В последнее время отношениям Ирана и Соединенных Штатов в мировых СМИ уделяется много внимание, и все из-за часто появляющихся официальных сообщений как одной, так и другой стороны. Причем сообщения эти зачастую противоречат ранее сделанным заявлениям. Вот, например, на днях представитель министерства иностранных дел Ирана Аббас Мусави заявил, что не только Штаты предлагают сделки, но и персы. Причем тоже получают отказ. Он рассказал, как в ответ на желание Госсекретаря США Майка Помпео посетить Тегеран и пообщаться с народом, Иран предложил отказать от санкций. Разумеется, не просто так. Вашингтон через МАГАТЭ имел возможность получить доступ к ядерным объектам Исламской республики и провести все необходимые исследования. Мол, персам скрывать нечего и все у них в порядке, но вот взамен придется снять ограничения и позволить иранской экономике развивать новыми темпами. Дядя Сэм оказался не готов к переговорам в этом направлении, чего, впрочем, в Тегеране ожидали. По крайней мере, Мусави заявил именно об этом. Более того, в ИРИ даже знают причины отказа. Заключаются они в абсолютном нежелании Вашингтона вести диалог.
Это заявление Мусави весьма интересно в свете того, что всего пару дней назад он выступил с критикой того самого предложения Помпео о визите в Тегеран. Тогда иранский дипломат вообще заявил, что какие бы то ни было переговоры с американцами невозможны, пока не будет ясно, способен ли диалог дать конкретный результат. Но вот теперь оказывается, что власти его страны сами предлагают какие-то переговоры, желая избавиться от санкций.
Пока все это смотрится очень странно, однако очевидно, что стороны перешли к новому этапу в своих отношениях. Еще неделю назад весь мир боялся войны, и были на то причины. Иранцы сбили беспилотник, принадлежавший Штатам. Трамп немного повозмущался, а потом вдруг заявил, что в самый последний момент отменил масштабную атаку на иранские объекты. В Тегеране поиздевались над этим заявлением и выдали следующую новость — будто бы Вашингтон просил персов позволить ему нанести пару-тройку ударов по безлюдным районам ИРИ. Сложно сказать, насколько это правда, ведь всего несколько дней спустя один из кораблей военно-морских сил США сбил уже иранский летательный аппарат. Око за око. Соизмеримый ущерб, так что все по-честному, только вот есть одно но — персы сбили дрон, который вроде бы как вторгся в их воздушное пространство, а янки сделали это над Ормузским проливом. Все это подготавливало мир к очередному витку насилия на Ближнем Востоке. Усложняла ситуацию эта неразбериха с танкерам. Уже сейчас можно запутаться в том, кто кого задержал и по какой причине. Иран отвечает на провокации иностранных государств, но вряд ли это приведет к чему-то хорошему. Все-таки репутационные потери у Ирана будут посерьезнее, чем у Великобритании или у кого бы то ни было еще.
Невзирая на все это, есть серьезнейшие основания полагать, что Вашингтон и Тегеран близки к переговорам, скорее всего, они уже приступили к подготовительному этапу.
Так, например, американский специалист в области внешней политики Штатов, работающий во влиятельном исследовательском институте Heritage Foundation Джеймс Карафано полагает, что Иран сейчас наоборот серьезнейшим образом заинтересован в переговорах, ибо в будущем его шансы на успех будут значительно ниже. Он указывает на тот факт, что после завершения Brexit позиция нового премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона в отношении Ирана станет куда жестче. Скорее всего, он поддержит Дональда Трампа и дистанцируется от попыток Германии и Франции «воскресить» иранскую сделку. Разумеется, для Тегерана это будет потерей, ведь если из этого соглашения выйдет еще один ключевой гарант, то можно практически окончательно с ним попрощаться.
Кроме того, все действия персов, по мнению Карафано, как раз и говорят, о том, что они набирают балы в преддверии переговоров. Им больше нечего «положить на стол» перед Штатами, кроме как обогащенный сверх нормы уран и провокации в Ормузском проливе. Мол, если Штаты пойдут на сделку, то все это может прекратиться. Примерно так Тегеран рассчитывает добиться успеха. При этом абсолютно неважно, кто будет восседать в Белом доме после 2020 года — Трамп или его оппонент на предстоящих выборах. С каждым из них можно провернуть такой план.
А вот Вашингтону переговоры нужны в связи с грядущими выборами. За счет продвижения «иранского дела» Трамп может получить преимущество и выиграть. Он неспроста взялся за самые болезненные вопросы — КНДР и Иран. Причем освещение в СМИ просто колоссальное, и народ Америки пристально за всем наблюдает. Президента США пытались несколько раз спровоцировать, но он был стойким — все-таки у него есть желание войти в историю как миротворец. Парадоксально, но он действительно оказался куда менее воинственным, чем его предшественник-демократ Обама. Впрочем, если ему повезет пройти на второй срок, то его внешняя политика может серьезно поменяться. Но пока он пытается творить историю, и у него неплохо получается. Так что мир с Ираном и новое соглашение почти что необходимы для его карьеры.
Интересно, что во всем этом сценарии нашлось место всем — США, Великобритании, Китаю и Франции с Германией, но не России. Похоже, всерьез влияние РФ на Иран и уж тем более на США никто не воспринимает. По поводу Тегерана — похоже, способности РФ оказывать на него давление слишком преувеличены, да и к тому же Москва не играет серьезной роли в мировой экономике. Логично, что Иран вряд ли будет на нее полагаться, решая свои проблемы. Кремль не очень-то способен решать свои проблемы, когда речь идет о санкциях со стороны Вашингтона. Так что ждать от него лоббирования персидских интересов не стоит.
Новости России: В столичную мэрию подали заявку на проведение митинга 10 августа