Сам по себе факт захода отряда кораблей и судов обеспечения Северного флота во главе с фрегатом «Адмирал Горшков» в порт столицы Кубы Гавана мог бы показаться незначительным, если бы не одно обстоятельство. Россия присматривается к возможности возвращения на Кубу и, вероятно, возобновить там деятельность своей военной базы, существовавшей еще в советские времена. США становятся ближе? В первую очередь для ракет — как ответ на размещение американских средств ПРО в Европе. В таком случае велика вероятность нового Карибского кризиса.
Вспомним, что сам термин «карибский кризис» возник в результате чрезвычайно напряженного политического, дипломатического и военного противостояния между СССР и США в октябре 1962 года. Тогда, еще в 1961 году, американцы разместили свое ядерное оружие в Турции — на линии прицельного огня. В ответ Советский Союз тайно перебросил и разместил на Кубе свою технику и вооружение, включая ядерное оружие. США тоже оказались под прицелом. Кризис, который на самой Кубе называют «Октябрьским кризисом», мог привести к глобальному мировому конфликту. История, похоже, повторяется. В ответ на американские тактические ракеты, поставка которых в Польшу и Румынию предполагается к 2022 году, Россия может разместить свои ракеты на Кубе. Для этого необходимо реанимировать там свою базу.
Россия сейчас намерена вернуться на свои бывшие военные базы. В том числе на Лурдес на Кубе. Собственно, к этому все и шло в последние годы, когда Россия, выдержав мощный экономический удар и политическое давление, в первую очередь со стороны США, возвратила себе статус мировой державы. И такие «реперные точки» в военном противостоянии с далеко недружественными странами в лице блока НАТО крайне нужны. Не как плацдарм для агрессии, а возможность агрессию пресечь. Желательно, на дальних подступах к собственным границам.
В начале 90-х прошлого века, США, ломая всю доктрину российской (еще недавно советской армии) были нацелены на несколько ключевых позиций. Во-первых, заставить нас пустить под нож «ядерный щит», включавший в себя «ядерную триаду» — ракетные войска стратегического назначения, атомный подводный флот и дальнюю стратегическую авиацию. Во-вторых, заставить считать, что служба в российской армии это как минимум позор и унижение. В-третьих, лишить потенциального союзничества с любыми странами в мире. И эти задачи Вашингтону на каком-то этапе удалось частично выполнить. Мы за американские деньги резали ракеты и подводные лодки, оставляли ржаветь на аэродромах уникальные самолеты. Всячески ругали и клеймили свою армию. Отпустили в НАТО практически всех бывших союзников по Варшавскому договору и отказались от заграничных баз.
В кубинском Лурдесе, в южном пригороде Гаваны, советский центр радиоэлектронной разведки располагался с 1967 года. Основная версия его предназначения — прослушивание американских спутников связи, телекоммуникационных кабелей и НАСА. Этот центр выдавал координаты для целей советским ракетам, размещенным на Кубе, которые в случае необходимости могли поразить в считанные минуты все южное побережье США. Базу Лурдес «заморозили» в 2002 году. В угоду США. Но ее техническое состояние поддерживалось российскими специалистами все эти годы, хотя о конкретных договоренностях по ее поводу между Россией и Кубой так и ничего не было известно.
— Реанимировать базу в Лурдесе — вопрос нескольких месяцев, — считает военныйэксперт Владислав Шурыгин, — Станция находится в рабочем состоянии, но ее функциональность уже частично утрачена. Зато там можно достаточно быстро установить новое оборудования. Речь не идет о ракетных системах, они там попросту не нужны, равно как и бригад морской пехоты, которые будут вплавь пересекать Мексиканский залив. Это анахронизм. А вот специальная аппаратура, которая имеется сейчас на вооружении, сделает США абсолютно беззащитными перед российскими средствами поражения. Это как «жучок» в Овальном кабинете Белого дома, который позволяет все знать наперед.
