Ведомство Рогозина из космического извозчика рискует превратиться в космического ассенизатора
Личный рейтинг Владимира Путина падает — уже до рекордно низких отметок. В этой ситуации Кремль пытается вернуть доверие граждан к президенту. А еще через несколько лет придется решать еще одну задачку, посложнее, — обеспечить транзит к власти к «преемнику».
Министры едут из Белого дом в Кремль
«Губернаторопад» в России продолжается: только за один день, 11 октября, президент принял «добровольную» отставку глав сразу трех регионов — руководителей Башкирии Рустэма Хамитова, Курской области Александра Михайлова и Забайкальского края Натальи Ждановой.
Столь массовой отставки губернаторов в России не было давно. Причем она особо примечательна тем, что в этот же день президент не только принимал заявления от покинувших посты региональных глав, но еще и успел провести совещание с членами правительства России — чего также не бывало очень давно.
Сначала в Белом доме премьер-министр Дмитрий Медведев провел полноценное заседание правительства, на котором обсуждали изменения в Бюджетный кодекс — чтобы губернаторы, которые вовремя не успели потратить выделенные из федерального бюджета субсидии, могли без проблем (и длительных согласований) получать их на новый срок.
Ведомство Рогозина из космического извозчика рискует превратиться в космического ассенизатора
Обсудив бюджетную дисциплину, члены правительства из Белого дома переместились в Кремль, где совещание провел уже президент Владимир Путин: на сей раз обсуждали состояние инфраструктуры. Скажем, министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев отчитывался о том, как регионы готовятся к отопительному сезону, министр спорта Павел Колобков — о подготовке к зимней Универсиаде-2019 в Красноярске (из бюджета выделяют дополнительно 5 млрд. рублей), а министр здравоохранения Вероника Скворцова — о прививках против гриппа.
Министры отчитывались перед президентом, и со стороны могло показаться, что идет полноценное заседание правительства. Именно так, наверняка, и мог подумать неискушенный зритель, включивший телевизор: ради прямого эфира с совещания в Кремле, в общем-то рутинного мероприятия, «Россия-24», даже прервала новостные сюжеты.
До Конституции доберутся, но позже
Симптоматично вдвойне, что появление Владимира Путина фактически во главе правительства произошло не только в разгар «губернаторопада», но и на фоне заявления председателя Конституционного суда России Валерия Зорькина о необходимости реформирования Основного закона.
По мнению Зорькина (которое он изложил в программной статье, опубликованной в правительственной «Российской газете»), принятая в 1993 году Конституция изобилует «недостатками». В их числе глава Конституционного суда отметил, в частности, недостаточную четкость в определении статуса администрации президента, органов прокуратуры, а также разграничения полномочий между президентом и правительством, между Федерацией и ее субъектами.
И хотя пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что конституционной реформы Кремль пока не готовит, а статья в «Российской газете» — это лишь личная позиция Зорькина, в политических кругах сразу же пошли разговоры по поводу возможного изменения Основного закона.
— Песков уже сказал, что планов менять Конституцию нет. И в данном случае он отражает консерватизм президента, который с годами только усиливается. Так что я в конституционную реформу в краткосрочной перспективе не верю — нет для нее необходимости и убедительного обоснования. Да, до Конституции когда-нибудь доберутся, но не в краткосрочной перспективе, — считает глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
Президенту надо быть ближе к народу
Вероятная цель конституционной реформы — обеспечить транзит власти в 2024 году, когда истечет срок полномочий Владимира Путина (второй подряд и четвертый в общей сложности). И хотя рейтинг доверия избирателей к Путину за последние месяцы всерьез пошатнулся, он по-прежнему остается самым авторитетным политиком в России — даже близко к нему не подбирается даже второй по популярности, премьер-министр Медведев. Скажем, судя по замерам ВЦИОМ, доля одобряющих деятельность Владимира Путина в сентябре составляла 63,7%, а Дмитрия Медведева — лишь 33,9%. Еще больший разрыв зафиксировал по итогам сентября и фонд «Общественное мнение» (ФОМ): Путину доверяли 58% опрошенных россиян, а Дмитрию Медведеву — лишь 24%.
На прожиточный минимум пенсионера, оказывается, можно шиковать
— Президенту и сотрудникам его администрации сейчас важно формировать образ руководителя, максимально вовлеченного в социальный контекст, в самые актуальные проблемы. Не отстраненного, не замкнутого на «высоких» задачах, но с вниманием следящего за жизнью населения, — объясняет логику политических технологий Кремля генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов. — В патерналистской среде, в условиях падения рейтинга и роста напряжения такая имиджевая стратегия оправдана.
Путин как бы отодвигает в сторону промежуточные фигуры и устанавливает прямую коммуникацию с народом. Путин играет роль харизматика. Да и правильно делает в такой ситуации.
Власть: Чиновница, рассказавшая о прелестях жизни на прожиточный минимум, уволена
Новости политики: Россиянам готовят пожизненного национального лидера