В Москве прошла очередная встреча президентов России и Турции, во время которой Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган обсудили урегулирование сирийского конфликта, вывод американских военных из Сирии, а также вопросы сотрудничества двух стран.
Российский президент призвал набраться терпения для преодоления проблем, которые возникли при формировании Конституционного комитета в Сирии.
«Нужно добиваться согласия между всеми конфликтующими сторонами в Сирии. Это можно сделать исключительно в ходе переговоров, в том числе и по созданию такой структуры государственной власти, которая была бы устойчивой, приемлемой для всех конфессиональных, этнических групп, и в рамках которой все бы чувствовали свою причастность к будущему своей Родины — Сирийской Арабской Республики», — сказал Владимир Путин.
Главы государств подробно обсудили ситуацию в Идлибе и создание буферной зоны.
«Мы видим, что наши турецкие друзья прикладывают значительные усилия для того, чтобы выполнить все наши договоренности по поводу обеспечения безопасности и создания буферной зоны. Пока там, к сожалению, много проблем, мы это все видим — и мы, и наши турецкие партнеры», — отметил Владимир Путин.
По словам Эрдогана, обсуждение вопроса с США по созданию зоны безопасности продолжается и «они положительно подходят к нашим требованиям по созданию буферной зоны глубиной 25−30 километров».
Владимир Путин напомнил, что американские военнослужащие находятся на территории Сирийской Арабской Республики незаконно. Его турецкий коллега подчеркнул, что важно не допустить «вакуума власти после выхода сил США из Сирии».
Главы государств обсудили также строительство «Турецкого потока», сооружение первой в Турции атомной электростанции «Аккую», развитие туризма и культурных связей.
Что стоит за обсуждением этих проблем, если эксперты называют отношения двух наших стран тупиковыми и практически нерешаемыми?
Как считает директор Центра востоковедных исследований, доцент Дипломатической Академии МИД РФ, старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН Владимир Аватков, для России и Турции состоявшаяся встреча является важной, а для президента Турции это еще и первый зарубежный визит в этом году.
— Российско-турецкие отношения развиваются планомерно. Не беспроблемно, однако в конструктивном ключе. Для Турции важно иметь поддержку России в целом ряде международных региональных вопросов.
Российско-турецкие отношения перешли из сугубо экономической плоскости в плоскость безопасности. Это очень важно, потому что для успешного плодотворного развития отношений нужно, чтобы они развивались во всех сферах. В этом контексте очень важно, что президенты уделили много внимания гуманитарной сфере, отметив и проведение перекрестных годов культуры и туризма, и необходимость укрепления контактов в области науки, образования. Это отвечает тем вызовам, которые стоят сегодня перед российско-турецкими отношениями.
Но все же основным вопросом на данном этапе переговоров бесспорно является сирийский кризис. В первую очередь, послевоенное устройство Сирии.
Есть вопрос с теоретическим выводом американских войск. Турция всячески пытается занять позиции американцев и, более того, в очередной раз показывает, что она самостоятельный игрок, потому что она пытается балансировать между ключевыми мировыми державами, то есть между Россией и США, но также при этом балансировать и на региональном уровне.
С точки зрения интересов России, бесспорно ключевым является укрепление регионального мира и стабильности. Это показатель успешности российской военной сферы и дипломатии, поэтому для России важно продолжать переговоры по мирному урегулированию, в которое могли бы быть вовлечены Россия, Турция, Иран и другие крупные региональные игроки. Именно поэтому был сделан акцент на том, что вскоре будет проведен саммит Россия-Турция-Иран.
«СП»: — О формировании Конституционного комитета САР речь идет давно, однако пока вопрос, судя по всему, затягивается. С чем это связано?
— Конституционный комитет — это основная цель создания нового политического процесса в Сирии. Здесь Россия, Турция, Иран солидарны в том, что процесс в дальнейшем должен быть именно политическим, что надо переходить от военных мер к политическим.
Проблема в том, что Турецкая республика продолжает свою негативную линию, правда несколько сократившуюся, в отношении режима Башара Асада, тогда как даже западные державы постепенно стали снижать накал в отношении этого режима. И даже отдельные представители Запада заявляют о возможности и даже необходимости включения Асада в дальнейший переговорный процесс.
