Нужно ли народным избранникам отказываться от привилегий ради сохранения авторитета
Тотальный провал «Единой России» на выборах всех уровней заставил Кремль судорожно искать варианты спасения партии власти. Ее стремительно падающий рейтинг хотят подправить за счет создания искусственной левой оппозиции — то ли из бывших единороссов, то ли из справороссов.
Единороссам больше никто не верит
«Единая Россия» переживает самый серьезный кризис с момента своего создания. В сентябре единороссы вчистую проиграли в трех регионах коммунистам — в Хакасии, Ульяновской и Иркутской областях единороссы потеряли контроль над парламентами.
Следом представители «Единой России» проиграли губернаторские выборы в Хабаровском крае (избрал представитель ЛДПР Сергей Фургал) и Владимирской области (избран либерал-демократ Владимир Сипягин). В воскресенье, скорее всего, будет избран губернатором Хакасии коммунист Валентин Коновалов — он осталсмя единственным кандидатом.
Из-за массовых фальсификаций были отменены результаты выборов в Приморском крае, которые, по утверждениям наблюдателей, фактически выиграл коммунист Андрей Ищенко.
Нужно ли народным избранникам отказываться от привилегий ради сохранения авторитета
Причем все это происходит на фоне неуклонного падения рейтинга партии власти и ее лидера премьер-министра Дмитрия Медведева. Так, по данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), рейтинг «Единой России» в течение 2018 года рухнул в полтора раза — с 53,2% в начале января до 36,7% в конце октября.
Еще больше, по подсчетам ФОМ, потерял Дмитрий Медведев: в январе его персональный рейтинг составлял 14,8%, а в конце октября — уже 8,1%.
Искусственная «Сила России»
На фоне снижения рейтингов «Единой России» растет популярность лево-патриотических партий и политиков. 9 сентября в Единый день голосования сумели преодолеть избирательный барьер и провести своих кандидатов в региональные парламенты несколько левых партий — спойлеров КПРФ.
Среди них «Партия пенсионеров России» (Забайкальский край), «Коммунисты России» (Хакасия, Ульяновская и Ростовская области, Ненецкий автономный округ), «Партия пенсионеров за социальную справедливость» (Смоленская область), «Патриоты России» (Кемеровская область), КПСС (Владимирская область).
Теперь эти партии получили право выдвигать своих кандидатов на грядущих в 2021 году выборах в Госдуму без сбора подписей.
Все эти провалы заставили Кремль задуматься о реформе политической системы — отголоски бурного обсуждения, какой она должна стать, звучат в многочисленных экспертных комментариях. В частности, всерьез обсуждается идея создания второй «партии власти» под названием «Сила России», в которую могли бы войти единороссы Сергей Железняк и Наталья Поклонская (своего рода диссиденты, которые пошли против генеральной линии во время обсуждения в Госдуме пенсионной реформы).
Еще одно предложение (на сей раз исходящее от депутата Госдумы от «Единой России» Алексея Журавлева) — это объединить с «Справедливой Россией» партию «Родина», которую и возглавляет Журавлев. Напомним, что «Справедливая Россия» в 2006 году изначально и появилась в результате слияния трех партий лево-патриотической ориентации — «Родина», «Партия пенсионеров» и «Партия жизни».
Многие партии — и так близнецы-братья
О том, какая судьба ждет российскую политическую систему, «Свободная пресса» поговорила с генеральным директором фонда «Прикладная политология» Сергеем Смирновым.
«СП»: — Сергей Олегович, какой вам видятся контуры будущей политической системы, вокруг которой сейчас эксперты так активно ломают копья?
— Когда говорят о грядущей реформе политической системы, то в девяти случаях из десяти имеют в виду лишь одно ее направление — реформу партийной системы. Которая, хоть и не самая важная, но при этом самая (если не единственная) публичная сторона общей политической системы.
Обсуждается в основном структура этой системы. Будет ли она двухпартийной, а если да, то из каких партий и по какому сценарию будет формироваться вторая партия. Какая именно из оппозиционных парламентских партий станет еще основой, а кто просто присоединится или даже поглотится. И возможно ли это вообще, причем не на бумаге, а на практике.
Первый заместитель руководителя фракции «Справедливой России» в Государственной думе Михаил Емельянов еще весной прошлого года даже выпустил на эту тему небольшую книжку с характерным названием: «Совместить несовместимое. Как нам реформировать политическую систему».
«Рекордно низкая инфляция» отбирает у граждан последние доходы
«СП»: — Ну и какие партии, на ваш взгляд, останутся?
— По поводу того, что первой партией будет «Единая Россия», сегодня никто особо не спорит, хотя еще лет пять назад в качестве возможной альтернативы этой партии называли «Общероссийский народный фронт».
Обсуждают также, что стоит оставить многопартийность и при этом усилить то ли левый, то ли правый политический фланг. Или даже центр. И как это сделать — реформировать нынешние партии или создать новые.
При этом за рамками обсуждения обычно остается содержание партийной системы, идеологическая «начинка» партий. Уже упоминавшийся мною Михаил Емельянов в ходе одной из встреч как-то сказал, что фракции «Справедливой России» и ЛДПР (несмотря на официальную разницу в политическом позиционировании) в большинстве случаев голосуют солидарно.
В общем, понятно, что реформа политической системы не может проводиться быстро и одновременно по всем направлениям, иначе это будет, скорее, не реформа, а революция со всеми ее негативными последствиями. Но и ограничиваться лишь несколькими нововведениями тоже бессмысленно.
Новости политики: Путин рассказал о новой Концепции государственной миграционной политики