Президент Украины Владимир Зеленский призвал Россию начать урегулирование конфликта в Донбассе. По его словам, для этого можно было бы осуществить обмен удерживаемыми лицами. Такое заявление, как сообщает пресс-служба главы государства он сделал в ходе встрече с председателем немецкого бундестага Вольфгангом Шойбле, на которой обсуждались практические шаги по «прекращения войны и возвращения заложников».
Зеленский высказал мнение, что даже небольшой обмен пленными мог бы продемонстрировать готовность другой стороны начать процесс деэскалации. Обмен людьми мог бы состояться в формате ««15 на 15» или хотя бы «10 на 10».
Зеленский также отметил, что Украина уже сейчас готовит проект развития Донбасса. «И здесь Европа может помочь. Нам надо отстраивать школы, детсады, дороги, которых нет», — заявил он.
Накануне Зеленский также посетил Францию, где по итогам встречи со своим французским коллегой Эммануэлем Макроном говорил о том, что готов обсуждать прекращение огня в Донбассе в рамках минских договоренностей. Тогда же он сообщил о готовности добиваться освобождения пленных и находящихся в России граждан Украины, включая задержанных в конце ноября в ходе керченского инцидента моряков. Украинский лидер заявил, что он и народ не могут ждать еще пять лет.
«Мы хотим прекратить войну. Но чтобы завершить войну, этого должны захотеть две страны. И Россия, и Украина», — подчеркнул Зеленский. Украинский лидер также сообщил о готовящейся встрече внешнеполитических советников стран «нормандской четверки» — Украины, России, Германии и Франции, которые будут обсуждать встречу на уровне глав государств.
Президент Франции Эммануэль Макрон указал на необходимость установить определенные условия для продолжения переговоров. «Есть вопрос заключенных, вопрос прекращения огня, есть все то, что документирует минский процесс с самого начала», — подчеркнул он.
В то же время он отметил, что видит готовность украинского лидера находить новые форматы минских переговоров, добиваться прекращения огня и вести диалог с людьми, проживающими на территории Донбасса, неподконтрольной Киеву. В ответ на это Зеленский назвал его слова «ошибкой» и напомнил, что Киев не собирается вести прямой диалог с Донецком и Луганском.
— Я вообще не понимаю, при чем здесь Россия, — отмечает обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.
— Как и не понимаю, зачем нужно придумывать дополнительные формулы, если Минским соглашением предусмотрена простая формула «всех на всех». Он говорит о том, что «противная сторона» должна продемонстрировать свою добрую волю. Так это ведь Украина препятствовала обмену по этой формуле. Вот пусть и соглашается на предусмотренную Минском схему обмена — смею вас заверить, никаких препятствий со стороны ДНР и ЛНР не будет.
«СП»: — Зеленский уже не в первый раз об этом говорит, и что? От кого это вообще зависит? Кто может решать такие вопросы?
— Это тоже предусмотрено Минским соглашением: переговоры ведутся в рамках работы Трехсторонней группы в Минске. Причем формально они ведутся уже не один год, только после обмена пленными, совершенного полтора года назад, Украина фактически прекратила сотрудничество по данному вопросу.
«СП»: — Зеленский, по-прежнему, не желает следовать «Минску», хотя снова и снова заявляет, что готов обсуждать прекращение огня в Донбассе в рамках минских договоренностей. Как это понимать? Чего он вообще хочет добиться подобной непоследовательностью?
— Мне кажется, Зеленскому и его команде стоило бы наконец хотя бы раз прочитать текст Минского соглашения. Ну ладно, он не удосужился сделать это до выборов. Но сейчас-то он уже президент, который ездит на Запад и регулярно ссылается на документ, которого и в глаза не видел. А ведь стоило бы взглянуть — там небольшой документ, его осилить не сложно.
«СП»: — Как, по-вашему Франция и Германия оценили Зеленского и его инициативы? Готовы ли с ним работать?
— Судя по непониманию, возникшему между Макроном и Зеленским в ходе их совместной пресс-конференции, можно предположить, что западные лидеры тоже свято уверены, что президент Украины знает суть и содержание Минских соглашений. Поэтому Макрон и был уверен, что раз Зеленский говорит о своем намерении их выполнять, то он понимает, что это означает прямые переговоры с Донбассом. Но к своему удивлению, узнал, что Зеленский имел в виду что-то другое. Такое непонимание может привести к серьезным последствиям.