«СП»: — США были категорически против поставок Турции С-400 (даже санкции готовы были вводить). Почему Турция не отказалась от этого контракта, но при этом решила закупить и американское оружие?
— Поставка С-400 была еще одной важной темой переговоров. Турция пытается усидеть на двух стульях, пытается получить выгоды от взаимодействия и с Россией, и с США, что, в общем-то, отвечает интересам Турецкой Республики и вполне логично, учитывая, что Турция, с одной стороны, является членом НАТО, с другой — нуждается в обеспечении собственной безопасности и укреплении отношений с Россией. Поэтому она пытается извлечь максимальную выгоду, получив соответствующие дивиденды и от взаимодействия с Россией, и США.
Здесь очень важно найти баланс. И в отличие от США у России больше шансов, потому что у Турции и США есть ряд непримиримых вопросов. В частности, вопрос курдов, потому что здесь у Турции и США принципиально разные позиции. Это также вопрос выдачи Гюлена. Да и по целому ряду других проблем отношения США и Турции продолжают ухудшаться. У России и Турции намного больше возможностей поиска компромиссов и точек соприкосновения.
Более того, представляется, что нынешний момент в российско-турецких отношениях можно отнести к разряду исторически важных, так как они могут дать нам быстрый рывок вперед. Но в истории в такие ситуации всегда вмешивались США и Великобритания и эти отношения портились. Хочется верить, что на основе двустороннего баланса удастся найти точки соприкосновения и интересов и, что очень важно, ценностей.
«СП»: — Может что-то помешать завершению Турецкого потока?
— Если в гуманитарной сфере и сфере безопасности будет должное развитие, то ничто не сможет помешать и реализации крупных проектов, таких как «Турецкий поток», и АЭС «Аккую» и других, в том числе поставке С-400, но это будет возможно только при должном укреплении взаимодействия в сфере безопасности и гуманитарной.
«СП»: — Активность западных стран в Черном море беспрецедентна. Керченский инцидент подогрел ситуацию. Турция — страна НАТО. Можно спрогнозировать действия Турции в случае обострения конфликта?
— Для Турции развитие конфликтов в Черном море является крайне нежелательным, потому что в случае обострения ей придется делать выбор между Россией и США, чего Турции не хотелось бы. Она хочет, исходя из свои собственных интересов, укреплять сотрудничество в тех сферах, которые ей интересны и с Россией, и с США.
Турция будет всячески способствовать нейтрализации конфликтов в Черном море, хотя при этом надо понимать, что одним из самых сложных вопросов российско-турецких отношений будут в дальнейшем вопросы, связанные с турками постсоветского пространства.
И крымский вопрос для Турции является очень важным. Для России этот вопрос закрыт, а для Турции совершенно нет. И если для западных партнеров вопрос Крыма является далеким и им только прикрываются для решения других проблем, то для Турецкой Республики вопрос Крыма, поддержки крымско-татарского населения является исторически важным, поэтому заявления Турции в отношении Крыма были и остаются достаточно жёсткими и преодолеть эту проблему будет достаточно сложно. Но это вопрос Турции, потому что для России этот вопрос закрыт, и Турции придется рано или поздно смириться со сложившимся положением дел или, по крайней мере, закрыть на это глаза, если она хочет должным образом развивать российско-турецкие отношения.
В общем-то, именно гуманитарный вопрос, вопрос человеческого профиля очень важен в российско-турецких отношениях. Не зря министр иностранных дел Турции заявлял, что внешняя политика Анкары отныне будет инициативна и человеко-ориентирована. Это нужно учитывать, соотносить не только интересы, но и идеи, и в первую очередь решать проблемы гуманитарной плоскости.
По мнению аспиранта Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, политолога Фархада Ибрагимова большая часть переговоров была уделена сирийской проблематике, а именно вопросу вокруг города Манбидж, в котором сейчас сосредоточены курдские ополченцы.
— В декабре прошлого года по просьбе курдских вооружённых отрядов войска Башара Асада вошли в город и практически взяли его под свой контроль. Разумеется, это вызвало очередную волну критики в Анкаре, потому что там есть чёткое понимание того, что Асад там не один, ему оказывают поддержку Москва и Тегеран. Эрдогану необходимо было провести встречу с российским лидером для детального обсуждения этого вопроса, что и было сделано.
«СП»: - В последнее время отмечается усиление террористической активности в Идлибе. С чем это связано?
