Американский финансист, известный глобалист Джордж Сорос опубликовал на сайте Project Syndicate статью под названием «Европа, пожалуйста, проснись», в которой предостерег ЕС от судьбы СССР.
В ней он пишет, что руководители и граждане ЕС не понимают, что для объединения наступает революционный момент. Если население Евросоюза не проснется, то он распадется, как Советский Союз в 1991 году, — убежден Сорос.
Он указывает на то, что в различных странах Европы набирают популярность партии, которые не хотят сохранить единство альянса:
«Они не хотят оставлять ценности, на которых основывался Евросоюз. Они желают заменить их радикально другими».
При этом, по его словам, Евросоюз еще можно сохранить, если на майских выборах в Европарламент отдельные партии поставят интересы организации выше своих.
Сорос высказал убеждение, что проблема ЕС заключается в том, что устаревшая партийная система препятствует тем, кто хочет сохранить ценности, на которых был основан альянс. «Его нынешнее руководство напоминает политбюро времен заката Советского Союза, так как продолжает издавать указы, как будто они все еще актуальны», — заявил он.
Напомним, сравнения ЕС с СССР звучат на Западе не в первый раз, причем, не только от сторонников глобализма, но и их противников. Так министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант в сентябре прошлого года предостерегал ЕС от превращения в СССР. По его мнению, попытки ЕС создавать препятствия для выхода членов из объединения напоминают действия Советского Союза, из-за этого желание стран покинуть объединение будет только расти.
Кому направлен месседж Сороса? За кого он играет? И кто прочтет эту статью? Об этом мы спросили наших экспертов.
— Проект, в котором опубликована статья Сороса — это объединение ряда СМИ и аналитических изданий в разных странах, выступающих в поддержку экономического либерализма, политического глобализма, наднациональных центров силы, — отмечает доцент кафедры Зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Сорос всегда был поборником ослабления государств как таковых, его идеи сходны с авторами данного проекта. Так что играет он за себя. Евросоюз — проект глобалистский, и потому он его поддерживает. Читают же эти издания преимущественно деловые люди и гуманитарная интеллигенция в разных странах.
— Революционный момент — в том, что набирают силу сторонники национальных государств в Европе. Пусть меньше, но растут и левые противники ЕС в его либеральном виде. Под их влиянием меняются в сторону меньшего глобализма крупнейшие политические силы ЕС — консерваторы и социал-демократы. Поэтому власти никем не избираемой наднациональной бюрократии, во многом воспитанной Соросом, сейчас действительно угрожают. И его это очень беспокоит.
«СП»: —Насколько оправданы сравнения ЕС с СССР? Сорос не первый, кто проводит такие аналогии…
— Сравнение не совсем корректное. СССР был централизованным государством, ЕС — объединение государств с разными центрами. Главные решения в ЕС всё-таки принимают руководители государств, а в СССР основные решения принимали явно не на собрании глав республик. Попытки сделать из ЕС подобие СССР пока всё же успехом не увенчались. Основное сходство их — в том, что в них входят республики и государства со слишком разным уровнем развития, ментальностью, историей. В этом была слабость СССР, в этом сегодня слабость ЕС.
«СП»: — По словам Сороса, в различных странах Европы набирают популярность партии, которые не хотят сохранить единство альянса. Так ли это? Имеют ли они шансы прийти к власти в своих странах?
— Пока шансы евроскептиков не очень велики. Но Италия и Австрия пример всё же подали. По мере того, как евробюрократия будет всё дальше отрываться от народа, а насущные проблемы не решаться, такие партии будут всё популярнее. И постепенно они могут брать власть — страна за страной… Хотя это и не дело ближайших двух-трёх лет.
«СП»: — По мнению Сороса, проблема ЕС заключается в том, что устаревшая партийная система препятствует тем, кто хочет сохранить ценности, на которых был основан альянс. Что он имеет в виду? Можно ли сравнивать нынешнюю евробюрократию с Политбюро?