«Куба далека, Куба рядом» — строки из песни советских времен были посвящены Острову Свободы. Подразумевалось, что далекая Куба (9 500 км по прямой от Москвы) являлся едва ли не шестнадцатой республикой СССР. Помимо того, что мы получали едва ли не треть кубинского тростникового сахара, который «на вес» продавался практически в каждом сельском магазине, экзотическом роме Havana Club, которым похмелялись даже сибирские мужики, кубинским сигарам, которые были чуть дороже махорки и сигарет «Прима», Куба была тем самым форпостом Советского Союза у берегов совсем не дружественной Америки, позволившим сохранить хрупкий баланс мира. Во время «карибского кризиса» именно наличие советских ракет на Кубе позволило предотвратить глобальный мировой кризис.
Подобный статус СССР на Кубе был бы не возможен без поддержки со стороны лидера этой страны Фиделя Кастро, который до последних лет жизни (умер в 2016 году) выступал приверженцем дружественных отношений с Советским Союзом, а потом и с Россией.
— В череде событий и поступков героической эпопеи Фиделя Кастро и Кубы можно особо выделить последние 25 лет, — отмечает медиа-эксперт, лично общавшийся с Кастро, Александр Зимовский. — После исчезновения СССР с карты миры, Фидель Кастро и Куба остались наедине с США и их сателлитами в Западном полушарии. И Фиделю удалось сохранить страну, практически, ничего не изменив ни в идеологии, ни в экономике. В то время, когда бывшие страны-союзники СССР уходили в небытие, и на их месте появлялись различные прозападные режимы, Фидель продолжал оставаться образцом принципиальной и неизменной внешней и внутренней политики.
Во-первых, Куба, лишившись экономической поддержки СССР, разработала собственную внутриэкономическую программу.
Во-вторых, Кастро сумел использовать ослабление геополитических позиций США в Латинской Америке. То есть Фидель дожил до латиноамериканского «левого поворота» и полномасштабного восстановления отношений с государствами южнее Рио-Гранде.
В-третьих, изменилась внутриполитическая ситуация в США, где «латинос» превратились в одну из влиятельнейших групп избирателей. Внутреннее давление также привело к переменам в политике США в отношении Кубы.
Про долголетие Фиделя, который пережил практически всех политических лидеров из стана как противников, так и союзников (советский генсек Леонид Брежнев умер еще в 1982 году) легенды и анекдоты ходили еще при жизни. В одном из них говорилось, что когда команданте, получив в подарок попугая и узнав, что он живет триста лет, огорченно произнес: «Жаль будет расставаться». Даже передав политическую власть на Кубе своему брату Раулю, Фидель оставался не просто символом Кубы, но и активным участником событий в стране. И когда на Кубу прилетел американский президент Барак Обама, он проигнорировал этот факт и даже не прокомментировал это событие. Как и Рауль Кастро, который демонстративно не пожал протянутую руку американского президента — кубинцы старых обид не прощают.
Некая обида у кубинцев в отношении России осталась. Когда в начале 90-х Москва открестилась от Гаваны и свернула как военное, так и торговое присутствие на Кубе, кубинцы без обиняков заявили о предательстве. Они нам искренне верили и надеялись на помощь. Сейчас отношения вернулись практически в прежнее русло. На Острове Свободы готовы принять не только российских туристов, но и российских военных, как гарант собственной безопасности.
— Это была настоящая катастрофа, когда Россия под американским давлением отвернулась от Кубы, — вспоминает бывший корреспондент кубинской правительственной газеты «Гранма» (Granma) Педро Прадо. — Но мы прекрасно знали, что это не воля российского народа, а лишь кратковременные обстоятельства. И кубинцы не позволили тогда себе ни одного негативного слова в адрес вашей страны, лишь определенное сожаление. Даже когда было закрыто представительство нашей газеты в Москве, тональность публикаций в отношении России не изменилась. Да и работа кубинского посольства в Москве никогда не прекращалась. И сейчас ухудшений наших отношений не произойдет. А вероятность возвращения российской военной базы будет принята с пониманием и дружелюбием.
Новости мира: Трамп заявил, что не позволит Ирану иметь ядерное оружие