Президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил о провале попытки переворота.
Он поздравил военное руководство страны, которое руководило «разгромом небольшой группы, пытавшейся наполнить Венесуэлу насилием», и распорядился расследовать попытку произошедшее.
«Это не останется безнаказанным. Я переговорил с генеральным прокурором, и он назначил трех национальных прокуроров, которые допрашивают всех замешенных в этом событии, и им поручено провести расследование и вынести уголовные обвинения», — заявил он.
Президент рассказал, в ходе путча были ранены пятеро военных, двое из которых в тяжелом состоянии.
Напомним, в Венесуэле во вторник, 30 апреля произошли столкновения оппозиционеров с силами правопорядка. Поводом стал призыв самопровозглашенного «президента» Хуана Гуайдо к государственному перевороту. Сообщается, что манифестанты устроили беспорядки в районе Чакао, правоохранители для их разгона применили слезоточивый газ и резиновые пули.
Как сообщает Агентство Associated Press со ссылкой на руководителя больницы в Чакао, 30 человека ранены, 16 получили травмы и трое отравились газом, один человек получил огнестрельное ранение.
Все началось после того, как Гуайдо у себя в «Твиттере"объявил о старте финальной фазы операции «Свобода», направленной на свержение Николаса Мадуро. Он сообщил, что сейчас он встречается с «основными соединениями наших вооруженных сил» и заверил, что «конец узурпации необратим».
Призыв Гуайдо к беспорядкам был открыто поддержан в Вашингтоне. Советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон призвал армию Венесуэлы перейти на сторону оппозиции, подчеркнув, что США рассчитывают сменить власть в стране «как можно быстрее».
Тем не менее, военные Венесуэлы отказались изменить присяге. Глава Минобороны Владимир Падрино Лопес заявил, что армия будет защищать порядок и мирную жизнь и готова в случае необходимости применить оружие.
«Те, кто придёт к Мирафлорес (президентскому дворцу. — ред.) ради насилия, будут побеждены насилием. Если будет нужно применить оружие, мы его применим», — подчеркнул он.
Министр связи и информации Хорхе Родригес рассказал, что власти предпринимают меры против группы предателей.
«Сообщаем народу Венесуэлы, что в данные минуты мы противостоим небольшой группе военнослужащих-предателей, которые расположились на развязке Дистибуидор Альтамира и продвигают проведение государственного переворота против конституции и мира в республике», — заявил он.
Тем временем США заявили о попытке Мадуро бежать из страны.
В интервью телеканалу CNN госсекретарь Майкл Помпео сообщил, что президент Венесуэлы планировал уехать на Кубу, но властям России удалось его уговорить не делать этого.
«У него на взлетной полосе уже стоял самолет», — заявил Помпео, добавив, что США будут усиливать давление как на самого Мадуро, так и на тех, кто его поддерживает.
«Я не уверен, что он тревожится на этот счет. Надеюсь и молюсь, что действительно тревожится», — сказал госсекретарь.
Министр иностранных дел Венесуэлы Хорхе Арреаса ответил Помпео, что все его заявления— попытка скрыть провал госпереворота.
«Ложные новости… Очень грустный способ признать, что госпереворот, который вы поддерживали, провалился… Еще раз», — подчеркнул он.
— В Венесуэле активная политическая жизнь, проходящая не только и не столько в соцсетях или на ТВ, сколько на улицах Каракаса, — уверен исполнительный директор международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— За последние годы у оппозиции сменилось несколько лидеров, которые, как казалось, могли бы стать серьёзной угрозой власти Чавеса, а затем и Мадуро. Чтобы сохранить свой авторитет как единственного на сегодняшний день лидера, объединяющего протестные силы, Хуану Гуайдо необходимо регулярно заявлять о себе, при этом повышая градус противостояния с Мадуро. Кроме того, не стоит забывать, что подавляющее большинство государств Америки, включая США, уже признало Гуайдо законным президентом Венесуэлы. Он чувствует их поддержку и действует весьма резко. Президенту — или самозванцу, по версии Мадуро, — с таким кредитом международного доверия многое позволено.
«СП»: — Почему у них ничего не вышло?
— Это не отдельный эпизод, а настоящий сериал, причём с несколькими сезонами. Общее количество сезонов изначально не обозначено, но нынешний — в отличие от «Игры престолов» — вряд ли будет последним. Сегодня баланс сил, очевидно, склоняется в пользу Николаса Мадуро и поддерживающих его силовиков. Завтра что-то может измениться. В среднесрочной же перспективе, при сохранении текущей динамики, чавистский «социализм XXI века» не представляется жизнеспособным.
«СП»: — США изначально сделали ставку на подкуп армии. Стратегия провалилась?
— Венесуэла, как и, например, Куба, не представляет для Вашингтона сколько-нибудь серьёзную угрозу в военном или идеологическом плане. Противостояние эпохи Холодной войны, когда в США всерьёз опасались роста инспирированных СССР и его союзниками прокоммунистических настроений, ушло. В этой связи американская стратегия по смене режима в Венесуэле может работать ещё год или десять лет — спешка в этом вопросе не требуется. Созревшее яблоко само упадёт рано или поздно. Разумеется, недовольным Мадуро венесуэльцам хочется, чтобы это случилось раньше, но тогда, с точки зрения Вашингтона, им нужно активнее протестовать.