— Скорее всего, рост террористической активности может быть подпитан влиянием «третьих сторон», которые не заинтересованы в том, чтобы вопрос вокруг Идлиба был решён в скором времени. Подобную картинку мы наблюдали и вокруг Алеппо в своё время, поэтому в этом смысле здесь, к сожалению, нет ничего удивительного.
Запад заинтересован в развале «астанинского формата». Для достижения подобной цели ему необходимо дискредитировать эту площадку, внести раздор между участниками процесса или сделать так, чтобы действия этого формата буксовали. Иными словами, затормозить самыми разными способами те договорённости, которые были достигнуты в рамках встреч. В случае с Идлибом решить этот вопрос можно будет исключительно постоянным переговорным процессом, в котором будут контактировать все стороны конфликта. Координация действий, стратегический план работы позволит ускорить достижение поставленной цели. Ликвидация террористических формирований в Идлибе сможет решить сразу несколько вопросов этого региона Сирии по вопросу безопасности.
«СП»: — США объявили о выводе своих военных из Сирии. Кто может занять их место и как это отразится на ситуации в регионе?
— Действительно, президент США Трамп объявил о выводе американских войск из Сирии. Но учитывая специфичность американской политики, можно предположить, что все эти решения американского президента останутся лишь на словах.
Практика показывает, что в большинстве случаев США не следуют тому, что говорят, на деле всё выходит несколько иначе. К тому же, нельзя забывать о риторике Вашингтона в отношении той же Турции. Напомню, что ещё пару недель назад, президент Трамп в Твиттере обещал чуть ли не «опустошить» экономику Турции, если последняя нанесёт удар по курдам. На следующий же день, Трамп заявил о разговоре с Эрдоганом и о большом потенциале для существенного развития турецко-американских отношений. Иными словами, американский лидер демонстрирует в отношении Анкары политику «кнута и пряника».
Турков подобный подход по логике вещей не устраивает, но Анкара продолжает оставаться и дальше членом НАТО, а значит и союзником Вашингтона. Поэтому сотрудничество с США будет продолжено. Возможно, оно будет хаотично — иногда будет похолодание в отношениях между двумя странами, иногда потепление. В подобном случае Москва и дальше должна сотрудничать с Турцией: это может быть и стратегическое партнёрство, и активное обсуждение тех или иных вопросов, связанных с регионом
«СП»: — Как складывающаяся ситуация отразится на курдском вопросе?
— Ситуация на деле выглядит неоднозначной. Турецкая сторона пытается уверить Москву в том, что военная операция ВС Турции в Манбидже необходима исключительно для решения вопроса с курдскими ополченцами для наведения порядка и стабильности в приграничной зоне.
В Москве и Тегеране опасаются, что Турция не просто начнёт полномасштабную операцию, но и произведёт попытку там задержаться надолго. Анкара хоть это и отрицает, но это вовсе не значит, что таких желаний нет. Поэтому, если исходить из ныне действующей ситуации, то картинка представляется следующим образом: первоначально окончательно решается вопрос с Идлибом - он должен быть зачищен фактически полностью от террористов, как в случае с тем же Алеппо, а дальше будут исходить из сложившейся обстановки.
В Анкаре и не рассчитывают, что Москва вот так вот сразу готова будет отдать под турецкий контроль Манбидж, поэтому здесь важно проследить, какие действия будет предпринимать Турция в этом направлении.
«СП»: — А создание буферной зоны?
— Ситуация неоднозначная. В заявлении МИД Турции говорится о готовности создания буферной зоны на турецко-сирийской границе и в то же время приветствует участие России и США в её формировании.
Важно отметить, что турецкая сторона открыто заявляет о том, что взгляды Москвы и Анкары в решении сирийской проблематики схожи. Раньше подобные заявления были редкостью: Анкара категорически ничего не хотела слышать об Асаде и его легитимности. К тому же, Турция призывает США разорвать отношения с Отрядами народной самообороны (YPG, курдское ополчение), которые как раз и контролируют вместе с войсками Асада город Манбидж, находящийся возле турецкой границы. А в среднесрочной перспективе вряд ли Вашингтон пойдёт на подобный шаг.
Новости Украины: Адвокат Януковича рассказал о тяжёлом состоянии здоровья экс-президента Украины