воскресенье, 13 июля
совместно с Жэньминь жибао
Политика / Китай сегодня
25 июля 2019 20:11

Китай перекраивает экономическую карту мира

Страны Персидского залива и Новый Шелковый путь дают Пекину новый импульс

3854

Прогноз Центра BESA No. 1 299, 17 июля 2019 года

Относительное снижение гегемонии и мощи США в Персидском заливе, а также появление Китая, который стремится играть значительную роль в регионе, изменяют восприятие баланса сил в регионе. Соответственно, страны Персидского залива начали искать пути укрепления своих связей с Пекином, а также с другими державами, чтобы укрепить свои позиции в условиях все более уязвимой геополитической обстановки. Эти государства полны решимости сохранить свой стратегический альянс с США, но, кроме того, стремятся застраховаться от угроз, исходящих от региональных кризисов и силовой конкуренции.

Наиболее значимым дипломатическим и экономическим предприятием Китая в 21-м веке является инициатива «Один пояс — один путь» (Belt and Road Initiative, BRI) — флагманская внешнеполитическая инициатива председателя Си Цзиньпина. Инициатива состоит из двух компонентов: Экономического пояса Шелкового пути (Silk Road Economic Belt, SREB) и инициативы Морского Шелкового пути 21-го века (21st century Maritime Silk Road Initiative, MSRI). Первый компонент связывает Пекин с Центральной Азией, Ближним Востоком и Европой на суше, а второй — объединяет основные морские торговые пути Африки, Европы и Океании, а также Южной и Юго-Восточной Азии.

Читайте также

Эти две схемы неразделимы, и целью Китая является их параллельное осуществление. Каждый компонент может трансформировать глобальный геополитический ландшафт за счет строительства взаимосвязанных инфраструктурных проектов, включая воздушные и морские порты, автомагистрали, высокоскоростные железные дороги, трубопроводы и автомобильные дороги.

Сфера действия BRI обширна и охватывает более 72 стран по семи коридорам. BRI охватывает две трети населения мира, 40% мирового ВНП и, по некоторым оценкам, 75% известных запасов энергоресурсов. Таким образом, для реализации этих великих амбиций потребуются значительные ресурсы — технологические, людские, финансовые и политические — в глобальном масштабе.

Поскольку BRI предназначена для работы через Азию, Африку и Европу, то она будет напрямую связывать экономики Восточной Азии с Западной Азией и далее — с европейскими экономиками. Глобальные инвестиции в инфраструктуру, необходимые для поддержки ожидаемых в настоящее время темпов экономического роста, составляют от 3,3 до 6,3 трлн долларов в год. У BRI есть потенциал для установления нового порядка не только в Евразии, но и во всей международной системе.

На Ближнем Востоке пересекаются сухопутные и морские «Шелковые пути». Это — область, которая содержит разнообразные и сложные гуманитарные, религиозные и этнические элементы и в которой главную роль играет энергетический сектор. Будучи зоной, богатой энергоресурсами, регион будет играть решающую роль в строительстве BRI. Инициатива также окажет влияние на координацию усилий в сфере безопасности, экономического сотрудничества и культурных обменов, которые будут осуществляться в рамках BRI. Таким образом, при реализации концепции «Один пояс — один путь» у китайского правительства есть основания уделять пристальное внимание Ближнему Востоку.

Ближний Восток является географическим центром китайской инициативы. Там «перекрещиваются» не только три континента (Азия, Африка и Европа), но и пять морей (Средиземное, Красное, Аравийское, Каспийское и Черное). Здесь находятся четыре морских стратегических пути: Босфор, Дарданеллы, Баб-аль-Мандеб и Ормуз.

Ядром региона можно назвать страны Персидского залива, поскольку на Ближнем Востоке они являются наиболее влиятельными странами. Выгодное расположение, щедрая обеспеченность природными ресурсами и огромный потенциал индустриализации придают региону Персидского залива первостепенное стратегическое значение для реализации BRI. Как сказал Си Цзиньпин на 6-й Министерской конференции Форума сотрудничества Китая и арабских государств в июне 2014 года, страны региона являются «естественными партнерами по сотрудничеству в совместном создании BRI».

Читайте также

Государства Персидского залива стремятся к социально-экономическому развитию и ускорению индустриализации, чтобы ослабить внутренние конфликты и не остаться за волной глобализации. Они активно внедряют амбициозные планы развития с целью достижения экономических преобразований и уменьшения чрезмерной зависимости от нефти. Эти планы включают в себя «Видение Саудовской Аравии — 2030» (Saudi Arabia’s Vision 2030) года, «Видение ОАЭ — 2021» (Oman's Vision 2020), «Видение ОАЭ — 2020» (UAE's Vision 2021), «Видение Кувейта — 2035» (Kuwait's Vision 2035) и соответствующее видение Катара и Бахрейна до 2030-х годов. Эти страны стремятся к достижению устойчивого развития путем приватизации и развития отраслей, не имеющих отношение к нефтедобыче. Эти амбициозные планы регионального развития и видение BRI Китаем сошлись на общем пути экономического развития, и их стратегическая синергия предоставит обеим сторонам новые возможности.

Государства Персидского залива являются критически важными партнерами и будут играть важную роль в успешном внедрении BRI благодаря своему геостратегическому расположению, огромным запасам нефти и газа, а также быстрому и устойчивому экономическому росту с динамичным расширением рынка потребительских и рыночных товаров, коих у Китая множество. Китайские инвестиции в инфраструктурные и строительные проекты в рамках BRI становятся ключевой темой в дипломатических отношениях и могут создать новые возможности для энергетического и экономического партнерства в перспективных секторах между Китаем и государствами Персидского залива.

Но Китаю придется взвесить уровень того, как эта инициатива расширяет возможности его соперников или угрожает их отношениям с внешними державами.

Автор: Мордекай Чазиза — Dr. Mordechai Chaziza — израильский специалист по вопросам внешней политики Китая.

Перевод Сергея Духанова.

Публикуется с разрешения издателя.

Новости Китая: В Китае создали ультратонкие гибкие чипы

Последние новости
Цитаты
Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня