Новостной портал Asia News сообщил, что православный Синод епископов Тбилисского патриархата будет твердо, но мирно отстаивать свое право на Лавру святого Давида Гареджи, которая расположена на азербайджанском южном склоне горы Удабно. Данное заявление было распространенно после того, как Баку открыл границу для прохода граждан Грузии в этот монастырь.
На Кавказе могла бы вспыхнуть новая война, еще более жесткая, чем конфликт в Нагорном Карабахе, если бы азербайджанская сторона не пошла навстречу. По сообщению Eurasia Daily Monitor, кризис в отношениях между кавказскими соседями возник в апреле после того как Саломе Зурабишвили, нынешний президент Грузии, сфотографировалась с группой грузинских солдат на фоне монастыря Давида Гареджи.
Азербайджанцы в этой связи припомнили ей, что в прошлом году во время поездки в Баку в статусе оппозиционного политика она требовала вернуть эту территорию, как исконно грузинскую. Поэтому присутствие на коллективном снимке рядом с ней пограничников было расценено Баку, как угроза территориальной целостности государства.
Если в 2018 году на поведение Зурабишвили махнули рукой, то сегодняшняя демонстрация грузинской претензии на южный склон горы Удабно вызвала сильнейшее раздражение президента Алиева. И тот «наказал» соседку, лишив ее доступа к православным святыням на своей территории. Причем, сделал это накануне православной Пасхи, что, безусловно, является показательным неуважением к Грузии.
В Тбилиси в ответ решил применить мягкую силу, послав к границе сотни машины с гражданскими активистами. Видимо, так Саломе Зурабишвили хотела привлечь международное внимание к проблеме «Давида Гареджи» — к православной святыне грузин. «Давид Кацарава, лидер движения против оккупации монастыря, и «тысячи молодых людей и патриотов со всей Грузии решили пройти в монастырь, несмотря на противодействие азербайджанских властей, чтобы подчеркнуть важность Давида Гареджи для Грузинской церкви». Об этом говорится в статье «Грузинский «крестовый поход» в Азербайджан», которую опубликовал портал Asia News.
Акция началась с того, что некоторые монахи вышли на улицы при поддержке грузинского Синода, опасаясь «провокаций» азербайджанского правительства, которое владеет частью комплекса с советских времен.
Текущий кризис вокруг Лавры Давида Гареджи миновал благодаря бездействию азербайджанских пограничников и полицейских, которые молча наблюдали над тем, как грузины подняли над монастырем своей национальный флаг. Можно не сомневаться, что произошли закулисные переговоры, после чего Баку разрешил активистам пройти к Лавре, а Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, в свою очередь, призвал «не ставить под угрозу грузино-азербайджанские отношения. Он обвинил неназванную „третью силу“ в обострении отношений между двумя соседними государствами».
Что это за «третья сила», сказано не было. Но в свете постоянных разговоров о якобы «постсоветской политике «разделяй и властвуй», можно не сомневаться, о ком шла речь. Конечно, о зловредной Москве, которая спит и видит, как стравить кавказцев. Не совсем понятно, однако, причем здесь Давид Кацарава, который регулярно проводит акции протеста вблизи границ Южной Осетии и Абхазии, требуя от России вернуть эти территории.
Показательно, что нынешняя акция протеста против исторической несправедливости состоялась в день независимости Азербайджана, как очередной намек на неправедное «советское наследие».
В этих местах еще с эпохи СССР граница между соседями проходит по вершине горы Удабно. Отметим, что упоминание «владеет частью комплекса с советских времен» в подобных сообщениях регулярно встречается в тбилисской прессе. Такая трактовка дает основание для политических спекуляций и русофобских настроений на Кавказе. Мол, Москва, будучи столицей СССР, подобно колониальному Лондону, специально «заложила мину замедленного действия».
В целом, между Азербайджаном и Грузией порядка 35% приграничных территорий объявлены спорными, но самым конфликтным и взрывоопасным является местоположение Лавры св. Давида Гареджи. Несмотря на то, что после распада СССР прошло более четверти века, бывшие социалистические республики так и не провели демаркацию границ.
По утверждению грузинских экспертов, участок склона Удабно (где находится святыня) не представляет какой-либо ценности для Баку. Дескать, разговоры о том, что гора представляет для азербайджанцев стратегическую или историческую значимость, «притянуты за уши». Между тем, дважды лидеры Грузии — Эдуард Шеварднадзе и Михаил Саакашвили — предлагали отцу и сыну Алиевым, президентам Азербайджана, в четыре раза больше земли на обмен. И оба раза получили отказ.
Словом, если завтра «стратегическая дружба» между Тбилиси и Баку, основанная на нелюбви к Москве, ослабнет, то, с огромной долей вероятности, в районе горы Удабно возникнет еще один непримиримый очаг войны. Об этом еще в 2007 году писала газета Middle East Times, которую выписывает Конгресс США, как наиболее авторитетное издание о Востоке.
«Несмотря на культурные и религиозные различия, эти две страны становятся все более близкими в связи с тем, что стали слабеть отношения с Россией из-за их все более прозападной внешней политики», отмечает Middle East Times, комментируя спор вокруг православной святыни. В то же время, по словам автора публикации Майкла Мэйнвилла, Грузия и Азербайджан никогда не забудут древние претензии друг к другу.
Между тем, после «пасхального закрытия границы» произошло еще одно показательное событие: Азербайджан и Турция приняли совместное решение не приглашать грузинских представителей в Анкару на важное экономическое совещание (которое состоялось 20 мая), посвященное модернизации железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. В Грузии вполне логично восприняли демарш Баку и Анкары как очередное унижение Тбилиси. По сути, Алиев и Эрдоган показали Зурабишвили, что страна, которой она руководит, нищенка на фоне богатых соседей.
Более того, если, не дай бог, вспыхнет военный конфликт из-за Лавры святого Давида Гареджи, то на стороне азербайджанцев выступит сильнейшая турецкая армия. Причем, на этот раз руку помощи Россия не протянет, а США предпочтут не вмешиваться. Зачем американцам идти на очередное обострение с турками, и главное — ради чего?
Постсоветское пространство: Михаил Делягин: Чему огромная Россия может поучиться у маленькой Грузии
Новости политики: Додон утверждает, что за его голову дают миллион евро