Российские спецслужбы получат жесткий ответ, если не прекратят вести подрывную деятельность против Запада. Об этом, как сообщает газета Financial Times, на Мюнхенской конференции по безопасности заявил глава британской разведывательной службы MI-6 Алекс Янгер.
По его словам, ГРУ и другие российские спецслужбы продолжают представлять угрозу западным странам, несмотря на усилия Великобритании и ее союзников.
«Мы дали им ясно понять, что, как бы они ни пытались открыто и тайно навредить нашим демократическим институтам и нашим союзам, это не сработает (…). Это будет стоить им слишком многого», — сказал он.
Кроме того, шеф MI-6 добавил, что не стоит забывать о ценности союзов между европейскими государствами.
Что мог иметь в виду Янгер? Какие ответы приготовила британская разведка, и что Москва может этому противопоставить?
Об этом рассуждает профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук Андрей Манойло.
Эксперт обращает внимание на то, что Янгер не уточнил, что конкретно он имеет в виду, ограничившись лишь общими фразами.
— Но и этих его слов вполне достаточно, чтобы предельно четко уяснить позицию британцев: MI-6 рассчитывает на волне конфронтации с Россией «выйти из тени» (перестать быть вечно до предела засекреченным ведомством) и стать публичным актором мировой политики, как ЦРУ и ФБР. А самому Янгеру хотелось бы стать таким же комментатором, как глава НАТО Столтенберг (обожающий давать публичные комментарии на любые политические темы, напрямую не касающиеся сферы его профессиональной деятельности) или тот же Гэвин Вильямсон, британский министр обороны, который уже почти превратился в британскую Машу Захарову.
В эпоху полной информационной открытости засекреченность для политика становится не преимуществом, а обузой, вытесняя его на задворки информационных площадок, делая маргиналом. Вот Янгер и «ломает стереотипы», выступая с публичными заявлениями резонансного характера, явно рассчитанными на публику, внимающую ему под хруст попкорна.
Что касается «деятельности против Запада», то Янгер намекает, конечно же, на «дело Скрипалей», которое британцы действительно сначала оперативно перехватили (и здесь, наверняка не обошлось без предательства), а затем публично раскрутили грамотно, технично, как по нотам, поставив российскую сторону «в позу глубокой мысли».
Эту встречную контроперацию британской разведки Янгер попытался выставить на Мюнхенской конференции как типичный пример работы «путинской политической разведки», намекнув, что за этой операцией ГРУ, несмотря на провал, обязательно последуют другие операции по внесудебной ликвидации политиков, чиновников, бизнесменов, неугодных российской власти. Напомнив при этом (опираясь на данные Генеральной прокуратуры Болгарии), что Сергей Федотов (он же Денис Сергеев), третий участник «солсберийской группы ГРУ» якобы уже участвовал в апреле 2015 года в попытке отравления болгарского бизнесмена Емельяна Гебрева.
Думаю, что европейские делегаты, приехавшие на конференцию в Мюнхен, уже ожидали чего-то подобного, внутренне были готовы и поэтому охотно поверили в легенду, рассказанную Янгером, в том числе и касающуюся болгарского инцидента.
Я в мае 2015 года тоже был в Софии и дал там двухчасовой мастер-класс по формам и методам противодействия американским технологиям цветных революций. И никому из тех двухсот высших чиновников администрации президента, министерств и ведомств, действующих генералов разведывательных служб (в том числе из стран НАТО, приехавших как раз в это время в Софию на рабочее совещание альянса) нисколько не поплохело, ну ни на йоту. Хотя лица некоторых натовских генералов, которым затем были вручены именные сертификаты, подписанные ректором университета и «профессором Манойло, членом Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации», по степени вытянутости оставляли желать лучшего. Но, опять-таки, никто от этого не помер.
Правда, спустя 10 дней, после гробового молчания, в информационном пространстве Болгарии выстрелила первая натовская статья, автор которой в гневе обрушился на сторону, пригласившую «кремлевского пропагандиста», заявив, что «его послал Путин для того, чтобы распространять здесь кремлевскую пропаганду», «и эти слабоумные (сторона, пригласившая Манойло) ему аплодировали, а должны были сразу арестовать».
Таким образом, Янгер не во всем прав: не каждый приезд российских «туристов» сопровождается отравлением каких-нибудь знаковых политических фигур. Это, как минимум, преувеличение.
«СП»: — В чем будет заключаться эти «жесткие ответы»?
— По-видимому, будут заключаться только в одном: сейчас MI-6 приступила к активной раскрутке третьего этапа «дела Скрипалей». В деле появился третий участник — Федотов (он же Сергеев, высокопоставленный сотрудник ГРУ, руководивший парой «ликвидаторов» — Петровым и Бошировым), который, по одним данным, вернулся в Россию несколько позже пары «солсберийских отравителей», а по другим источникам, остался в Великобритании, возможно, став перебежчиком.
У MI-6, по-видимому, есть еще достаточно козырей по этому делу, о которых российская сторона не знает или не догадывается, и они готовы их выложить на стол. В этом плане заявление Янгера — это анонс начинающейся операции и обещание новых резонансных разоблачений.
«СП»: — Он добавил, что не стоит забывать о ценности союзов между европейскими государствами. О чем он? Поддерживают ли другие государства эту паранойю?
— Ценность союзов — это, с одной стороны, тесные связи разведки Великобритании с ЦРУ (потому что в основе операции по отравлению Скрипалей лежит не британская, а американская стандартная схема операции информационной войны), намекая, что точно такие же связи есть у германской БНД и других разведок европейских стран. И всем им надо объединиться для борьбы с русским ГРУ. При этом Янгер говорит только о ГРУ, как будто ФСБ и СВР не существует, либо за эти спецслужбы британцы спокойны (не знаю почему), а ГРУ им по каким-то причинам как кость в горле.
