Великобритания намерена нарастить свое военное присутствие в Арктике для защиты северного фланга НАТО от России. Такое заявление сделал Министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон во время посещения норвежской военной базе Бардуфосс, сообщает The Telegraph.
По словам главы военного ведомства, согласно разработанной 10-летней программе, до тысячи британских морских пехотинцев будут ежегодно обучаться вместе с норвежскими бойцами, что в дальнейшем позволит сформировать бригады.
Кроме того, он объявил, что в следующем году над Арктикой начнутся полеты новых противолодочных самолетов Boeing P-8 Poseidon. Их задача состоит в том, «чтобы противостоять активизации российских подлодок», деятельность которых, как пишет издание, возвращается к уровням холодной войны.
«Будь то оттачивание наших навыков при температуре ниже нуля, обмен опытом с нашими многолетними союзниками, такими как Норвегия, или отслеживание подводных лодок с помощью наших самолетов Poseidon, мы будем оставаться бдительными в отношении новых вызовов», — цитирует издание слова министра.
По информации газеты, в 2020 году на базу Лоссимут в Шотландии будут доставлены девять новых самолетов P-8 Poseidon, которые будут совершать разведывательные полеты над территорией Крайнего Севера и Северной Атлантики, а также защищать британские атомные подлодки.
«Регион является ключевым стратегическим районом для НАТО, поскольку он контролирует выход в Атлантику российских субмарин и других военно-морских сил», — сообщает издание.
При этом Уильямсон отметил, что в последние годы активность российских подлодок в Атлантике увеличилась в 10 раз.
Впрочем, о новой оборонной стратегии в Арктике, разработанной в ответ на якобы российские угрозы, Уильямсон объявил еще минувшей осенью на съезде Консервативной партии Великобритании. Он отметил, что по мере таяния льда и появления новых судоходных маршрутов значение Арктического региона возрастает.
«Россия с большим числом субмарин, способных работать подо льдом, и планами построить более 100 объектов в Арктике заявляет о своих претензиях и милитаризует регион. Мы должны быть готовы бороться со всеми угрозами по мере их возникновения», — цитирует Уильямсона Bloomberg.
О геостратегических вызовах в Арктике в минувшую пятницу на пресс-конференции в Рейкьявике заявил и госсекретарь США Майк Помпео.
«Мы наблюдали за тем, как противники Америки начинают разворачивать силы и средства таким образом, который, по их мнению, поставит в стратегически невыгодное положение не только США, но и Исландию, а также европейские государства», — цитирует главу американского внешнеполитического ведомства ТАСС.
Помпео отметил, что США вместе с союзниками намерены изучить возможность использования преимуществ в борьбе за влияние в Арктике. При этом он считает, что «когда Америка отступает, такие страны, как Китай и Россия, будут заполнять вакуум», пишет ТАСС.
Между тем, визит министра обороны Великобритании в Норвегию, по информации The Telegraph, состоялся на фоне критики в его адрес в связи с тем, что он поставил под угрозу торговые переговоры Лондона с Пекином, заявив о намерении направить военный корабль зону китайских интересов в Тихом океане.
Гэвин Уильямсон известен также своими громкими антироссийскими заявлениями. На конференции по безопасности в Мюнхене он целую главу посвятил России.
«Прошло 30 лет с падения Берлинской стены и пять лет с момента незаконной аннексии Крыма, а Россия остается угрозой нашей безопасности», — цитирует его РИА «Новости». Глава британского ведомства обвинил Россию в незаконных действиях на Донбассе, захвате украинских кораблей, нарушении Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), а также в «пренебрежении жизнью людей на британских улицах».
В свою очередь, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на Мюнхенской конференции заявил, что сотрудничество в Арктическом регионе «не требует какого-либо военного компонента» и надеется, что партнеры России согласны с таким подходом. Вместе с тем, он заметил, что Россия обращает внимание на активизацию в регионе государств-членов НАТО и хотела бы понять, какие цели преследует альянс.
«Если послушать заявления министра обороны Великобритании Г. Уильямсона, может сложиться впечатление, что ни у кого, за исключением НАТО, нет права на свои интересы где-либо, кроме как внутри собственных границ», — подчеркнул он.
Глава МИД также обратил внимание, что Россия неоднократно выступала с различными конструктивными предложениями в рамках Арктического совета и других региональных структур.
Гэвин Уильямсон — один из самых воинственно-настроенных министров Великобритании, начисто лишенный дипломатических качеств необходимых для столь высокого поста, считает член-корреспондент Академия военных наук РФ Александр Бартош.
— Так может себя вести разве что какой-нибудь отставной генерал, который не отвечает за свои слова. В то же время его заявление идет в русле намерения НАТО наращивать военное присутствие в Арктике. Об этом говорил и генеральный секретарь НАТО.
Я не думаю, что это повлечет за собой какие-либо практические действия в обозримом будущем, но, конечно, Уильямсон будет стараться придавать антироссийский контекст любым действиям НАТО или союзникам НАТО. Тут он дует в одну дуду со своими американскими коллегами, которые тоже говорят о том, что будут наращивать военное присутствие в Арктике.
«СП»: — Что на самом деле интересует Лондон и его союзников в этом регионе?