«СП»: — Министр иностранных дел Венесуэлы Хорхе Арреас указал на то, что призывы Вашингтона поддержать восстание безоговорочно выдают «авторство» США в организации госпереворота. Он прав? Это была инициатива США или импровизация Гуайдо?
— Венесуэльская ситуация напоминает известную притчу про Насреддина, где все оказываются правы: и Гуайдо, которого назначил временным президентом оппозиционный Мадуро парламент, и верные Мадуро министры, обвиняющие США в поддержке государственного переворота, и Россия, официально выступающая против какого-либо вмешательства внешних военно-политических игроков во внутренние дела Венесуэлы. Правы, помимо прочих, и венесуэльцы, которые хотят жить хотя бы «как при Чавесе». Другой вопрос, что ни в Вашингтоне, ни в Каракасе, ни где-то ещё не существует волшебной палочки, которая смогла бы всё это организовать.
«СП»: — Можно ли сказать, что власть Мадуро вчера легко отделалась? Будут ли еще попытки?
— Устойчивость власти Мадуро в основном зависит от его соглашения с силовиками, которые в целом контролируют венесуэльскую улицу. Попытки Гуайдо и, предположительно, внешних сил подкупить верхушку силовиков и гарантировать генералам иммунитет пока, как видим, успеха не имеют. Рискну предположить, что связано это не только и не столько с глубоким патриотизмом и неизменной верностью присяге со стороны силовиков, сколько с тем, что они имеют все основания не доверять своим визави. В конце концов, протесты в Венесуэле идут не против конкретного Мадуро, но против существующей в стране «системы», которая, конечно, включает в себя силовиков разного уровня.
Точка в противостоянии не поставлена, продолжение будет.
— Дело в том, что пауза в операции по свержению режима Мадуро несколько затянулась, и США решили подстегнуть «патриотов», вместо активных действий ведущих с Мадуро только словесную перепалку, — считает профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук Андрей Манойло.
— В принципе, для свержения Мадуро Вашингтону никакой Гуайдо даром не нужен: они могли бы в любой момент высадиться в Каракасе, арестовать Мадуро и вывезти его в Соединенные Штаты или на базу Гуантанамо — точно также, как они в свое время арестовали и похитили генерала Норьегу. Если бы США хотели бы именно покарать Мадуро, все бы решилось в полпинка. Но в планы Вашингтона, по-видимому, входит не только наказать Мадуро, но и сделать эту порку публичной и образцово-показательной, так, чтобы Мадуро, при попытке бегства из страны с очередным золотым батоном под мышкой растерзал бы сам «восставший народ». А потом устроить трибунал в отношении всех оставшихся сторонников режима. Тогда не только режим рухнет, но и идея боливарианского социализма будет надолго дискредитирована (в том случае, если Мадуро покарают те самые обездоленные слои общества, которые прежде были основной опорой чавистов). Вот тогда это, с точки зрения Трампа и Болтона, будет выглядеть «красиво», «на окей». В этом плане заявление Гуайдо о переходе «операции Свобода» в финальную стадию и призыв Болтона к армии Венесуэлы выступить против законной власти продиктованы поторопить выжидающую армейскую верхушку, подтолкнуть их к активным действиям.
Очевидно, что Хуан Гуайдо сделал свое заявление по приказу из Вашингтона. Именно поэтому Болтон сразу же его поддержал. Возможно, и конспект заявления Гуайдо передали люди из посольства США непосредственно перед радиоэфиром.
«СП»: — Почему у них ничего не вышло вчера? Почему режим Мадуро держится?
— Почему не вышло? Потому что это был просто призыв, а не сигнал к всеобщему вооруженному мятежу. США устами Гуайдо и Болтона намекнули венесуэльским военным, что уже пора определяться, с кем они. Именно поэтому основная масса армии не пришла в движение —они думают.
В то же время часть военных все же вышла на улицы и даже участвовала в перестрелках, что говорит о том, что их видимо все же выдвинули на передовую. Но не для того, чтобы арестовать Мадуро, а для того, чтобы попугать.
«СП»: — США изначально сделали ставку на подкуп армии. Стратегия провалилась?
— Нет. Похоже, часть армии США подкупили. Теперь у них задача — заставить генералов отрабатывать полученные деньги.
«СП»: — Госсекретарь США Майкл Помпео сообщил, что президент Венесуэлы Николас Мадуро планировал уехать из страны во вторник утром, но властям России удалось его уговорить не делать этого. Может ли такое быть?
— Может. Но может и обратное. Я не стал бы доверять словам Помпео, так как очень сомневаюсь в его компетенции.
«СП»: — Будут ли еще попытки? Или враги Мадуро изменят тактику?
— Это была не попытка, а всего лишь репетиция. Своего рода тест, сигнал, знак. Главные события еще впереди. То, что угроза была реальной, говорит тот факт, что Мадуро под предлогом борьбы с организаторами мятежа поспешил «зачистить» (арестовать) всех военных из своего окружения, которых он подозревал в утрате личной преданности. США тактику менять не будут: пока все идет по их сценарию, только очень медленно.
Новости мира: Путин сменил посла России в Белоруссии