Сотрудник посольства США в Москве пытался провезти в багаже в столичном аэропорту Шереметьево минометную мину с взрывателем, но без взрывчатого вещества. Об этом, к передает сообщили в МИД России.
По словам дипломатов, снаряд выявили на входе с улицы в терминал D и изъяли. Отмечается, что работник посольства покидал Россию по окончании командировки и утверждал, что приобрел пустую мину «для личной коллекции». Поскольку он опоздал на рейс, ему помогли переоформить билет, и в 14:35 он беспрепятственно вылетел в Нью-Йорк.
Прибывшие на место взрывотехники подтвердили, что это действительно мина. Несмотря на то, что взрывчатого вещества в ней не было, его следы нашли внутри корпуса.
На Смоленской площади произошедшее Москва называет провокацией в отношении российского транспортного объекта. Известно, что пытавшийся пронести мину сотрудник связан с Вооруженными силами США.
«США, похоже, стараются протестировать надежность обеспечения безопасности России не только извне, регулярно устраивая провокационные рейды боевых кораблей и самолетов около наших границ, но и изнутри. Причем с задействованием сотрудников своего посольства», — цитирует дипломатов РИА Новости.
«С учетом высочайшего внимания, которое в самих США после терактов 2001 года уделяется обеспечению безопасности на воздушном транспорте, он просто не мог не понимать, что мина в багаже — это очень серьезно. Значит, пошел на такой шаг сознательно».
В МИД также рассказали, что дипмиссия США извещена о случившемся: «Надеемся, что посольство США разъяснит поведение своего работника», — отметили в ведомстве.
В МИД РФ считают, что произошедшее — попытка провокации в отношении аэропорта, и надеются, что посольство США даст комментарий.
— Определенно по этому поводу ничего сказать нельзя, — считает профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук Андрей Манойло.
— Возможно, сотрудник посольства США действовал умышленно, проверяя, как будет работать система безопасности Шереметьево. Он же наверняка обладает иммунитетом, он знал, что ему ничего не будет. Но нельзя исключать и обыкновенную глупость: сотрудников, обделенных природой умом, в США не меньше, чем в любой другой стране мира.
«СП»: — Почем это делает сотрудник посольства? Не боятся дипломатического скандала?
— Сложно сказать почему. Опять-таки, неясно какова была его истинная цель. Может быть, «коллекционер» слишком увлекся, а посольство об этом не знало.
«СП»: — А какой будет реакция Москвы? В очередной раз выразим возмущение?
— Да, вынесем предупреждение американской стороне. Этого достаточно.
«СП»: — А если бы мина была с взрывчатым веществом, что тогда?
— Если бы мина была с начинкой, то это бы квалифицировалось уже как незаконный оборот (контрабанда) оружия. А это уже уголовная статья.
«СП»: — В МИД поставили инцидент в один ряд с провокационными рейдами боевых кораблей и самолетов около наших границ. Это все элементы гибридной войны? Какова ее конечная цель?
— Отдельные действия одного отдельно взятого дурака не могут быть частью гибридной войны. Но МИД правильно поспешил «приклеить ярлык» «провокатора» на этого сотрудника американского посольства: пусть теперь США выгораживают своего гражданина, по-глупому вляпавшегося в скандал, и с виноватым видом оправдываются. Если же это не случайная оплошность, а заранее спланированная провокация, то тем более не надо пугать наших американских «партнеров»: не исключено, что за корпусом мины со взрывателем последует «Авангард» или «крылатка» с ядерным двигателем (американские коллекционеры ведь такие ушлые ребята, они не остановятся ни перед чем). Вот тогда их и надо будет взять с поличным.
— Разумеется, это не случайность и не оплошность, — уверен член Бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков.
— Какой бы дипломат ни был отмороженный милитарист-любитель (а таких в США всегда было вдоволь), он бы не стал так тупо подставляться, прекрасно зная об эффективной антитеррористической программе России. Очевидно, это намеренный и провокационный жест. Поместив в свой багаж мину-пустышку, человек, облеченный дипломатическими полномочиями, просто продемонстрировал стратегическое намерение Штатов — взорвать Россию. Но не буквально, путём силовых действий, а именно в рамках холодной или, как её ещё называют, гибридной войны, ведущейся на стыке террористических провокаций и мрачного символизма.
