Москва начинает учения корабельной группировки в Средиземном море

Держа «в черном теле» россиян, Кремль не прочь развивать внешнеполитические контакты, создающие руководителям страны репутацию «крутых парней». Завершая войну в Сирии, Москва заинтересовалась еще и соседним Ливаном. На это обратили внимание мировые СМИ.
По информации Channel NewsAsia, которая ссылается на французское агентство AFP, в Ливане, где сильно влияние Парижа и Вашингтона, Москва взяла на вооружение в первую очередь «мягкую силу». Цель — «пустить глубокие корни в этой маленькой средиземноморской стране», используя культуру, бизнес-связи и традиционную дипломатию.
Так, при поддержке российского посольства в Бейруте только за минувшее лето там открылись три центра по изучению русского языка. На северо-востоке страны ожидается открытие Дома российско-ливанской культуры. Кроме того, десятки студентов из Ливана получили стипендии для обучения в России.
Также ведутся переговоры о поставках сельскохозяйственной продукции из Ливана в Россию. Причем, экспорт России в Ливан за последние годы удвоился и достиг объема в 770 млн. долларов, что для небольшой страны с населением всего несколько миллионов человек очень даже немало.
Москва начинает учения корабельной группировки в Средиземном море
Но самое «сладкое» — возможность участия российских нефтяных компаний в разработке газовых месторождений у побережья Ливана. Речь, в частности, идет о компании «Новатэк». Правда, для этого им придется выиграть тендер, подчеркнул глава МИД Ливана Джебран Басиль в интервью ТАСС во время недавнего визита в Москву.
Последнее обстоятельство красноречиво. Одной из тем переговоров Басиля с Сергеем Лавровым был возврат на родину сирийских беженцев. Их в Ливане 1,5 млн. человек. «Представьте, что в Россию въехало более 100 млн. китайцев. Это масштаб того, что происходит в Ливане», — проиллюстрировал картину ближневосточный министр.
Правда, процесс возвращения зависит от темпов восстановления Сирии, подчеркнул Басиль. Пока есть сомнения, что это будет сделано быстро. Запад, как известно, отказался участвовать в финансировании мирной жизни этой страны, сославшись на неприемлемость власти Башара Асада. А ресурсы России не безграничны — своим пенсионерам не хватает.
Россия хотела бы расширить и военное сотрудничество с Ливаном и даже некоторое время назад предлагала на безвозмездной основе — бесплатно, самолеты Миг-29, вертолеты Ми-8 и танки Т-72. Однако, Бейрут тогда отказался из-за страха потерять военную поддержку со стороны США на сумму в 1,6 млрд. долларов.
После этого, как сообщала ливанская газета Ad-Diyar, в отношениях России и Ливана наступило похолодание, а президент Путин дал указание МИД РФ игнорировать отношения с Бейрутом и не приглашать ливанских чиновников в Москву. Очевидно, сейчас планы Кремля изменились. Аппетит приходит во время еды?
Политолог Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид) видит в экспансии Кремля в Ливан развитие сирийской кампании.
— Российские планы и действия в связи с Ливаном объясняются логикой затяжного конфликта в Сирии. Ведь Ливан и Сирия представляют собой в принципе единую территорию в политическом, экономическом, инфраструктурном плане (до 1926 года это была одна страна — авт.). Примерно, как Россия и Украина. Там и границы как таковой нет, люди перемешиваются. Не зря же Асад в свое время фактически оккупировал Ливан. Да, и «Хезболла» и там, и там присутствует.
«СП»: — Что конкретно может хотеть Россия от Ливана?
— Москва может быть заинтересована в расширении своего присутствия на морском побережье Средиземного моря. Потому что Тартус и Хмейним очень уязвимы во всех отношениях. И поэтому, возможно, есть цель использовать еще и ливанское побережье.
То есть, логика во всем этом есть, правда, немного странная, так как до сих пор мы не очень понимаем, зачем вообще в Сирии находимся. Ответив на вопрос по Сирии, мы поймем, чего хотеть от Ливана.
«СП»: — Ну, как же, уничтожаем международный терроризм на дальних подступах. Правда, «Хезболла» долгое время в нашей стране тоже считалась террористической организацией…
— «Хезболла» сейчас единственная сила, которая контролирует ситуацию в Сирии «на земле» с точки зрения интересов Асада и России. Если она уйдет, «на земле» Асад провалится. У нас нет возможности послать туда серьезный наземный контингент, а у Асада армия обескровлена, измотана войной.
«СП»: — Ну как же, а знаменитые «Силы тигра»?
— Все эти группировки типа «Силы тигра» и прочие — это на самом деле частные военные компании сирийских олигархов. Государству они подчиняются в минимальной степени. Конечно, у Асада есть Республиканская гвардия Сирии, но это небольшие силы, которых недостаточно даже для контроля Дамаска. Если «Хезболла» уйдет, все рухнет.
«СП»: — То есть «Хезболла» в некотором смысле «сшивает» общее пространство Сирии и Ливана?
— В Ливане «Хезболла» самая мощная вооруженная группировка. Она доминирует. Остальные значительно слабее. Но сунниты на севере Ливана все равно никогда не будут подчиняться «Хезболле». В политическом смысле Ливан остается разобщен на шиитов, суннитов, христиан, армян
Об особенностях политической системы Ливана «СП» рассказал ведущий сотрудник Центра ближневосточных исследований МГИМО Александр Крылов.
— Ливан живет в условиях религиозно-политической системы государственного управления. Президентом там может быть только христианин, премьером мусульманин-суннит
В свое время «Хезболла» возникла как организация, которая поставила своей целью любыми средствами, в том числе экстремистскими, мы бы назвали их террористическими, добиться укрепления политических и социальных позиций шиитской общины, прекращения гражданской войны в Ливане (шла с 1975 по 1990 год — авт.) и освобождения той его части, которая была оккупирована Израилем. Израиль из-за этого занимает в отношении «Хезболлы» очень жесткую позицию.
В космосе запахло битвой орбитальных перехватчиков
«СП»: — Российские руководители не очень-то жалуют такого рода людей…
— «Хезболла» в свое время очень многими странами, США, Европой и, естественно, Израилем, была признана террористической организацией. А вот в России, Китае, Индии, Бразилии, некоторых других странах отношение к «Хезболле» иное. Мы не считаем ее террористической и даже поддерживаем с ней тесные контакты. Тем более что сама «Хезболла» после прихода к руководству шейха Хасана Насраллы в значительной степени трансформировалась и сильно отличается от того, что было в 1980-е годы.
Сейчас «Хезболла» стремится представить себя в большей степени как политическая сила Ливана, которая пытается реформировать его политическую систему политическими методами. И у нее немалые успехи. Территории, которые контролируются «Хезболлой» и где проживают шииты, экономически достаточно развиты, там хорошая социальная обстановка. Туда даже потянулись представителей других конфессий, в том числе и сунниты, которые поддерживают «Хезболлу» за ее заботу о населении.
Кстати, контакты России с «Хезболлой» позволяют иметь информацию о ее политической позиции, генеральной линии, в том числе и для третьих стран.
Ближневосточные войны: Боевая авиация под командованием Саудовской Аравии нанесла 11 ударов по Йемену
Война в Сирии: Российский посол предупредил США о последствиях агрессии против Сирии