«СП»: — Кстати, о Скрипалях. Почему они не сменят пластинку уже?
— Да потому что дело Скрипалей — не пластинка, а очень тщательно спланированная и виртуозно реализованная операция спецслужб. Британцы разыграли два акта этой операции (в марте-апреле 2018 «Игра с пошаговым повышением ставок» и в сентябре-ноябре 2018 «Загонная охота»). Обе эти операции завершились полной победой MI-6, а российскую сторону в силу самых разных причин обвели вокруг пальца как младенцев.
MI-6 даже умудрились провести свою оперативную комбинацию так, что вовлекли в этот скандал президента РФ, фактически поручившегося за Петрова и Боширова и за их гражданский статус. В новом же развороте «дела Скрипалей» особенно интересной деталью является намек на то, что Федотов, возможно, так никуда из Солсбери и не улетел: Петров и Боширов, ожидавшие его в аэропорту, так его и не дождались.
Если Федотов не улетел, в последний момент сдав билет (что стало неожиданностью для других членов группы), значит, у него для того были веские причины. Вряд ли он остался для того, чтобы окончательно «дотравить» Скрипалей: они на тот момент уже были в фокусе общественного внимания и находились под охраной, попасть к ним уже стало очень непросто. Значит, Федотов остался в Великобритании, опасаясь расплаты за провал операции. Или потому, что именно он был тем самым «кротом» в ГРУ, который слил британской разведке план операции и передал досье на ее участников.
Даже младенцу понятно, что «The Insider» и «Bellingscat» (структуры, занимавшиеся журналистским расследованием — авт.), ну никак не могли своими собственными силами добыть те материалы на Петрова и Боширова, которые они публиковали (в частности, копии заявлений Петрова и Боширова на выдачу загранпаспортов) — эти материалы передала им MI-6, а «известный криминальный журналист» Канев, якобы, осуществивший это «расследование» (путем умозрительного сличения фотографий из интернета) и «выведший на чистую воду» Чепигу (Боширова) и Мишкина (Петрова), был в этой игре всего лишь интерьером, инструментом для легализации вбрасываемой информации.
Если Федотов — перебежчик, то в этом внешне запутанном деле все становится на свои места. Хотя даже в этом случае по-прежнему остается неясным, зачем им вообще понадобился этот Скрипаль — фигура отработанная и давно уже никому не интересная (вышедшая в утиль), и кто его на самом деле отравил. Обстоятельства дела указывают на то, что Боширов и Петров действительно крутились у дома Скрипаля в тот злополучный день, имея к владельцу дома какой-то «интерес». Но отравили Скрипаля не «визитеры» из России, а «химики» из британской военной разведки.
В то же время британская полиция (через Daily Mail) утверждает, что и Федотов, и два его пока еще не названных компаньона давно уже вернулись на родину. В этом, похоже, и заключается интрига, на которую (как всегда, очень ненавязчиво) предлагается «клюнуть» российскому руководству.
Если Федотов — реальный человек, то проще представить его как обычного туриста (мало ли туристов из России посещает Великобританию, выбирая при этом удобные рейсы «Аэрофлота»), доказав, что он действительно давно уже вернулся в Россию. Российская сторона, конечно, подхватит эту версию и творчески ее разовьет: обычный турист, давно уже на родине, трудится в шахте или льет чугун «на родную мельницу» на родном же заводе.
Убогие федеральные ток-шоу разложат личность и биографию Федотова по нотам. Возможно, «добрые люди» из окружения президента снова убедят Владимира Владимировича выступить с заявлением о том, что «мы знаем этого человека; он гражданский, конечно; сейчас находится на территории Российской Федерации», как он однажды это уже сделал на Восточном экономическом форуме — относительно Петрова и Боширова.
А потом Федотов, удобно расположившись в штаб-квартире MI-6, выступит по британскому телевидению с открытым обращением, заявив, что он с самого начала передавал все сведения о готовящейся операции MI-6, внеся тем самым свою посильную лепту в борьбу с «преступным кремлевским режимом». А что, с него станется.
«СП»: — Что наши могут противопоставить этому? Или вообще не стоит обращать внимание?
— Не обращать на это внимание нельзя — это равносильно добровольному признанию своей вины. Молчание — это всегда знак согласия. Поэтому надо действовать. Но как именно, российская сторона, всухую проигравшая британцам в двух предыдущих раундах, не знает. Прежде всего, потому, что нет специалистов, способных разгадать эту новую комбинацию MI-6, а реагирование по факту в реактивном (гневном) режиме и троллинг, как выяснилось, не дают ничего, кроме провала.
Проведет ли российская сторона работу над ошибками и привлечет ли к информационной борьбе профессионалов (где только их найти, если в течение долгих лет выращивали только безостановочно трындящих говорящих голов для ток-шоу), это большой вопрос.
Cейчас профильные российские ведомства реагируют так, как они реагировали на начало второго этапа операции в сентябре 2018 года — пытаются троллить или делать вид, что ничего нет, что британцы просто «гоняют по кругу заезженную пластинку». Но это не поможет.
Против России играет серьезный противник, умный, техничный и изобретательный, и играет по-взрослому. Пора и нам уже выбираться из своей песочницы и перестать строить песочные бастионы — они в реальной драке не помогут.
Международное положение: Россия в Афганистане поставила на Талибан против ИГИЛ
Новости внешней политики: Джон Болтон заявил о тайных переговорах между генералами и оппозицией в Венесуэле