«СП»: — Как нам на это отвечать?
— Отвечать высокопарными заявлениями не имеет смысла. Надо действовать в понятном для гоп-ковбоев стиле. То есть — арестовать гражданина США, у которого был обнаружен потенциально опасный груз. Это в первую очередь. Затем выслать его. В-третьих, поставить перед Вашингтоном жесткое условие: либо официальные и глубочайшие извинения, а также немедленное освобождение российских военнопленных холодной войны (той же Марии Бутиной), либо разрыв дипломатических отношений. Все остальное малоэффективно.
— Мне кажется, не стоит из персонального идиотизма отдельно взятого американского дипломата выстраивать очень сложную конспирологическую цепочку, — считает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Это была минометная мина без взрывчатого вещества, он пояснил, что вез ее в свою частную коллекцию — в США гораздо спокойней относятся к обладанию гражданами различным вооружением. Он, конечно, знал, что нарушает российский закон, но, видимо, полагал, что как дипломата его не станут досматривать. А что мина имеет весьма характерный вид при просвечивании багажа, у него в мозгу как-то не сложилось.
«СП»: — В МИД расценили инцидент как попытку провокации в отношении российского транспортного объекта. Что теперь? Гневными заявлениями все ограничится?
— А что хотел американец спровоцировать? Ядерную войну? Ну если бы провез удачно, сказал бы, что российская таможня плохо работает? Ну новость, мягко скажем, не очень ценная. PR-специалистам МИД РФ следовало бы быть немного скромней, мне кажется.
«СП»: — Линейное управление МВД на транспорте по аэропорту Шереметьево немедленно известило о произошедшем американское посольство. Что, по-вашему, ответят дипломаты?
— Думаю, все будет зависеть от оценки произошедшего юристами посольства. Ведь грубо нарушен именно российский закон, а американский если и нарушен, то не грубо. Могут сообщить, что дипломат понес дисциплинарное взыскание, и даже что он больше не вернутся в посольство в Москве. А могу сослаться на неприкосновенность и просто «послать» — в более благоприятные времена в отношениях между РФ и США американские дипломаты устраивали в пьяном виде и ДТП со смертельным исходом, и ничего…
«СП»: — США не понаслышке знают об опасности терроризма. Они готовы сами пользоваться такими методами?
— Я уже сказал, это не терроризм, а идиотизм. У нас часто квалифицируют как терроризм деяния, к терроризму отношения никакого не имеющие. В конце концов, американец вез разукомплектованную мину в США из России, а не наоборот. И планов размахивать ей в самолете тоже, очевидно, не имел. Вот пусть с ним на родине героя и разбираются, а пресс-службе МИДа следовало бы ограничиться просьбой к Госдепартаменту тщательней отбирать сотрудников по психиатрическим критериям. Хотя в США эти критерии тоже мягче, чем у нас…
«СП»: — А в нашем МИД поставили инцидент в один ряд с провокационными рейдами боевых кораблей и самолетов около наших границ.
— Я еще раз повторю: PR-специалистам МИД следовало бы быть скромнее. Можно, конечно, провоз мины в самолете сравнить и с бомбардировкой Хиросимы, но это не очень убедительная аналогия. Рейды украинских кораблей не просто имеют провокационную составляющую, это украинским руководством даже не скрывается. А тут масштаб, мягко скажем, пожиже… Просто после крушения СССР значимость дипломатической службы в России для американцев сильно понизилась. Это можно видеть и по деградации уровня послов, и по сотрудникам посольства в целом. Так, страна третьего мира, можно направлять чьих-нибудь дебильных племянников. С учетом же изменившихся отношений с США я бы только радовался — было бы хуже, если в московском посольстве США снова появились бы суперпрофессионалы. Тогда нашему МИДу и ответить было бы нечем. А так — развлекаются…
Новости политики: К мэру Риги Нилу Ушакову пришли с обыском