ядерного нераспространения, имеющий решающее значение для безопасности Европы, региона и всего мира. Мы ожидаем, что Иран продолжит в полном объеме выполнять все свои ядерные обязательства по СВПД», — говорится в совместном заявлении главы европейской дипломатии Федерики Могерини и министров иностранных дел Франции, Германии и Великобритании (т.н «евротройка»).
Россия ввела ответные пошлины на товары из США
В нем также отмечается, что «отмена санкций, связанных с ядерной областью, является неотъемлемой частью сделки — она направлена на то, чтобы оказать положительное влияние не только на торгово-экономические отношения с Ираном, но и, самое главное, на жизнь иранского народа». «Мы полны решимости защищать европейских экономических операторов, занимающихся законным бизнесом с Ираном, в соответствии с законодательством ЕС и резолюцией 2231 Совета безопасности ООН. Именно поэтому обновленный закон Европейского союза о блокирующем статуте вступает в силу 7 августа для защиты компаний ЕС, ведущих законный бизнес с Ираном, от воздействия экстерриториальных санкций США», — говорится в документе.
При этом подчеркивается, что остальные стороны-участницы СВПД «обязались работать, в частности, над сохранением и поддержанием эффективных финансовых каналов с Ираном и продолжением экспорта Ираном нефти и газа».
«По этим, как и по другим темам, наша работа продолжается, в том числе с третьими странами, заинтересованными в поддержке СВПД и поддержании экономических отношений с Ираном. В предстоящие недели эти усилия будут активизированы и пересмотрены на уровне министров», — сказано в заявлении.
Напомним, регуляция позволяет европейским компаниям игнорировать международные ограничения, введенные третьими странами. Если европейская компания из-за торговли или другого бизнеса с Ираном окажется под американскими санкциями, то она сможет претендовать на получение компенсации от Еврокомиссии. Статут предполагает покрытие любых убытков, возникших в связи с санкциями США, в том числе оплату юристов. Обратиться за компенсацией можно только после применения санкций со стороны США к европейским компаниям.
В июле главы МИД стран — членов ЕС одобрили поправки в «Блокирующий статут». Они предполагают запретит базирующимся в ЕС компаниям разрывать деловые связи с Ираном.
Напомним также, что данный механизм уже применялся Евросоюзом в 1996-м году в отношении антикубинских санкций, его действие также было распространено на принятые США в том же году ограничения против Ирана и Ливии.
— Евросоюз ощущает давление со стороны США по всем направлениям, — отмечает заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Это и пошлины на сталь и алюминий, угроза санкций в связи со строительством «Северного потока — 2», антииранские санкции, не говоря уже о требовании повысить расходы на НАТО и прочих указаниях из Вашингтона. В этих условиях Евросоюз сделал попытку отстоять свою субъектность. По вопросу пошлин Юнкер в конце июля даже летал в Вашингтон и получил какие-то обещания от Трампа. И в данном случае, расчет сделан на то, что Вашингтон все же пригласит ЕС к переговорам и будет найден компромисс. В ЕС приняли политическое, а не экономическое решение. Ну не хочется европейцам верить в то, что их мнение — это последнее, что беспокоит США.
«СП»: — Чем ответят Штаты? К чему приведет эта санкционная война? Как долго, по-вашему, продлится это противостояние?
— Трамп находится в состоянии эйфории после видимости успеха переговоров с КНДР. Именно видимости, потому что результат их пока не ясен. Тем не менее Трамп решил ковать железо, пока горячо, и таким же кавалерийским наскоком обуздать Иран. Велика вероятность того, что об Иран США обломают зубы, и на уступки придется идти Вашингтону, а не Тегерану. Правда, позиция ЕС к этому не будет иметь никакого отношения.
«СП»: — В ЕС обещают компенсации компаниям, которые попадут под санкции. Кто и как это будет компенсировать? За чей счет?
— Механизм реализации «блокирующего статута» не до конца ясен. Повторюсь, статут имеет, скорее, политическое, чем экономическое значение. Трудно представить, например, как в нынешней ситуации, когда Белый дом столь резок в поступках, будет реализовываться запрет на уход европейских компаний из Ирана под американским давлением. Компании ставятся перед выбором, кого ослушаться: ЕС или США. В условиях угроз с обеих сторон невозможно эффективно вести бизнес. Полагаю, что европейские компании в ситуации такой неопределенности все же будут уходить из Ирана.