— Сравнивать с Политбюро всё-таки нельзя в силу того, что ЕС устроен иначе, чем СССР. Но в плане отрыва от народа евробюрократию можно сравнить с начальством позднего СССР… Сорос как раз и хочет создать Политбюро. Его не устраивает, что близкие ему по духу либералы и «зелёные» не так сильны, и шансов закрепиться у власти в большинстве стран ЕС у них нет. Значит, надо отказываться от партий, и приводить их власти иным способом…
«СП»: — Насколько, по-вашему, вообще возможен распад ЕС и при каких обстоятельствах?
— Полностью Евросоюз не развалится, но отдельные страны выйти оттуда могут. А кого-то и выгнать могут… Первый кандидат на выход самой — Дания. На изгнание — Болгария и Румыния. Вполне возможно переформатирование ЕС в союз объединений с разной степенью интеграции. Так что Евросоюз полностью не исчезнет, но ЕС в нынешнем виде кануть в лету вполне может.
«СП»: — Сорос считает, что Евросоюз еще можно сохранить, если на майских выборах в Европарламент отдельные партии поставят интересы организации выше своих. Насколько это реально? Что для депутатов ЕП важнее: интересы партий или их стран? И как вообще формируются эти партии?
— Партии в ЕП формируются по идеологическому, а не национальному признаку. Фактически фракция ЕП — союз депутатов разных стран со схожими взглядами. Но выборы проходят в каждой стране по своим спискам — пусть и с разницей в несколько дней. Так что национальная составляющая всё равно есть.
Интересы ЕС и идеологий полностью преобладают у либералов и «зелёных». Консерваторы и социал-демократы стараются одно с другим сочетать. Для крайне левых главное — их избиратель. Для крайне правых — страна.
Далее по числу голосов будет видно, какой же подход победит… Партии, выступающие с близкими Соросу взглядами, есть. Но большое сомнение, что именно они победят.
— Месседж Сороса обращён в первую очередь к Германии, — уверен профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук Андрей Манойло.
— Ведь именно Германия автор нынешней архитектуры ЕС. Сорос говорит, что, если Евросоюз и дальше будет отходить от следования общим ценностям (с Соединенными Штатами, конечно), то он станет СССР, и США станут его природным (биологическим) противником. А так как США один СССР уже победили, то победят и СССР-2. И тогда, европейцы, пеняйте на себя.
«СП»: — В США заинтересованы в единстве ЕС или наоборот?
— США заинтересованы в том, чтобы ЕС оставался единым, но был разобщен и очень слаб. Только тогда он не будет представлять конкуренцию интересам США и будет (в силу сохраняющегося относительного единства) управляем.
«СП»: — Насколько, по-вашему, оправданы опасения Сороса? ЕС может распасться?
— Опасения Сороса весьма преждевременны. Сорос пугает распадом ЕС, и это сразу сказывается на котировках акций и курсах валют. Прежде чем они снова выровняются, Сорос успеет снять навар.
«СП»: — ЕС не первый раз сравнивают с СССР, предрекая ему ту же судьбу. Эти аналогии вообще уместны или СССР это просто мощный наглядный пример?
— СССР — это единственное в Евразии крупное союзное государство, с которым можно сравнить Евросоюз (которому, кстати, по ряду параметров далеко до Советского Союза). Других таких тектонических субъектов на территории Евразии больше нет. Поэтому и сравнивают. Лично же я превращение ЕС в новый Советский Союз приветствую.
«СП»: — По словам Сороса, в различных странах Европы набирают популярность партии, которые не хотят сохранить единство альянса. Так ли это? Имеют ли они шансы прийти к власти в своих странах?
— Набирают популярность партии, которые не хотят сохранения единства с Америкой — по крайней мере, на нынешних кабальных для ЕС условиях. Это как раз и не нравится Соросу.
Новости политики: Лукашенко дал совет Москве, как сохранить российские деревни