В эти дни пять лет назад на Украине завершился государственный переворот. Лидеры Майдана обещали жителям страны перспективу членства в ЕС и европейское качество жизни. На деле, сегодня они могут похвастаться только обвалом ВВП и тотальным ростом цен.
Вот цифры, которые приводит лидер движения «Украинский выбор — право народа» Виктор Медведчук в своей статье «Реалии постевромайданной Украины».
С 1 января 2019 года минимальная заработная плата на Украине составила 4173 грн. ($148,4), что почти равно уровню докризисного 2013 года — $152,4. При этом средняя заработная плата за 11 месяцев прошлого года составила 8711 грн. ($320,9), тогда как в домайданный период — $408,6.
«Цинизму власти нет предела: минимальная зарплата в $150 (вместо обещанных „майданными лидерами“ €1 тыс.) преподносится как одна из величайших „перемог“ еврореформирующейся Украины. А при нищенских зарплатах и пенсиях украинцам приходится платить по европейским тарифам», — отмечает Медведчук.
Он также указывает на снижение в 2,2 раза минимальной пенсии (с $118,8 до $53,2, или 1497 грн.) и размера прожиточного минимума (с $147,2 до $65,9). Вместе с тем, за пять лет в 11,8 раза увеличился только тариф на газ для населения (с 725 грн. до 8550 грн. за тысячу кубометров).
Кроме того, Медведчук сослался на данные опроса Research & Branding Group, согласно которому 43% граждан Украины заявили, что вообще не имеют сбережений.
«Выходили бы люди на „евромайдан“ в 2013-м, если бы знали, к каким трагическим последствиям для страны приведёт так называемый цивилизационный выбор? Думаю, ответ очевиден», — констатирует лидер движения «Украинский выбор — право народа».
Все так, но есть и другая сторона медали. За пять лет стало ясно, что Украина сама по себе — из-за проблем в экономике — не развалится. Что страна окончательно утвердилась в роли плацдарма Запада в борьбе с Россией, а антироссийский курс Киева — это очень и очень надолго.
Как заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг, «с момента незаконной аннексии Крыма наша поддержка Украины растет в геометрической прогрессии». По его словам, альянсом принят всеобъемлющий пакет мер, включающий в себя 40 различных проектов. Речь идет о развитии систем управления, противостоянии кибероперациям, модернизации ВМС Украины.
Линия на поддержание конфликта РФ-Украина низкой интенсивности, отмечают аналитики, для Запада и его киевских вассалов представляется оптимальной, поскольку время работает на Украину. Донбасс, как ни крути, обладает меньшим запасом прочности.
Кроме того, к 2019 году стало ясно, что санкции Запада, введенные из-за событий 2014 года, оказались более болезненными, чем представлялось изначально. По мнению Moody’s Investors Service, Конгресс США рано или поздно введет «подрывные» санкции против ключевых госбанков РФ, а также нового и существующего суверенного долга России. Одна эта угроза, по мнению экспертов, создает полностью тупиковую ситуацию с инвестированием.
Да, пока экономика РФ демонстрирует стабильность, — в отличие от Украины, — но это достигнуто ценой обеднения российского населения, потерей перспектив развития, и полным провалом экономического роста.
На деле, США делают ставку на то, что экономика РФ не сможет развивается, и неизбежно будет отставать от мировой — причем, уже в ближайшее время отставание может стать критическим.
Чему научил Майдан российские власти, какие выводы из него следует сделать сегодня?
— Отрыв Украины от России изначально был порожден предательством российских элит, — считает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — В 1990-е мы долго кормили антироссийскую Грузию, в 2000-е на деньги «Газпрома» — вскармливали антироссийскую элиту на Украине. Сейчас на те же грабли мы наступаем в Молдавии и даже Белоруссии. По сути, вместо того, чтобы использовать «мягкую силу» в своих интересах, Кремль формирует антироссийский пояс.
Это происходит, на мой взгляд, из-за того, что российские элиты руководствуются коррупционными интересами. Наглядное тому подтверждение — история с кланом Арашуковых, которые планировали на деньги «Газпрома» устроить государственный переворот в Карачаево-Черкесии.
Замечу, ситуация с Украиной усугубляется тем, что исторически она более сложная. Напомню, изначально имелось два центра силы — Московско-Русское государство и Литовско-Русское. Территория Белой и Малой Руси входили как раз в состав последнего, и между двумя центрами наблюдалась серьезная геополитическая конкуренция — вспомните переписку Курбского с Иваном Грозным.
Сейчас, можно сказать, происходит возврат в те времена. Нынешняя Украина не только форпост Запада — хотя, безусловно, киевский режим всячески поддерживается западными партнерами. Главное в другом — Запад, я считаю, пытается выстроить из Украины альтернативную Россию. С тем, чтобы именно эта Вторая Россия выступила собирателем всех сил, которые противостоят нынешней Российской Федерации, рассматриваемой Западом как Московия.
Сегодня все исторические расколы и разломы в российско-украинском противостоянии Запад реанимирует. С этой точки зрения, нынешняя Украина — просто аватар Запада.
«СП»: — Вы считаете, если бы мы использовали «мягкую силу», до противостояния с Киевом не дошло бы?
— Мягкую силу никто не отменял. Глава Россотрудничества Элеонора Митрофанова на ПМЭФ-2018 оправдывалась тем, что американцы раздали различным организациям на Украине $1,5 млрд., в то время как Россия принципиально не занимается «подрывом режимов».
На деле, правительство Дмитрия Медведева скупилось выделить средства даже на развитие культурных связей с Украиной, в то время как Госдеп дошел буквально до каждой украинской районной газеты, и вел полномасштабную работу по переформатированию массового сознания.
Сейчас, замечу, нечто подобное происходит в Белоруссии, просто у нас об этом не любят говорить.
«СП»: — Что означают для нас пять лет украинского Майдана?
— Я считаю, это пять лет крупного геополитического проигрыша России. Причем, все те ошибки, которые были совершены до и во время событий второго Майдана сейчас тиражируются Кремлем.
Все это, замечу, происходило на фоне деклараций о поддержке нашими властями Русского мира. Так и хочется спросить: какой Русский мир? Вы покажите сперва пример развития, справедливого устройства жизни, внедрения передовых технологий, пример демократии, наконец! Только в этом случае, я считаю, к России потянутся другие страны.
«СП»: — Что нужно сделать Кремлю для исправления ситуации?
— Проблема не имеет какого-то одного решения — проблема в нас самих. Проблема в том, что мы не можем предъявить миру альтернативу. Образ России слишком непривлекательный — и наивно думать, что мы можем что-то исправить, подкупив элиту стран-соседей. $3 млрд., предоставленных режиму Виктора Януковича, и пропавших зря, показывают, что не нам тягаться ресурсами с Западом.
Мы должны, я считаю, наводить порядок у себя, и показывать, что мы лучше, чище, справедливее. Можно сказать, что помимо технологических вопросов есть вопрос краеугольный: что собой представляет Российская Федерация — недоразвитое Московское княжество или один из геополитических центров мира, к которому будут тяготеть бывшие окраины? Именно на него нам необходимо ответить.
Новости Украины: Гройсман сообщил, что Нафтогаз не справился с добычей газа
Кризис на Украине: Лукашенко поддержал Порошенко угольком