В канун начала визита в Россию государственного секретаря США Майка Помпео на Ближнем Востоке крутое обострение ситуации. Арабы уже обвинили в эскалации Иран, эффективность санкций в отношении которого Помпео и должен был обсуждать с российским руководством. Так кто заинтересован в том, чтобы «поджечь» Ближний Восток?
Кто спалил арабскую нефть?
В понедельник начинается двухдневный официальный визит в Россию государственного секретаря США Майка Помпео. Это первый подобный визит за последние годы: ранее, в апреле 2017-го, в Москве побывал Рекс Тиллерсон, который провел встречу с главой российского внешнеполитического ведомства Сергеем Лавровым.
Помпео же, как ожидается, сможет встретиться с самим Владимиром Путиным и обсудить с ним, в частности, ситуацию вокруг Ирана. США ужесточают экономические и политические санкции против Тегерана, который отвечает взаимностью, наращивая антиамериканскую риторику.
Вряд ли является совпадением то, что прямо накануне визита Помпео в Россию ситуация на Ближнем Востоке неожиданно накалилась.
Утром 12 мая ливанский телеканал Al-Mayadeen распространил «новость» о том, что в порту Эль-Фуджейра (это один из крупнейших морских портов Объединенных Арабских Эмиратов) были взорваны и горят семь крупных нефтеналивных танкеров. Al-Mayadeen также сообщил, что над территорией порта барражировали американские и французские военные самолеты.
Арабские власти немедленно опровергли эти сообщения: Абдул Халик Абдулла, советник наследного принца Абу-Даби, заявил, что фейковые новости о «нападениях» на ОАЭ распространяют ненавидящие страну силы — Иран, Турция или экстремистское движение «Братья-мусульмане» *. Иран был упомянут неслучайно: телеканал Al-Mayadeen считается близким к шиитскому движению «Хезболла», спонсируемому Тегераном.
А вскоре выяснилось, что новости не очень-то и фейковые. Вечером 12 мая министерство иностранных дел ОАЭ сообщило о том, что четыре торговых судна, следовавших под иностранными флагами по Оманскому заливу (в котором и расположен порт Эль-Фуджейра), подверглись спланированному террористическому нападению. Никаких подробностей терактов МИД не сообщил — за исключением того, что жертв среди моряков нет, а корабли не потоплены.
«Американцы постоянно провоцируют Иран»
О том, какие последствия будет иметь теракт в Арабских Эмиратах (пусть даже пока и неизвестны его подробности), «Свободная пресса» обсудила с нашим постоянным экспертом — старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН Михаилом Рощиным.
«СП»: — Михаил Юрьевич, могут ли, на ваш взгляд, быть связаны теракты в Фуджейре с визитом американского госсекретаря?
— Связаны в том смысле, что идет серьезное обострение вокруг Ирана: США идут на обострение, и Иран тоже. Обстановка накаляется. Помпео отменил два других своих визита и торопится в Россию. Думаю, постарается встретиться с Путиным. И, полагаю, будет говорить именно об Иране: он же понимает, что у России и Ирана особые отношения, и Россия сегодня, наверное, единственная в мире страна, к которой иранское руководство прислушивается.
«СП»: — А американцев вообще возможно переубедить в отношении к Ирану?
— Американцы направляют авианосец в Персидский залив. А иранцы, в свою очередь, показывают, что они не боятся и могут сильно ударить по американским союзникам. Если это произойдет, может вспыхнуть конфликт серьезней, чем в Сирии. Заинтересованность американцев в этих условиях в переговорах с Россией более, чем очевидна.
Я недавно побывал в двух странах Европы (Франции и Венгрии) и убедился, что среди широких слоев населения международный авторитет Путина и России, как никогда высок.
А вот отношения США с европейскими союзниками сильно разладились при Дональде Трампе. Обостряются американо-китайские отношения. Роль России при таком развитии событий будет повышаться, тем более что наш президент и МИД в последние годы успешно балансируют в своих контактах с разными, подчас враждебными друг другу сторонами.
Полезным обстоятельством, думаю, является наше неизменное уважение к базовым принципам международного права.
«СП»: — Ну, а Иран — это наш союзник или, скорее, тут действует принцип «враг моего врага — мой друг»?
— Иран в сирийском конфликте, безусловно, был и остается союзником. В более широком плане ситуация сложнее, так как сунниты преобладают в арабо-мусульманском мире, и не считаться с этим нельзя.
Тегеран старается в условиях обострения отношений с США найти выход из тупика, и поэтому обратился к европейцам с идеей переформатировать ряд положений из соглашения по иранскому ядерному досье. Но американцы постоянно стараются спровоцировать Иран на необдуманные поступки.
«СП»: — Вы имеете в виду, например, информационный вброс о подрывах танкеров?
— Пока все же не совсем ясно, что конкретно произошло в районе Эль-Фуджейры. Судя по тому, что мне в настоящее время известно из ближневосточных СМИ, акция носила скорее характер предупредительной угрозы.
Но атака на танкеры и нефтеналивные терминалы — это вполне возможное развитие событий в случае, если борьба на Ближнем Востоке, в которую США настойчиво вовлекают Иран, развернется по-настоящему.
*Организация «Братья мусульмане» по решению суда Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года признана террористической, её деятельность на территории Российской Федерации запрещена.
Международное положение: Вашингтон решил воевать и против Москвы, и против Пекина
Новости внешней политики: Французский политик потребовал прекратить «антироссийскую истерию