«СП»: — Насколько далеко готов пойти Трамп? Для него тут главное добиться уступок от Тегерана или прогнуть Европу?
— Санкционное давление на Тегеран направлено на смену режима в Иране. Это конечная цель, к которой Штаты стремятся как союзник Израиля. Известно, что в Иране на фоне новых американских санкций проходят антиправительственные протесты. Это создает у Вашингтона иллюзию эффективности давления. А Европа? Европа, как я уже сказал, просто попала под горячую руку.
«СП»: — Как следует реагировать России и Китаю? Нам-то точно никто ничего компенсировать не будет…
— Россия и Китай в условиях торговой войны всех со всеми получили возможность для более тесного сотрудничества. Нам никто не мешает развивать двухсторонние отношения, при этом проводя сделки в национальных валютах. Если грамотно воспользоваться моментом, то в нынешних условиях можно даже выиграть, как минимум, ничего не потерять.
— Евросоюз решился пойти против конкретного Дональда Трампа, чья политика по отношению к Тегерану идёт вразрез с достигнутыми ранее администрацией Обамы договорённостями, — считает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Антииранская позиция нынешнего американского президента не разделяется не только руководством ЕС, но и многими политиками в самих США, прежде всего, конечно, демократами.
«СП»: — Насколько игнорирование этих санкций важно для ЕС? Потери от них больше, чем потери от гипотетической напряженности с Вашингтоном?
— Брюссель, как и вашингтонские демократы, не считает, что Трамп и ассоциированный с ним подход к международным делам — это всерьёз и надолго. Предполагается, что это временное явление, досадная девиация, и скоро всё вернётся на круги своя. В этой связи лёгкая или даже средняя степень конфронтации с США для Европы не страшна. Кроме того, ЕС не является, собственно говоря, государством, это пространство договорённости почти тридцати стран, с различными интересами и политико-экономическим «весом». Вести «собственную» политику в глобальном мире Европа не сможет, ей и в дальнейшем придётся так или иначе сопрягать свои действия с США (хотя бы для того, чтобы не пришлось их «сопрягать» с Китаем). Также следует добавить, что никто в Европе не считает Иран угрозой непосредственно для себя. Все понимают, что риторика, обвиняющая Иран в том, что он является «главным государственным спонсором терроризма в мире», — это всего-навсего производная от мощного произраильского лобби в США, а не обозначение некоего реального положения дел в регионе или мире.
«СП»: — Насколько эффективна будет эта блокировка, и чем ответит Трамп?
— Трамп ответит твитом и, возможно, некоторыми дополнительными санкциями. Евросоюз при желании способен защищать собственный бизнес, что уже было продемонстрировано в середине 1990-х годов в ситуации с санкциями США против Кубы.
Антироссийские санкции — внутриполитический навар к выборам в Конгресс
«СП»: — Сообщается, что европейские компании, которые попадут под санкции, получат компенсации. За чей счет? Откуда деньги? Не надорвется ли Европа?
— Европа не надорвалась из-за антироссийских санкций, ударивших по существенной части собственных экспортёров. Иранский же рынок и, соответственно, количество компаний, там работающих, существенно скромнее и, значит, их поддержка обойдётся дешевле. Что касается механизмов компенсации, то, очевидно, они будут такими же, как и в истории с Кубой в позапрошлом десятилетии.
«СП»: — Как долго, по-вашему, продлится это противостояние? Есть ли выход из замкнутого круга без потери лица для обеих сторон?
— Следует исходить из того, что США и ЕС — это две части одного целого, называемого Западным миром. Любые нестроения в их отношениях — это исключительно внутрисемейные ссоры, которые не перерастут во что-то большее и со временем стихнут, при этом каждый сможет сохранить лицо. Причём в этой семье процедура развода не предусмотрена просто по целому ряду причин, причём военное присутствие Америки на европейском континенте — не единственная и даже не сказать, что главная из них на сегодняшний день.
Что касается времени, то нынешнее противостояние двух берегов Атлантики, как представляется, закончится с приходом в Белый дом новой администрации. Для США характерно чередование президентов-республиканцев и демократов, поэтому через два или через шесть лет новая администрация, традиционно обвинив предшественников в неправильном отношении к союзникам, изменит политику в отношении Европы.
Новости политики: Франция заявила о начале торговой войны между США и Европой