«Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
Татьяна Куликова

Россия не может сдержать своих внешнеполитических амбиций. Но так как на Западе успехи наших дипломатов не особенно велики из-за сложившейся после украинского кризиса общемировой ситуации, большинство усилий направлено на Сирию. Именно здесь Кремль утверждает свое превосходство над всеми остальными ближневосточными игроками и становится конкурентоспособным в борьбе за весь регион.
С самого начала гражданской войны в САР Россия поддерживала Башара Асада, собственно говоря, поддерживала она его и раньше, когда только начались протесты и мировое сообщество во главе с Соединенными Штатами начало активно поливать грязью сирийского лидера. Но наше руководство продолжало считаться с его легитимностью и не собиралось просто так его оставлять, как это когда-то было сделано с Муаммаром Каддафи. Последнего мы вроде бы тоже пытались защитить, но никто ничего не сделал конкретно для его спасения. В итоге его убили. Асад же для нас оказался более ценным, ведь именно в его стране сохранилась одна из немногих зарубежных военных баз РФ, да и на сирийскую нефть у российского олигархата давно есть виды.
В общем, дипломатия наша работала максимально активно, использую международные площадки для защиты сирийского президента. Когда же этот инструмент был исчерпан, а над Башаром Асадом нависла угроза скорой смерти, в арабскую республику были отправлены российские военные. И теперь из Сирии нас вряд ли можно выдавить силой или какими-то спецсанкциями, разве что наша экономика не выдержит и необходимость экстренно сокращать расходы заставит вывести контингент.
Но пока до этого не дошло, и российские дипломаты строят грандиозные проекты по увеличению влияния России в Сирии. Так, на днях прошла встреча представителей РФ, Ирана и Турции в рамках «астанинского формата». На ней присутствовал и специальный представитель Владимира Путина по Сирии Александр Лаврентьев. После переговоров он давал много комментариев, размышлял об итогах переговоров и так далее. Он заявил, в частности, что стороны близки к завершению формирования Конституционного комитета, который создаст новую Конституцию страны. Говорил, что сирийская оппозиция в целом недовольна присутствием Соединенных Штатов в их полыхающем государстве и тому подобное. Одним из наиболее громких заявлений Лаврентьева можно считать по поводу курдов. Наш дипломат полагает, что для решения сирийского кризиса необходимо привлекать к переговорам сирийских курдов. Вероятно, он имеет в виду, что привлечение к «астанинским встречам» курдских лидеров пошло бы на пользу процессу восстановления сирийского государства.
Просто иначе интерпретировать его слова никак нельзя, ибо доступа к каким-то альтернативным форматам, например, к женевскому, у РФ практически нет. Так что, надо полагать, Лаврентьев хочет, чтобы в следующий раз в Астану или, может быть, в Сочи прибыла и курдская делегация. Что ж, логика в этом есть, только вот совершенно непонятно, как спецпредставитель президента РФ по Сирии собирается усаживать за один стол турок и курдов. Тем более сам Реджеп Тайип Эрдоган на саммите в Аргентине в очередной раз подтвердил готовность турецкой армии войти в Сирию и очистить восточный берег Евфрата от «сепаратистских террористических формирований». Он подразумевал именно Отряды народной самообороны и, вероятно, контролирующую их политическую силу — партию «Демократический союз». На этом фоне заявление Лаврентьева смотрится очень странно, если не забывать, что Турция — один из трех основных участников и создателей самого астанинского формата.
Возможно, это некий реверанс в сторону курдов с целью обратить их взоры в сторону РФ. Быть может, в будущем как-то удастся ослабить влияние США на них.
Российский политолог и востоковед Олег Гущин считает, что заявление дипломата довольно неожиданно, но, вероятно, у него есть какие-то основания так говорить.
— С одной стоны, в его словах все логично — в переговорах должны участвовать все те, кто представляют собой реальную силу. С другой стороны, я не думаю, чтобы турки на это согласились. А жертвовать Турцией ради каких-то курдов — кто на это пойдет? России это не нужно. Только вчера Путин встречался с Эрдоганом, и они называли друг друга «дорогой друг» и тому подобное. Дружба с Турцией дорогого стоит. Так что очень неожиданно, как-то непредсказуемо. Но есть такой момент, что в открытой дипломатии ни один нормальный политик не сделает никакое заявление прежде, чем не проконсультируется. Поэтому надо постараться понять, что именно имел в виду наш дипломат.
«СП»: — Турция не допускает никаких переговоров с Отрядами народной самообороны и Рабочей партией Курдистан. Может, именно их Лаврентьев и не подразумевал? Может, он допускал привлечение каких-то третьестепенных политических курдских сил Сирии, которые в Турции не признаются террористами и вполне себя рукопожатные для Анкары?
— Ну, привлечь каких-то «дурилок картонных», конечно, можно. Но какая польза от этого для Сирии? Хотя, возможно, есть замысел придать больше значимости этим переговорам, которые проходят в Казахстане. Тогда да, смысл есть. Но пока ничего толком непонятно.
Новости Сирии: ВКС РФ уничтожили позиции боевиков, обстрелявших Алеппо боеприпасами с хлором