Финансирование разведслужб США вырастет до $86 млрд., что на 6% больше по сравнению с прошлым годом. Об этом в среду, 20 марта, сообщил «Коммерсант». Разумеется, в том случае, если новые проекты бюджетов, запрошенных Пентагоном и Управлением директора национальной разведки, одобрит американский Конгресс.
По информации The New York Times, эти средства будут направлены, в том числе на улучшение качества разведывательных операций, из них планируется финансировать сбор разведданных спутниками-шпионами и беспилотниками, а также операции за рубежом.
Из $86 млрд., запрошенных администрацией Дональда Трампа, $62,8 млрд. отводится Управлению директора национальной разведки (УДНР), а $22,95 млрд. — Пентагону. При этом нет никаких подробностей, на что именно будут потрачены деньги.
«Коммерсант» обращает внимание на то, что запросы разведок растут с 2016 года, но в этот раз внимание экспертов и прессы привлек масштаб роста. Так, бюджет военной разведки США в 2018 году вырос по сравнению с 2017 годом всего на 2,4%, тогда как в этот раз запрашиваемая цифра больше прошлогодней на 7,6%.
В обновленных доктринах разведсообщества США, вышедших в январе 2019 года, главной угрозой интересам Вашингтона названы Россия и Китай, так что дополнительные средства в значительной степени будут направлены на их сдерживание. Москва и Пекин, по мнению авторов документа, «извлекают выгоду из эрозии послевоенного мирового порядка и изоляционистских настроений на Западе» и пытаются за счет этого укрепить свое влияние".
Также отмечается, что новый разведывательный бюджет будет приниматься в трудное для руководства УДНР время, на фоне того, что Дональд Трамп открыто выражает ему недоверие. Это связано с тем, что оценки по поводу ряда ключевых моментов (в частности, вопроса о т.н. «вмешательстве» России в выборы 2016 года) у представителей разведсообщества часто расходились с собственными оценками президента. В конце февраля газета The Washington Post со ссылкой на источники в администрации президента писала о намерении Трампа уволить главу УДНР, которого в Белом доме считают «нелояльным».
— Спецслужбы США всегда настаивают на увеличении своих бюджетов, требуя от Конгресса выделения новых ассигнований на национальную разведку, — напоминает профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук Андрей Манойло.
— Аппетиты ведь у них с течением времени растут, бюрократический аппарат — тоже, и всем хочется кушать, от высокого руководства до рядовых клерков. Но вот беда: эффективность работы американской разведки со временем не только не улучшается, но, наоборот, падает. Если в компьютерной слежке они достигли определенных успехов (хотя до сих пор так и не смогли подавить «ольгинских» троллей), то в оперативной области у ЦРУ в активе только резонансные провалы.
Американских агентов массово ловят по всему Ближнему Востоку, в Африке и Латинской Америке. Секретные оперативные комбинации утекают из Лэнгли (территория в округе Фэрфакс в штате Виргиния, где находится штаб-квартира ЦРУ — ред.) прямиком в свободные СМИ задолго до начала их практической реализации. Или, что еще хуже, во время самой операции, сдавая противникам США кадровых сотрудников разведки США и их агентуру пачками (единственная область, в которой наблюдался явный прогресс — это область информационных операций).
В 2012−13 гг. эти массовые провалы, свидетельствующие об ухудшении качества разведки США, были на время прикрыты специальной информационной операцией ЦРУ, благодаря которой в руки американских журналистов «случайно» попали совершенно секретные сведения об успешных операциях ЦРУ на ближнем Востоке, в Йемене по ликвидации главарей ИГИЛ* и Аль-Каеды**. Из сведений, попавших в СМИ в результате организованной спецслужбами США утечки, следовало, что ЦРУ не сидит без дела. Тогда критику разведсообщества США удалось на время пригасить, и они даже получили от Конгресса дополнительные деньги на «продолжение ликвидаций».
Сейчас руководители разведки США просят денег, потому что те, что были, уже кончились. Теперь для этого есть новые основания: Россия и Китай сейчас главные враги, на сдерживание этих двух монстров, конечно, нужны десятки миллиардов долларов. В том числе, на продолжение проведения таких операций как «Дело об отравлении Скрипалей» и для подготовки кадров по гибридным войнам в Джорджтаунском университете.
«СП»: — Бюджет военной разведки США в 2018 году вырос по сравнению с 2017 годом всего на 2,4%, а в этот раз — сразу на 7,6%.
— Речь идет о росте бюджета именно военной разведки — Разведывательного управления Министерства обороны США (РУМО), которое сейчас экстренными темпами усиливается сразу по нескольким причинам.