«СП»: — Зеленский также предложил Европе поучаствовать в восстановлении Донбасса. Как он это представляет, и что на это скажут европейцы?
— Европейцы своих денег на ветер стараются не бросать. Конечно, никто ничего выделять не будет. Особенно сейчас, когда Украина продолжает бомбить эту территорию. Какой смысл что-то восстанавливать, если завтра это могут снова уничтожить? Для начала Киеву следовало бы выполнить первые пункты Минского соглашения и прекратить огонь. Но на это Зеленский, как мы видим, пока не способен…
Киевский публицист Дмитрий Скворцов указывает на то, что конкретика (какая-никакая) звучит от Зеленского впервые.
— И впервые он об этом говорит в качестве полноценно действующего президента, а не как кандидат или в инаугурационной речи. И это уже, слава Богу, хоть какой-то обнадёживающий месседж. Сигнал готовности перейти от слов к делу.
«СП»: — Возможен ли вообще обмен в указанном формате? Что он даст?
— Ну, даст освобождение хотя бы десяти политзаключённых, что уже не мало, учитывая, что это десять человеческих жизней, судеб, семей. С другой стороны, несколько глупо выглядит мотивация Зеленского («такой шаг показал бы желание противной стороны начать деэскалацию в Донбассе»). Какова связь между обменом пленными — обычным делом на войне — и деэскалацией войны? К тому же тут вылезает присущая украинской дипломатии хитроустроенная такая арифметика: Украина удерживает же раза в три больше политзаключённых и пленных, и если такими дозами менять, то Донбасс отдаст всех, а Украина оставит «на развод». Этой якобы никому не понятной «военной хитростью» руководствовалась и порошенковская переговорная группа под руководством Геращенко. Поэтому, возможно, столь скромное предложение Зеленского — желание не дразнить ястребов и одновременно показать и «ватникам» и «адекватникам», что он хоть что-то пытается делать. А там, мол, дойдём и до «всех на всех».
«СП»: — Накануне Зеленский заявил, что готов обсуждать прекращение огня в Донбассе в рамках минских договоренностей. Но до этого он неоднократно делал заявления, противоречащие Минску (отказывался принимать законы об амнистии и изменения в конституцию). Как это теперь понимать?
— Он ещё двести раз сделает столь же противоречивые заявления в угоду текущему политическому моменту и аудитории, к которой обращается. Это банальный дилетантизм, умноженный на желание продолжать нравится электорату. Будем надеяться. Что после триумфальных для «Слуги народа» парламентских выборов позиция будет не столь зависима от «мрий» (грез), которыми богатеет украинский избиратель, и станет более реалистичной. И тогда мы уже увидим согласие на обмен по формуле «всех на всех».
«СП»: — Зеленский также предложил Европе поучаствовать в восстановлении Донбасса. Что это значит?
— По-моему, такие призывы звучали и от Порошенко. И Европа никоим образом не отозвалась. Что только говорит об утопичности данных предложений. Так что и обсуждать тут нечего. Обыкновенное бла-бла-бла.
«СП»: — Как, по-вашему, Европа оценила инициативы Зеленского? В нем все еще видят что-то отличное от Порошенко?
— Инициативы по продолжению Минского и расширению Нормандского форматов (за счёт, скажем США) Меркель и Макрон, несомненно, оценили как нереалистичные. Ведь «новый украинский стратег», как и прошлый, слона то и не заметил — то есть ЛДНР и РФ, от которых единственно и зависит, есть шансы у указанных форматов на расширение, и могут ли в Донбассе появиться миротворцы ООН. С таким же успехом Зеленский может обсуждать с Меркель и Макроном вопросы участия Мадагаскара в Армянско-Азербайджанском урегулировании. К тому же, европейские лидеры прекрасно знают, кто на самом деле не выполняет Минские соглашения. И на закрытых переговорах, конечно, делятся этим знанием с Зеленским, указывая на то, что продвижение и развитие Минского процесса невозможны без выполнения предыдущих пунктов. Отсюда и главное отличие Зеленского от Порошенко в глазах европейских коллег — у них ещё есть надежда, что он не станет зарабатывать на войне, а потому прислушается к их советам.
Новости России: Зюганов заявил, что Мособлсуд встал на сторону «капиталистического спрута»