— Они намерены оспаривать право России контролировать Северный морской путь. Если посмотреть соответствующие документы, то у России есть юридически закрепленное право на всем протяжении Севморпути. И охватывает этот путь участки водной поверхности на расстоянии, если не ошибаюсь, до 200 километров от побережья России.
Они считают, что эта зона должна быть сужена. Но это предмет переговоров в Арктическом совете, в Совете Берингова моря, а не предмет для разного рода воинственных заявлений.
«СП»: — Россия неоднократно заявляла, что готова сотрудничать по Арктике, но не намерена поступаться своими национальными интересами. Есть ли у партнёров реальное понимание этого?
— Думаю, они это понимают, и задача нашей дипломатии продолжать разъяснять нашу позицию. Сергей Лавров уже неоднократно ее озвучивал, и это единственно правильная позиция. Работа России в Арктическом совете и Совете Берингова моря как раз показывает намерение нашей страны придать самый широкий международный контекст этому сотрудничеству.
Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем, военный эксперт Александр Жилин считает, что никакой угрозы флангам НАТО в Арктике нет, а подобные заявления западных политиков связаны с ее ресурсами.
— Наша позиция простая — территория наша, мы это доказали и никому никаких уступок делать не собираемся.
Я считаю, что эту политическую позицию надо выдерживать без всяких послаблений, потому что демагогия в отношении Курил показывает, что любые попытки играть в благородство с недобросовестными силами чреваты. Здесь ответ один — не отдадим. Хотите попробовать отнять - попробуйте: добро пожаловать в ад. Это первое.
«СП»: — Почему так много именно антироссийских заявлений?
— Потому что англосаксы (американцы) приступили к глубокому перевооружению своей армии. Трамп официально заявил, что они занимаются сейчас перевооружением с использование оружия на новых физических принципах, плюс космос и так далее.
И еще один момент, который очень важен. На фоне криков экспертов о том, что между США и Китаем бушует торговая война, что скоро доллар рухнет, 27−28 февраля Си Цзиньпин и Трамп намерены во Вьетнаме подписать новый долгосрочный глубокий стратегический договор. А там, насколько мне известно, черным по белому написано: главный стратегический партнер и союзник Китая — США, главный стратегический партнер и союзник США — Китай.
На этом фоне истерики о том, что Россия такая-сякая — это элемент большой игры, когда мировой порядок выстраивает новую конфигурацию. Я думаю, что подобные вопли еще будут и не раз, к этому надо относиться спокойно.
Меня огорчает одно — мы в последние несколько лет заняли позицию осажденной крепости. Это неправильная позиция, она проигрышная. Я имею ввиду не танки, я имею ввиду информационное пространство, гибридные действия, те методы, которые в современных условиях могли бы быть достаточно эффективными. Приведу только один пример — за последние шесть лет Китай в Генеральном штабе создал пять новых управлений, в том числе, которые занимаются войной на фронте рынков сбыта, технологическом фронте и так далее. То есть речь идет о вещах, которые способны ответить на возникающие вызовы.
Мы, к сожалению, заняли оборону. На нас валят ерунду вроде Скрипалей — мы оправдываемся, вместо того, чтобы дать достойный ответ. Меня удивляет, почему в условиях информационной войны, о чем пишут все, об этом говорят президент и премьер, мы бросили на весь фронт только Машу Захарову.
«СП»: - Ранее Уильямсон уже объявлял о новой арктической стратегии Лондона, однако насколько эти планы реальны?
— Что касается военного потенциала, если разбирать армию Великобритании, то никаких возможностей нарастить усилия на этом фланге у них нет и не будет. Более того, никто этим и заниматься не станет, потому что понимают, чем это чревато.
Что касается всяких глупостей, то они являются продуктом людей, которые занимаются созданием легенд прикрытия. Поскольку никто не заморачивается тем, что эти легенды должны хоть как-то чему-то соответствовать, мы тонем в идиотизме.
Раньше, когда существовали две системы, были две идеологии, заботились о том, чтобы произвести впечатление на большие массы людей: коммунистическая идея, капиталистическая и так далее. Сегодня этим никто не заморачивается. Это формализованные вещи, которыми пользуются, как боеприпасами.
Вот, заявили, что Скрипалей отравило ГРУ. Зачем, почему, с какого перепуга? Никто даже не объясняет. Просто объявили и всё. В данном случае речь идет о нагнетании.
Мы же видим Мюнхенскую конференцию, которая только что прошла, — там стратегическая растерянность. Европа не знает, что делать, потому что США и Китай подписывают стратегический договор, и фактически нет надежд на то, что между ними будут схватка не на жизнь, а на смерть.
Переход в новый технологический уклад требует выхода из системного кризиса. Каким образом? Через какую-то войну, обострение отношений. Китайцы с американцами договорились, остаются Россия и Европа. Один раз уже за счет нас, на наших руинах (я имею в виду Вторую мировую войну) американцы вышли с колоссальными прибылями. Но там несколько группировок, которые считают, как надо выходить из кризиса. Поэтому мы и видим, на первый взгляд, калейдоскоп глупостей и недоразумений. На самом деле идет схватка.
Международное положение: Япония больше не будет церемониться с Кремлем
Новости спецслужб: Британцы считают виновными в покушении на Скрипалей уже пятерых россиян