Первая: у Соединенных Штатов выросло число конфликтов, в которых они принимают непосредственное участие (Ливия, Сирия, Украина, Йемен
Третья: призраки агентов ГРУ Петрова и Боширова страшно пугают пентагоновское руководство, которое считает, что эти два парня проникли в Солсбери только потому, что их вовремя не перехватили агенты РУМО (которых, как известно, пока на всех не хватает).
«СП»: — Одобрит ли Конгресс новые проекты бюджетов?
— Думаю, вряд ли одобрит: нижняя палата принадлежит демократам, а руководство разведывательного сообщества — республиканцы. Если только конгрессмены захотят новыми ассигнованиями перетянуть руководство разведки на свою сторону (купить его лояльность) и оторвать его от Трампа.
«СП»: — Какую опасность Россия и Китай представляют для США по этой линии?
— Россия и Китай — это прекрасно сконструированные, отлично брендированные и прекрасно раскрученные пропагандой США образы врага. Под эти бренды можно выпросить любые ассигнования — настолько они выглядят для простого американского обывателя пугающими и отталкивающими. Россию и Китай используют как торговую марку, которую «продают» налогоплательщикам в роли врагов за те деньги, которые американцы из своих налогов направляют на борьбу с русскими и китайцами. Это бизнес и маркетинг, ничего личного. Если так случилось, что образ врага в лице России и Китая сформировался, значит, на этом надо поднимать большие деньги, каждый раз очень дорого продавая его своим избирателям.
«СП»: — У Трампа не очень хорошие отношения с главой УДНР Коутсом. Тем не менее, он готов выделить ему деньги. В чем логика?
— Деньги дает не президент, а Конгресс, точнее, его нижняя палата. А она — республиканская. Коутс, нелояльный Трампу, вполне может быть своим парнем для Конгресса. И тот может дать ему денег даже назло Трампу — все зависит от того, насколько глубоко Коутс лично «прогнется» перед комитетом по разведке, и будет ли ему этот «прогиб» засчитан.
Политолог Иван Лизан уверен, что Конгресс выделение денег одобрит.
— По крайней мере, никаких принципиальных причин для отказа в повышении объёмов финансирования нет.
«СП»: — О чем говорит резкий рост бюджета военной разведки?
— Это говорит о том, что США готовятся активнее противостоять России и Китаю, а также сделали выводы из неудач в Венесуэле, а новые гипотетические провалы решили предотвратить путём выделения финансирования. Можно выдвинуть и несколько конспирологическую теорию: разведчикам дают больше денег, чтобы они забыли о Трампе, но ни доказать, ни опровергнуть это нельзя, поэтому будем исходить из общей тенденции милитаризации США и более активного противодействия РФ и КНР.
«СП»: — На что могут пойти эти суммы? О каких операциях может идти речь?
— Да на что угодно. От цифровой разведки до классического шпионажа или кибератак. На что их потратят американские разведчики, знают только их начальники.
«СП»: — Почему снова главные противники мы и Китай?
— Россия скорее рассматривается как довесок. Основная угроза — КНР с её программами по производству полупроводников и роботов, а также планами по развитию сетей 5G. Поэтому противостоять будут Китаю. Это примерно такая же история как с договором об РСМД, основная причина его расторжения — Китай, а не Россия. США просто стараются максимально развязать себе руки.
«СП»: — В докладе Коутса говорится, что сказано, что «Москва и Пекин будут сотрудничать, чтобы совместно противостоять целям США и их союзников», и попытаются «совместно изменить глобальный порядок в свою пользу». Насколько это реально, ведь Китай старается воздерживаться от всяких союзов во внешней политике…
— Китай — это каменная глыба, но меняется и переход в политике из количества в качество, он может быть стремительным. Сегодня изоляционизм, а завтра экспансия, поэтому исходить нужно из того, что Китай, сталкиваясь с сопротивлением со стороны США и попытками выдавить китайский капитал из стран третьего мира (Южная Америка и Африка) будет всё активнее защищать свои интересы. А США продолжат давить на Китай, это примерно, как противостояние между колониальными державами накануне Первой мировой войны, когда французы сцепились с англичанами в Фашоде, а немцы ломали копья с французами в ходе Танжерского и Агадирского кризисов.
С Россией США бодаются с перерывами на обамовские «перезаргузки» с 2008 года. Так что США будут всячески стараться замедлить потерю свою лидерства в мире. Это вполне естественная политика слабеющего гегемона.
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена
** «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Новости политики: Вице-председатель Бундестага призвал выгнать американского посла из страны
Международное положение: В Сербии назревает свой Майдан